Урок чтения во 2-м классе по теме: С.Михалков. "Мой щенок"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания детей о творчестве С.В. Михалкова.
  • Познакомить учеников с произведением “Мой щенок”.
  • Учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения.
  • Помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям.
  • Обучать самостоятельной работе с текстом, используя Тетрадь по чтению.
  • Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.
  • Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  1. Учебник Л.Ф. Климановой “Родная речь. 2 класс”.
  2. Портрет С.В. Михалкова.
  3. Выставка книг С.В. Михалкова.
  4. Видеозапись мультфильма “Дядя Стёпа”.
  5. Аудиокассета с записью песни “Весёлые путешественники”.
  6. Тетрадь по чтению (см. файл Приложение 1.doc).

Ход урока:

1. Подведение к теме урока.

Учитель: Ребята, вы обратили внимание на выставку книг, посмотрите отрывок из мультфильма и попробуйте догадаться о творчестве какого писателя мы будем говорить на уроке.

Просмотр отрывка из м/ф “Дядя Стёпа”.

2. Объявление темы.

Дети сообщают, что тема урока: Творчество С. Михалкова.

3. Беседа о С. Михалкове.

Сообщения детей обобщает учитель.

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Родители: отец — Владимир Александрович Михалков (1886—1932). Мать — Ольга Михайловна Михалкова (1883—1932). Двое детей: Старший сын — Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский.

Младший сын — Никита Сергеевич Михалков. На сегодняшний день у С.В.Михалкова 10 внуков и 8 правнуков.

Стихи Сергей Михалков начал писать с 9 лет. Издавал домашний “литературно-художественный журнал”, где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья.

Однажды отец, ничего не говоря сыну, послал несколько его стихотворений известному поэту Александру Безыменскому. “У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусть больше читает и продолжает писать стихи”, — ответил тот.

Впервые опубликовал стихотворение С.Михалкова журнал “На подъёме”, автору было пятнадцать лет. А потом было много публикаций, много стихов.

За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, С. Михалков награжден орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями.

Летом 1943 года правительство приняло решение о создании нового Гимна Советского Союза и С. Михалков со своим другом Г.Эль-Регистаном приняли участие в его создании. 1 января 1944 года новый гимн СССР прозвучал по Всесоюзному радио. Михалкову было 30 лет.

Но С. Михалков писал не только стихи. Он писал басни, и даже прозу. Много писал для детей: “Праздник непослушания”, “Три поросёнка”, “Упрямый козлёнок” и т.д.

Несмотря на многообразие творческих интересов сам Михалков главным делом своей жизни считает поэзию для детей.

4. Проверка домашнего задания проводится в виде викторины.

К уроку вы выучили свои любимые стихи С.В. Михалкова. Расскажите отрывок из стихотворения, а ребята попробуют угадать название.

5. Физпауза под музыку песни “Весёлые путешественники”.

6. Подготовка к восприятию текста.

а) Упражнение по тренажеру для чтения

С А Щ Р

Ф

В

Е

М

Г

О

Н

К

Л

Е

О

Н

А

З

К

Л

В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его. (Щенок)

б) Предположение о тексте.

На доске: С. В. Михалков “Мой щенок”.

- О ком будет это произведение?

- Рассмотрим иллюстрацию на странице 35. Что вы можете сказать о девочке на рисунке? ( Она грустит.)

- Как вы думаете, почему девочка грустит? (Предположения детей.)

Сейчас мы узнаем кто был прав, познакомившись с произведением.

7. Работа с текстом.

а) Первичное восприятие текста.

Подготовленный ученик выразительно читает текст стихотворения.

- Какие чувства вызвало это стихотворение?

- Почему же девочка грустила?

б) Словарная работа:

ку|тать – у|ку|тан|ный
бинт – за|бин|то|ван|ный
пче|ла – пче|ли|ный

в) Самостоятельное чтение (шепотом).

Прочитайте стихотворение ещё раз и подчеркните слова, смысл которых вам непонятен.

Жбан – кувшин с крышкой. (Словарик- страница 214)

Горевала – как по другому сказать? (Грустила.)

г) Выборочное чтение.

  • От чьего имени ведётся рассказ?
  • О каком происшествии рассказывается в этом стихотворении?
  • Что предшествовало этому? Что было с утра?
  • Как долго девочка ждала щенка?
  • Прочитайте ее размышления во время ожидания.
  • Прочитайте, каким увидела щенка девочка, когда он вернулся.
  • Как вы думаете, где был щенок?
  • Из каких строк мы узнаем об отношении девочки к щенку?

8. Самостоятельная работа (см. Тетрадь по чтению, стр.29-30)

а) Выбери и подчеркни слова, характеризующие девочку:

ответственная

заботливая

ленивая

добрая

б) Выбери и подчеркни слова, характеризующие щенка:

шаловливый

ленивый

непоседливый

трусливый

Обсуждение правильных ответов, взаимопроверка.

в) Расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности. (Поставь цифры.)

img3.gif (2496 bytes)

Самопроверка по тексту.

9. Работа над выразительным чтением.

  • Какое выражение лица было у девочки, когда она рассказывала, что у неё пропал щенок?
  • Как можно выразить это душевное состояние при помощи мимики? Покажите.
  • С какой интонацией надо начать читать стихотворение?
  • Что повлияло на смену настроения девочки?
  • С каким настроением надо прочитать этот отрывок?
  • Какие слова вы прочитаете за девочку с гордостью?

Конкурс чтецов.

10. Обобщающая беседа.

  • С каким стихотворением вы сегодня познакомились?
  • Кто из героев вам понравился больше? Почему?
  • Как бы вы поступили на месте девочки?
  • Как вы думаете, каким человеком станет девочка, когда вырастет?
  • Почему стихотворение назвали “Мой щенок”? Можно ли было назвать “Щенок”?
  • Что главное хотел сказать автор в этом произведении?
  • О чем надо подумать, прежде чем взять в дом зверька, птичку или рыбку?

Запомните: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.

11. Домашнее задание.

Выразительно читать стихотворение, подготовить рассказ о своем домашнем животном.

12. Рефлексия.

  • Что нового вы открыли для себя в C.Михалкове – писателе и человеке?
  • Было ли интересно на уроке?
  • Все ли успели сделать, ответить, понять на уроке?
  • Что было трудно?
  • Продолжите предложение: Сегодня на уроке я …
  • Кто поделится своими размышлениями вслух?

Спасибо за работу.