Рейтинг@Mail.ru

Урок экологии в 9–11-х классах по теме "Проблема твердых бытовых отходов"

Разделы: Экология


Цель: познакомить учащихся с проблемой ТБО, путями ее решения.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Раскрыть суть “кризиса отходов”.
  • Познакомить учащихся с масштабами “кризиса отходов” и составом ТБО.
  • Рассмотреть этапы решения проблемы ТБО; варианты утилизации, захоронения.

2. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение учащихся к природным богатствам.
  • Способствовать формированию активного природоохранного сознания учащихся.

3. Развивающие:

  • Развивать внимание, логическое мышление учащихся.
  • Развивать умение работать со знаково-символическими системами.

Оборудование: таблицы, природоохранные плакаты, видеофильм “Наш город или 10*10”, мультимедийный проектор.

План-конспект.

Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету
Черные сотрешь ли, человек?

А. Плотников.

I. Сегодня я предлагаю Вам поговорить о воздействии антропогенных факторов на живые организмы, как человек может отравлять свое собственное существование в прямом смысле этого слова. Давайте обсудим круг вопросов, связанных с ТБО, пути решения этого “мусорного кризиса” как в России так и в нашем родном городе.

Мы с вами горожане, привыкли жить в уюте и комфорте. А что стоит за этим видимым благополучием?

II. (Демонстрация фильма часть № 1)

III. Масштабы и история “кризиса отходов”.

По утверждению британского журнала “Экономист” твердые отходы – это экологическая проблема, вызывающая наибольшую озабоченность жителей развитых стран.

Исторически “на виду” всегда были жидкие и газообразные отходы – промышленные загрязнения воды и воздуха -и они становились объектом первоочередного контроля и регулирования, в то время, как твердые отходы всегда можно увезти подальше или закопать –попросту тем или иным способом “убрать с глаз долой”. Причем наметилась такая линия – чем жестче было законодательство по контролю воды и воздуха, тем больше производилось твердых токсичных отходов, т. к. все методы очистки жидких и газообразных сред приводят к накоплению загрязнителей в твердом веществе: в иле, золе, осадках и т. д. В настоящее время в развитых странах производится от 1 до 3 кг. Бытовых отходов на душу населения в день, что составляет десятки и сотни миллионов тонн в год, причем в США например, это количество увеличивается на 10 % каждые 10 лет. В связи с отсутствием мест захоронения этого огромного количества отходов на западе заговорили о кризисе отходов или кризисе свалок. В японских гаванях насыпаны “мусорные острова” из гор бытовых отходов, производимых в метрополиях; в США города отправляют свой мусор в другие страны на океанских баржах. История самой злополучной из таких барж- Munroe- которая в течение года плавала от порта к порту, пытаясь пристроить мусор из Нью-Джерси, и вернулась домой так и не сгрузив ни тонны, попала во все экологические хрестоматии и учебники, как наиболее яркая иллюстрация “кризиса свалок”.

IV. А как обстоит дело в России?

Подсчитано, что каждый горожанин у нас выбрасывает за год более 300 кг мусора. Он образует буквально горы бытовых отходов. В России их ежегодно из городов и деревень вывозят свыше 30 млн. тонн в год. Коммунальное хозяйство больших городов вынуждено ежегодно нести огромные расходы по уборке. Например, Москва “платит” за свою чистоту 20га. Земли в пригородах, отданных под свалки и примерно 100млн. рублей, истраченных на транспортировку отходов. И так каждый год!

В тоже время свалки занимают не так уж много места в географическом масштабе: например, все бытовые отходы, производимые в России, современными темпами в течении 500 лет можно было бы уместить на площадке 20*30 км про толщине слоя мусора всего в 25 метров.

Особенностью России по сравнению с западными странами является то, что абсолютное большинство отходов свозиться на свалки, из которых 88% находится в “неудовлетворительном санитарном состоянии”. Примерно с 1972 г. В десятке городов СССР были установлены мусоросжигательные заводы I поколения, т.е. практически без воздухоочистительных устройств. Диоксиновые загрязнения, представляющие наибольшую опасность, связанную со сжиганием отходов, никак не контролировались – на это не было ни соответствующих законов, ни соответствующих приборов. Так, в г. Пятигорске по требованию СЭС был закрыт мусоросжигательный завод после того, как четверо рабочих потеряли сознание во время рабочей смены из-за газа, выделяемого отходами, сваленными на заводе.

V. Решить проблему отходов гораздо сложнее, чем построить даже самое современное и дорогое предприятие. Таким образом, всем сегодня понятно, что необходимо комплексное управление отходами. А начинается оно с изменения взгляда на то, чем являются бытовые отходы. Известному эксперту по проблеме отходов Полу Коннету принадлежит краткая формулировка, выражающая этот новый взгляд: “Мусор – это не вещество, а искусство смешивать вместе разные полезные вещи и предметы, тем самым определяя им место на свалке.”

