Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Проектная деятельность учащихся на уроках математики

Разделы: Преподавание математики, Общепедагогические технологии


Умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, вести диалог с коллегами и партнерами, самостоятельно принимать решения. Поэтому и учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям. Одной из таких технологий является “технология проектов”. Суть и идея ее заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся.

В основу “технологии проектов” положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.

Первые проекты по математике мои учащиеся выполняют в 5 классе по теме “Опрос общественного мнения”. Эта тема новая в программе математики 5 класса, но очень полезная. При прохождении этой темы отмечается творческая активность и заинтересованность каждого ученика. На этих уроках активно формируются все ключевые компетенции. Кроме того, тема изучается в конце года, когда дети уже устали. Активные формы организации учебного труда позволяют поддерживать интерес к предмету. Привожу разработки этих уроков в конце работы.

В 6 классе учащиеся выполняют проект по теме “Координатная плоскость”. На первых двух уроках они знакомятся с теоретическим материалом, решают разнообразные задачи, а далее я предлагаю учащимся выполнить проект по этой теме. Все ученики делятся на 4 группы, и в течение 5 минут идет обсуждение в группах - какой проект они будут выполнять. После обсуждения учащиеся выбрали следующие проекты:

  • 1 группа: Разработка и проведение игры на местности “Найди клад”.
  • 2 группа: Разработка сборника задач “Математический зоопарк”.
  • 3 группа: Подготовка сообщения “Координаты в различных профессиях”.
  • 4 группа: Путешествие в будущее “Встреча с координатами”.

На подготовку проекта дается 3-5 дней. Так как тема “Координатная плоскость” изучается в конце года, то далее идут уроки повторения. Как только проекты готовы, я предоставляю группе время на уроке и они проводят презентацию своего проекта. Оценка за проект получается из трех составляющих: самооценка, взаимооценка, оценка учителя.

Критерии оценки проекта:

  • Актуальность и значимость темы;
  • Полнота раскрытия темы;
  • Оригинальность решения проблемы;
  • Качество выполнения продукта;
  • Убедительность презентации.

1 группа не только подготовила и провела игру на местности “Найди клад”, но и подготовила компьютерную презентацию своего проекта (Приложение 1). Суть игры заключается в следующем: в детском парке на главной аллее мелом изображена координатная плоскость с указанием единицы по координатным осям. С помощью координатной плоскости (территория парка) и маршрутного листа с указанием координат точек команды должны найти три пакета с частями карты. После того как они соберут карту в одно целое, команды увидят место, где спрятан клад (сладкий приз).

2 группа разработала и оформила сборник задач, в котором собраны задачи на построение по заданным координатам различных фигурок животных, птиц, насекомых и т.д. Сборник содержит все полагающиеся атрибуты: обложка с указанием авторов, тексты задач, ответы и решения. Во время презентации проекта они предложили решить классу несколько наиболее удачных задач.

3 группа, используя библиотеку, сеть Интернет, беседы с родителями, собрала много интересной информации о том, в каких профессиях используются координаты и рассказала об этом классу.

4 группа заинтересовалась вопросом: Будет ли эта тема использоваться в будущем и в каких классах? Учащиеся этой группы пересмотрели в библиотеке все учебники математики с 7 по 11 класс и выяснили, что каждый год они будут использовать эту тему для построения различных графиков. Они подготовили чертежи и названия этих графиков и убедили учащихся класса в актуальности и важности этой темы.

Проекты в старших классах учащиеся выполняют в виде творческих работ (реферат, курсовая или исследовательская работа). Это индивидуальные годичные проекты. Учащиеся также представляют их в виде компьютерных презентаций (Приложение 2). Лучшие из них представляются на научно-практической конференции школьников. Работа над такими проектами начинается еще в сентябре и проходит она в три этапа.

1 этап – организационный (сентябрь). На этом этапе я помогаю учащимся в выборе темы, даю рекомендации по подбору литературы. Вместе устанавливаем временные рамки и график консультаций.

2 этап – основной (октябрь-январь). Здесь ведется кропотливая работа ученика над составлением плана, подборе материала для проекта, решением задач. Вот где им очень помогают навыки творческой самостоятельной работы. Выполняя проект, учащиеся существенно углубляются в данной теме.

3 этап – заключительный (февраль-март). Учащиеся оформляют свою работу, готовят компьютерную презентацию своего проекта.

Применение “технологии проектов” дает возможность научиться самостоятельно добывать и применять полученные знания, быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе. Эффективное образование невозможно без такой активной самостоятельной деятельности школьника.

Тема: “Опрос общественного мнения” в 5 классе.

1 УРОК.

- После объявления темы урока учитель задает вопрос: “А для чего проводятся опросы общественного мнения и что они дают?”

- Учащимся дается 5-7 минут на то, чтобы они попробовали ответить на этот вопрос, используя п.4 учебника и обсуждение в парах.

- После фронтального обсуждения этого вопроса учениками, учитель делает вывод – опрос общественного мнения проводится для того, чтобы узнать мнение людей по разным вопросам.

- Как пример опроса общественного мнения фронтально решаются упражнения учебника № 14, 16, 17, 20.

- Далее учитель задает вопрос: “Как можно оформить результаты опроса?” Используя изученный ранее материал, учащиеся дают ответ: в виде таблицы, столбчатой и круговой диаграммы.

- Следующий вопрос: “А хотели бы вы узнать мнение своих одноклассников по каким-то вопросам? По каким?”

- После обсуждения этих вопросов у учащихся возникает желание провести самим опрос в классе. Тогда учитель предлагает разбиться классу на группы. Для этого можно использовать такой прием. Учитель вызывает к доске 4-х лидеров (если класс разбивается на 4 группы). Каждый лидер по очереди приглашает в свою группу одноклассников. Так за 2 минуты класс делится на группы. Каждая группа занимает место на одном ряду (каждый ряд – группа). Это очень удобно для дальнейшей организации учебного занятия.

- Учитель задает группам следующий вопрос: “А как проводится опрос общественного мнения? Ведь для этого нужны какие-то правила, должен быть какой-то порядок”. Обсуждение по группам 2 минуты.

- После фронтального обсуждения учащиеся записывают в тетрадь правила проведения опроса общественного мнения:

  1. Распределить обязанности в группе (кто проводит, кто ведет обсчет, кто оформляет).
  2. Выбрать тему опроса и обосновать ее актуальность.
  3. Выбрать объект опроса (одноклассники, жители города, женщины, молодежь и т.д.).
  4. Выбрать место и время опроса.
  5. Провести опрос, соблюдая правила хорошего тона.
  6. Результаты опроса оформить в виде таблицы, столбчатой и круговой диаграмм.
  7. Сделать выводы.

Если останется время, можно обсудить какие могут возникнуть трудности опроса и выходы из затруднительных ситуаций.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: