Духовно-нравственное и эстетическое развитие личности школьника средствами английского языка в контексте "вечных ценностей"

Разделы: Иностранные языки


Учителю

Ты был, как Бог, и добр, и справедлив,
Мир открывая чисел, звуков, строчек,
Любовь свою и нежность подарил:
На деревце проклюнулись листочки.
Ты вдохновлял мечтой и звал в полет,
Был другом, покровителем и братом.
Вот твоего старания итог-цветок
Дурманит сладким ароматом.
Ты без остатка жизнь свою отдал,
Земным трудом благословляя юность.
Звездой небесной дар твой воссиял!
Плодами древо дерзко улыбнулось!

“В каждом человеке – “Моцарт”, только в одном он раскрылся, а в другом так и остался неосвобожденным” (А. де Сент Экзюпери). Найти “Моцарта” в каждом ребенке и призваны уроки английского, ибо эффективность овладения иностранным языком зависит от готовности человека интегрировать в новую социально-культурную среду, в новое общество, в новую ситуацию. По мнению М.З. Биболетовой, только изучение иностранного языка развивает в человеке такие важные качества (читай слагаемые жизненного успеха), “как толерантность, адаптивность, коммуникативность”. Гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса способствуют интеллектуальному, нравственному, эстетическому развитию личности, ее адекватному восприятию других людей, так как при создании ситуаций речевого общения на уроке происходит соединение учебного предмета с мыслями, чувствами, переживаниями, опытом и жизнью обучаемых. “Преподавание всех предметов должно быть эстетическим и нравственным”(Каден). Развитие личности направлено на развитие мышления и эмоций, т. н. “культурного гумуса” – “высших психических функций” (Выготский), т.к. язык – это часть культуры.

Межкультурная компетенция – средство создания разносторонней мотивации коммуникативной деятельности (игровой, познавательной, эстетической) и социализации ситуации общения. В основе заложен принцип обучающего воспитания, где главным результатом является саморазвитие, развитие эстетических вкусов, нравственных основ. “Функция образования – очеловечение” (Е.И.Пассов). Деятельностный компонент общеобразовательной области “Филология” (в рамках модернизации образования) требует повышения коммуникативной компетенции школьников, что в свою очередь усиливает духовно- нравственную и эстетическую направленность предмета. Безусловно, владение иностранным языком (языком “образования”) повышает уровень гуманитарных знаний, способствует формированию культуры общения. Помятуя, что формирование ключевых компетенций средство развития личности, следует отметить, что именно обращение к “вечным ценностям” призвано сыграть решающую роль в стратегии изучения английского языка. “Эстетическое – значит нравственное” (Лотман).

Моделируя ситуации речевого общения искусствоведческой направленности, полезно предварительно посетить театр, музей, филармонию, посмотреть фильм или прочитать оригинальный текст. Существенно – потом интерпретировать материал на английском языке. Произведения Моэма, Бернса, Шекспира, Уайльда, Уитмена можно инсценировать и обсудить в театральном кафе. Посетив выставку картин, побывав экскурсоводом, каждый учащийся становится знатоком живописи, учится анализировать художественное полотно. Школьников интересует анализ поэтических текстов, художественных фильмов, мультфильмов, музыкальных форм. Межпредметные связи с историей, психологией, философией, географией, безусловно, обогащают личность, мотивируют и оптимизируют изучение языка. Проблемная ситуация на уроке создается посредством афоризмов. Мысли великих классиков служат путеводной звездой в решении нравственных проблем урока, помогают учащимся сделать общечеловеческие выводы о добре и зле. Безусловно, в арсенале каждого учителя должны быть художественные образцы мировой классики: “Ромео и Джульетта”, “Гамлет”, “Укрощение строптивой”, мультфильмы о Русалочке, Белоснежке, Робине Гуде. Страноведческие материалы о Лондоне, истории и географии Британии, традициях и праздниках англичан также создают ситуацию успеха на уроках английского языка. Развивают творческие способности детей конкурсы переводчиков, придворных портретистов, гидов, чтецов, солистов, любителей караоке.

Большую роль в гуманистической методологии играют стратегии рассказа, драматизации, ролевой игры. В процессе драматизации, например, сказки (где учитель – “театр одного актера”), педагог использует различные приемы активизации внимания детей: наглядность (маски, декорации, костюмы, “волшебные” предметы), невербальные средства общения, приемы парадокса, интриги, вовлекает детей в деятельность (продуктивность ВРД). Иными словами, дети так вживаются в фабулу и сказочные образы, что психологический барьер снимается сам собой. Посредством драматизации изменяется ситуация игрового общения, в которой вся базовая лексика, грамматика, основные речевые модели. Ролевая игра обеспечивает подражательное общение, совместную деятельность, раскрытие полного потенциала личности, страноведческую мотивацию, когнитивное и эмоциональное измерение личности, сотрудничество, ситуацию успеха. Интересны в этом плане находки: “Моя семья” (“мыльная опера”), “Найди и обезвредь” (поимка преступника), “Мой рабочий день” (юмористические стихи о лентяе), “Феи Сезонов” (поэтически-музыкальный поединок). Азы кулинарии и этикета осваиваются на уроках “В гостях у англичанина” (приготовление салатов, горячих бутербродов), “Рождество”, “В кафе”, “В магазине”. В “Салоне Судьбы” характеризуются личность и человеческие взаимоотношения с применением карт Ленарманд.

Очень важно использование классической и популярной музыки в начале или в конце урока, так

как музыка создает эмоциональный фон урока, мотивирует, либо расслабляет учащихся.

Особенно эффективны театрализованные представления, литературные гостиные, музыкальные студии, художественные салоны – с обязательной интерпретацией мировых шедевров и написанием проектов (рецензий, отзывов, рефератов, курсовых работ) на выходе. Интеллектуальная деятельность такого плана предусматривает активизацию и самостоятельную реализацию творческих возможностей учащихся в различных видах работ по иностранному языку, где “творчество – коллективное, воздействие – индивидуальное”. Безусловно, эти формы реализуются в период творческого этапа обучения (обобщающие уроки, внеклассные мероприятия) и характеризуются выходом в свободную речь (уровень формирования умений), что и обеспечивается культуросообразной подачей материала.

Общеизвестна сущность воспитания: “мы переводим ребенка из объекта в субъект жизни” (Готник). К сожалению, педагог-информатор с набором прагматичных текстов и жестким дриллом удовлетворит своими выпускниками реальные потребности рынка труда. Однако, результат нашей деятельности – воспитание человека “Мира” (Л.Н.Солодовченко). “За всем, достойным восхищения, стоит творческая индивидуальность. И не время создает человека, а человек создает свое время” (О.Уайльд). “Чтобы взрастить древо личности, нужны знания, труд, любовь” (Щуркова). Только творец творит творца. Только гуманист и истинный ценитель искусства может осуществить педагогику сотрудничества. И, прежде всего, человек, способный радоваться, любить, сопереживать: “Сперва – любить, потом – учить”. В рамках субъект – субъектной педагогики, именно в результате творческой деятельности в контексте “вечных ценностей” происходит формирование личности, без которой Российский Ренессанс, объявленный мыслителями “веком психологии”, гуманистической эпохой человека “морального”, не состоится.

“Вечные ценности” в стратегии изучения английского языка

Классы: 8-9

Тема: “Between Reality & Beyond”. “The present is linked with the past, the future with both.” (Galsworthy)

Подтема: “Charity begins at home”. “Man who man would be must rule the empire of himself.”(Shelly).

Сюжет: “Off with his head, off with her head”/Carroll/.The Tudor family.

Оснащение: магнитофон, фильм “Замки и привидения Англии”, музыкальные инструменты, афоризмы, опорные конспекты, рисунки детей, раздаточный материал, виды Лондона.

Цели:

Речевая компетенция: развитие коммуникативных навыков по теме посредством интеграции учебной и внеучебной деятельности, межпредметных связей (музыка, литература, история, театр, кино).

Языковая компетенция: овладение языковыми средствами по теме(план), расширение Л.Е.по характеристике людей, совершенствование видо -временных форм глагола, типов вопросов, залогов, условных предложений, формул общения.

Социокультурная компетенция: приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям Англии, обеспечение аутентичности общения на страноведческом материале, отвечающем интересам, опыту, психологическим особенностям детей. Знакомство с аутентичным страноведческим материалом, национально- специфическими особенностями бытового поведения и традициями представителей английской лингво-культурной общности.

Компенсаторная компетенция: развитие невербальных средств общения.

Учебно-познавательная компетенция: ознакомление учащихся с возможностью самостоятельного изучения английского языка, истории и культуры средствами киноискусства и чтения аутентичной литературы.

Развитие и воспитание: развитие мышления, памяти, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению иностранного языка на основе реального контекста (ролевой игры), исходя из интересов детей, в условиях педагогики сотрудничества, с позиции личностно-ориентированного общения. Формирование потребности пользоваться иностранным языком как средством общения и самореализации, познания и социальной адаптации. Воспитание толерантного отношения к культуре и традициям англичан. Формирование ценностных ориентаций с позиции диалога культур.

Педагогическая технология: коллективной учебной деятельности в группах.

Элементы ролевой игры: эмблемы клуба любителей истории.

Ход урока

1. Подготовка учащихся к Р.Д. на языке.

1. Приветствие. Выяснение готовности к деятельности. Предъявление проблемной ситуации, учебных задач и целей. Создание эмоционального фона урока.

Мелодия Баха.

Good day everybody! Welcome to our historical club! The problem is: “Do you believe in ghosts?” As for the English, they are very superstitious. It is their tradition. For a long time they have been trying to link their glorious past with their powerful present. According to their traditions they think, that their history, passing through cruelty, treachery, ambitions, murder, revenge, is alive. And there is the timeless atmosphere in England, thanks to the spirits, which are between reality and beyond. We are going on to study historical events, facts, personalities with the help of grammar (types of questions, system of tenses, if-clauses, voices etc.). I’d like you to prove the maxim “The present is linked with the past, the future with both.”(Galsworthy). For that I’d like you to work in groups. … is a main speaker.

2. Фонетическая зарядка. Постановка проблемных вопросов. Are you ready to make a journey in time? Go off! Let’s read these maxims. They are eternal forever.

“Charity begins at home”. “Man who man would be must rule the empire of himself”. (Shelly).

3. Р.У. Проверка понимания. What does it mean according to the sovereign’s and ordinary person’s life destination? (P1, P2…).P: Well, every king should begin from himself and his fellow men and v v Every man is a king of his own life destination.

Управляемый самостоятельный вывод.

4. Речевая зарядка. Микромонологи с опорой на план. I’d like you to remember some historical facts of the Crown’s formation with the help of this plan. As we know, Britain has been many centuries in the making.

– When does the history date back?

– When was it invaded by Celts? Romans? Which name was this period bound up with?

– Which Germanic tribes did occupy the country?

– What about Vikings?

– What can you say about a period of “successful invasion”?

– Characterize the Middle Ages.

– The Wars of the Roses. How long did it last?

У.Р.У. на заполнение коммуникативной толерантности (активизация лексического материала). Закрепление ЛЕ через составление микроситуации. Прием: тестовый контроль с опорой на прецедентные афоризмы. ВРД : монолог-комментарий.

Well, you are real connoisseurs of history. I’d like you to match, identify and characterize English monarchs with the help of these maxims. Prove your choice.

Pound of flesh (Shakespeare) - bloody & wild invaders.

Romeo! Romeo! Wherefore art though Romeo!-Wars of the Roses.

You Cassius have a lean & hungry look-the kings of the Middle Ages.

My head is bloody, but unbowed.

I am the master of my fate,

I am a captain of my soul. (Henley W.E.).

Tomorrow! Tomorrow! And tomorrow!

Creeps in this petty pace from day to day

To the last syllable of recorded time - of all times of all folks.

Управляемый вывод: Every man must create a humane & meaningful life of social responsibility, especially pillars of society.

2. Основная часть урока.

Развитие коммуникативных умений и навыков посредством изучения лингвострановедческого материала и разрешения проблемной ситуации урока.

– In the XVI century Britain was ruled by the members of the Tudor family. Henry VIII is known as a tyrant who murdered his friends & wives. “Off with her head, off with his head” (Carroll).

I’d like you to listen to a report about this terrible person.

– Аудирование доклада с целью характеристики короля (опора на детские рисунки)

Цель-расширение ЛЕ(philanderer, gluttom, tyrant, lotus-eater, murderer, sly, crafty, voluptuary, suspicious, ruthless, cruel) в Р.У. Диалог с опорой на доклад и рисунки.

– Развитие письменных навыков с целью проверки понимания текста. Квиз.

(Детям раздаются квизы).

– Развитие навыков просмотрового чтения. Let’s read the text about king’s wives. Skim through the text in order to make up a plan.

– Traditions…They make a nation special, don’t they? They are bound up with their history, their past. Which traditions do you know? Полилог с драматизацией с опорой на картинки с целью развития диалогической речи.

– Аудирование страноведческого аутентичного фильма. Разрешение проблемной ситуации. Let’s return to ghosts. I’d like you to see the film about ghosts and answer: By what means is the past linked with the present? The vices and sins of the past are terrible, aren’t they?

Why are the souls of the innocent victims immortal and restless ?

– Who is this film about?

– Characterize her.

– She died as a Queen, didn’t she?

– Why is her soul immortal and restless?

Управляемый вывод: If the person doesn’t remember the past, he will be obliged to suffer it once more. We mustn’t repeat past mistakes, we must create humane future. If a murderer kills a human being, he will commit moral suicide. The ghosts prevent murders, put on their guard against cruelty. That’s why “the present is linked with the past and the future with both”. “Charity begins at home”etc.

3. Заключительный этап. Общий итог.

I see you are real connoisseurs of history. You have proved it vividly, with a great deal of emotion, passion and conviction. I like the way, you’ve worked today. Your marks are… Thank you for your work. I’m waiting for your compositions about the Tudor family. Any questions?

East or west but home is best. Let’s sing a song about our problems! “If you go to Rome”…

Приложение