Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Проектная деятельность учащихся на уроках математики

Разделы: Преподавание математики, Общепедагогические технологии


Умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, вести диалог с коллегами и партнерами, самостоятельно принимать решения. Поэтому и учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям. Одной из таких технологий является “технология проектов”. Суть и идея ее заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся.

В основу “технологии проектов” положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.

Первые проекты по математике мои учащиеся выполняют в 5 классе по теме “Опрос общественного мнения”. Эта тема новая в программе математики 5 класса, но очень полезная. При прохождении этой темы отмечается творческая активность и заинтересованность каждого ученика. На этих уроках активно формируются все ключевые компетенции. Кроме того, тема изучается в конце года, когда дети уже устали. Активные формы организации учебного труда позволяют поддерживать интерес к предмету. Привожу разработки этих уроков в конце работы.

В 6 классе учащиеся выполняют проект по теме “Координатная плоскость”. На первых двух уроках они знакомятся с теоретическим материалом, решают разнообразные задачи, а далее я предлагаю учащимся выполнить проект по этой теме. Все ученики делятся на 4 группы, и в течение 5 минут идет обсуждение в группах - какой проект они будут выполнять. После обсуждения учащиеся выбрали следующие проекты:

  • 1 группа: Разработка и проведение игры на местности “Найди клад”.
  • 2 группа: Разработка сборника задач “Математический зоопарк”.
  • 3 группа: Подготовка сообщения “Координаты в различных профессиях”.
  • 4 группа: Путешествие в будущее “Встреча с координатами”.

На подготовку проекта дается 3-5 дней. Так как тема “Координатная плоскость” изучается в конце года, то далее идут уроки повторения. Как только проекты готовы, я предоставляю группе время на уроке и они проводят презентацию своего проекта. Оценка за проект получается из трех составляющих: самооценка, взаимооценка, оценка учителя.

Критерии оценки проекта:

  • Актуальность и значимость темы;
  • Полнота раскрытия темы;
  • Оригинальность решения проблемы;
  • Качество выполнения продукта;
  • Убедительность презентации.

1 группа не только подготовила и провела игру на местности “Найди клад”, но и подготовила компьютерную презентацию своего проекта (Приложение 1). Суть игры заключается в следующем: в детском парке на главной аллее мелом изображена координатная плоскость с указанием единицы по координатным осям. С помощью координатной плоскости (территория парка) и маршрутного листа с указанием координат точек команды должны найти три пакета с частями карты. После того как они соберут карту в одно целое, команды увидят место, где спрятан клад (сладкий приз).

2 группа разработала и оформила сборник задач, в котором собраны задачи на построение по заданным координатам различных фигурок животных, птиц, насекомых и т.д. Сборник содержит все полагающиеся атрибуты: обложка с указанием авторов, тексты задач, ответы и решения. Во время презентации проекта они предложили решить классу несколько наиболее удачных задач.

3 группа, используя библиотеку, сеть Интернет, беседы с родителями, собрала много интересной информации о том, в каких профессиях используются координаты и рассказала об этом классу.

4 группа заинтересовалась вопросом: Будет ли эта тема использоваться в будущем и в каких классах? Учащиеся этой группы пересмотрели в библиотеке все учебники математики с 7 по 11 класс и выяснили, что каждый год они будут использовать эту тему для построения различных графиков. Они подготовили чертежи и названия этих графиков и убедили учащихся класса в актуальности и важности этой темы.

Проекты в старших классах учащиеся выполняют в виде творческих работ (реферат, курсовая или исследовательская работа). Это индивидуальные годичные проекты. Учащиеся также представляют их в виде компьютерных презентаций (Приложение 2). Лучшие из них представляются на научно-практической конференции школьников. Работа над такими проектами начинается еще в сентябре и проходит она в три этапа.

1 этап – организационный (сентябрь). На этом этапе я помогаю учащимся в выборе темы, даю рекомендации по подбору литературы. Вместе устанавливаем временные рамки и график консультаций.

2 этап – основной (октябрь-январь). Здесь ведется кропотливая работа ученика над составлением плана, подборе материала для проекта, решением задач. Вот где им очень помогают навыки творческой самостоятельной работы. Выполняя проект, учащиеся существенно углубляются в данной теме.

3 этап – заключительный (февраль-март). Учащиеся оформляют свою работу, готовят компьютерную презентацию своего проекта.

Применение “технологии проектов” дает возможность научиться самостоятельно добывать и применять полученные знания, быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе. Эффективное образование невозможно без такой активной самостоятельной деятельности школьника.

Тема: “Опрос общественного мнения” в 5 классе.

1 УРОК.

- После объявления темы урока учитель задает вопрос: “А для чего проводятся опросы общественного мнения и что они дают?”

- Учащимся дается 5-7 минут на то, чтобы они попробовали ответить на этот вопрос, используя п.4 учебника и обсуждение в парах.

- После фронтального обсуждения этого вопроса учениками, учитель делает вывод – опрос общественного м