Смешивая различные полезные предметы с бесполезными, токсичные с нетоксичными, горючие с негорючими, мы не должны удивляться, что полученная смесь бесполезна, токсична и плохо горит. Эта смесь, называемая бытовыми отходами, будет представлять опасность для людей, попав как в мусоросжигатель, так и на свалку.

Нетрадиционный подход на эту проблему состоит в том, что гораздо проще контролировать, что попадет на свалку, чем то, что попадет со свалки в окружающую среду. Различные компоненты бытовых отходов не должны смешиваться между собой, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически применимыми способами. Помимо этого необходимы мероприятия по сокращению количества отходов, вторичная переработка и компостирование органической части отходов.

VI. (Демонстрация фильма часть № 2)

Первым шагом к решению проблемы ТБО должен быть сбор информации по тому кем, сколько и каких отходов производится, как они утилизируются; выработка прогноза объема и состава потока отходов на будущее.

Информацией по отходам долгое время в нашей стране не владели и в1989 г. об этом открыто было заявлено. В 1990 г. данные впервые были собраны, но не опубликованы, остались не востребованными.

Каковы варианты утилизации отходов? (Обсуждение видеофильма)

-30 % отходов по весу и 50 % по объему составляют различные упаковочные материалы;

-13 % веса и 30 % объема упаковочных материалов составляет пластик, при том количество пластиковых отходов удваивается каждые 10 лет.

В России не алюминий, не пластик сейчас не перерабатывается. Вывод: отдавать предпочтение упаковке, которая может использоваться вторично или использовать минимальную упаковку.

Что же перерабатывается вторично?

  1. Стекло (каждая 2 бутылка).
  2. Бумага.
  3. Стальные и алюминевые банки (переплавка), аккумуляторы, батарейки.
  4. Пластик – его переработка очень дорогой и сложный процесс.

Большая часть пластиковых упаковок 1 л. 1,5 л. 2 л. Состоят из нескольких компонентов: фольги, пластика, картона. Бутылки из-под кетчупа часто производятся из нескольких типов пластика – такая упаковка практически не поддается вторичной переработке и зачастую не сгорает в мусоросжигательных печах.

Типы пластика:

- полиэтилен терефталат (1,5 л. бутылки)

PETE

- полиэтилен высокой плотности (бутылки моющих средств)

HDPE

- поливинилхлорид (после 1973 г. доказали, что в него входят канцерогены, он

V не должен использоваться в пищевой промышленности)

HDPE

- полиэтилен малой плотности (используется в прозрачных упаковках и пакетах)

- полипропилен (контейнеры для йогурта)

PP

- полистирол (одноразовая посуда для ресторанов)

PS

- многослойная упаковка, или упаковка из нескольких типов пластика

OTHER

На западе широко распространена вторичная переработка типов 1 и 2, реже 4. Другие не перерабатываются.

Ребята, подумайте о второй жизни бутылки в быту. Ваши проекты, эскизы, полезные мысли будут оценены. Они примут участие в выставке. Можно создать свой маленький архив, банк данных о второй жизни пластиковой бутылки.

VII. У нас осталась еще одна группа ТБО – органические, прежде всего растительного происхождения, такие как листья, ветки, скошенная трава, пищевые отходы. Жителям нашего микрорайона предложен голландский проект завода по переработке этой группы отходов. Мы должны научиться отделять эти отходы от других категорий и складировать его в специальные контейнеры. Если в сырье попадут другие группы ТБО, компост (а это конечный продукт биоразложения) может оказаться не пригодным для дальнейшего использования. Продукты переработки неразделенного потока отходов в лучшем случае бесполезны, а чаще всего значительно опаснее исходного материала. Поэтому от нашей грамотности и внимания зависит очень многое.

Помните, что слой высококачественного компоста (20 см), заложенный под теплицу, позволяет получить до 40 кг. огурцов с 1 квадратного метра.

В заключении хочется вспомнить одну крылатую фразу: “Хочешь изменить мир – начни с себя”.

VIII. В качестве домашнего задания вам предлагается:

1. Придумать свои проекты по второй жизни пластиковой бутылки.

2. Проанализировать свой собственный мусор дома, выделить группы ТБО, которые поддаются переработке и которые не перерабатываются.

3. Сколько мусорных контейнеров требуется в идеале в нашем городе, что бы весь мусор перерабатывался на 100 %, т. е. как таковое понятие “мусор” бы исчезло.

Примечание: Фильм, к данному уроку, можно получить у автора!