Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему "Различение твёрдых и мягих звуков Н, Н'. Знакомство с буквой Н

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • правильное произнесение и различение согласных звуков “Н”, “Нь” по артикуляционным и акустическим признакам;
  • формирование умения выделять звуки “Н”, “Нь” из слоговых рядов и из слов;
  • упражнение в определении позиции заданного звука в слове;
  • закрепление в речи предлога “на” в составе предложения;
  • совершенствование умения в образовании прилагательных от существительных;
  • усвоение в речи существительных в родительном падеже;
  • знакомство с буквой “Н”;

Развитие:

  • зрительного, слухового восприятия. памяти и внимания;
  • воображения и творческой фантазии; предупреждение дисграфии;
  • совершенствование умения определять направления, ориентироваться в пространстве;
  • формирование эмоциональной готовности к обучению в школе.

Оборудование:

  • демонстрационный материал:
    • фигурки трёх поросят, домики поросят, фигурка волка;
    • письмо-таблица; таблица – герои сказок; кубики и слоговая таблица Зайцева.
  • Раздаточный материал:
    • индивидуальные зеркала, звуковые линейки, карточки с двумя полосками, наборы цветных пуговиц; кружки-красные, синие, зелёные; кассы букв; фломастеры, перфокарты.
    • Т.С.О. – музыкальное сопровождение из сказки "Три поросёнка”.

Ход занятия

1. Организационный момент

Прослушивание музыки из сказки “Три поросёнка”.

– Из какой сказки эта мелодия? (Выставляются фигурки поросят).

– Как звали поросят?

Психологический настрой.

Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим. И тихонечко сидим.

– Поздоровайтесь как поросята: потритесь носиками, хвостиками, похлопайте глазками, улыбнитесь, покивайте головками.

2. Введение в тему.

- Вспомните как звали трех поросят?

– Одинаково ли звучат первые звуки в именах Наф и Ниф?

3. Сообщение темы и цели занятия.

– Сегодня мы будем учиться произносить и различать звуки “Н” и “Нь”. Характеристика звуков: “Н”, “Нь”:

Произнесение звука “Н” перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука.

Напряжённо языком
На десну, наверх нажмём.
Н! – мы звонко произноси
Звуку помогает носик.

Характеристика звуков:

“Н” – согласный, твёрдый, звонкий, носовой; “Нь” – согласный, мягкий, звонкий, носовой.

4. 3вуко-буквенный анализ.

“4 лишний”- найти лишний слог в слоговых рядах:: На- но- ну- ма ; ну- на- са- но; со-ну-ни-на.

Анализ слогов НА, НИ.

Выкладывание слогов с использованием букв, кружков красного, синего, зеленного цвета.

Анализ слогов НА, НИ;

Работа двух детей у доски.

Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.

Проверка выполнения задания.

5. Определение позиции звуков “Н”. “Нь

Работа по картине-таблице.

– С какими сказочными героями дружили поросята? (Незнайка, Буратино).

– Определение позиции звука в словах: Незнайка, Буратино. Работа со звуковыми линейками.

6. Чтение письма-рисунка.

Ориентировка в направлении, ориентировка в пространстве.

Кто ещё из героев был в сказке “Три поросёнка”? (Волк).

Волк хотел помириться с поросятами, но так как он не умел писать, то он нарисовал своё письмо. <Приложение>.

Словарная работа: напрямик.

7. Физкультминутка.

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, правой - раз,
Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладоши
- Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим
- Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.

(Соответствующие движения).

8. Знакомство с буквой “Н”.

Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

– На что похожа буква “Н”?

Дети выбирают картинки похожие на букву “Н”.

– Из каких элементов состоит буква “Н”? -Нахождение буквы “Н” на кубиках Зайцева.

Игра “Запомни, повтори, положи”.

– Положите столько пуговиц. сколько вы увидите букв “Н”.

– Выкладывание буквы из пуговиц (по заданному цвету).

– Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.

– Дописать недостающий элемент буквы “Н”. Работа по индивидуальным карточкам.

Работа по перфокартам.

– В пустых клеточках напишите фломастером букву “Н”.

– Красным фломастером обведите буквы “А, У, И” какие это буквы? - (гласные).

– Синим фломастером обведите твёрдые твердые согласные буквы “Н, Ф”, какие это буквы?

– Зелёным фломастером обведите мягкие согласные буквы “Нь”.

Прочтите из обведённых букв имена поросят. Кто выполнил правильно задание у того в окошке домика появятся портреты поросят.

9. “Подарки для поросят”.

Сегодня у поросят день рождения, выбирите подарки:

Первая команда выбирает подарки-сладости со звуками “Н” или “Нь”.

Вторая команда выбирает подарки-игрушки со звуками “Н”, “Нь”.

10. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать?