Активные формы методической работы по теме "Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей"

Разделы: Работа с дошкольниками


1.Вступительное слово к дискуссии:

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

2. Разминка. Решить педагогические задачи:

Семья отправилась на прогулку в лес. Во время отдыха сын 9 лет забрался на верхушку дерева. Дочь 5 лет тоже пыталась, но у неё не получилось. Она заплакала и стала просить родителей помочь ей. Вопрос: Какая из предложенных реакций родителей наиболее правильная?:

  1. Родители накричали на сына, потребовали немедленно слезть с дерева и обоим детям строго-настрого запретили влезать на деревья, объяснив им, что это опасно.
  2. Отец похвалил сына за ловкость, помог дочери подняться на нижнюю ветку дерева, затем самостоятельно спуститься вниз. Девочка несколько раз повторила упражнение.
  3. Мать успокоила плачущую дочь, ласково попросила сына спуститься на землю, а затем отшлёпала его.

Ребёнок не хочет есть. Бабушка старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки. Мать обещает купить новую игрушку. Отец говорит: “Не хочешь – не ешь”. Вопрос: Кто прав?

3. Вопросы дискуссии.

  • Что, по Вашему мнению, входит в понятие “здоровый образ жизни”?
  • Какова роль родителей в приобщении дошкольников к ЗОЖ?
  • Проанализируйте ответы родителей вашей группы на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семьях. Какие Вы выявили соответствия или несоответствия? (вопросы анкеты прилагаются).
  • Проявляют ли родители Вашей группы достаточную активность в физическом воспитании детей?
  • Какие можно выделить показатели хорошей результативности в работе педагогов с родителями по данной проблеме? (примерные ответы):
    а) Создание благоприятной атмосферы в отношениях между родителями и педагогами
    б) Увеличение количества вопросов родителей по проблеме укрепления здоровья детей
    в) Повышение интереса родителей к индивидуальным беседам по их ребенку по данной проблеме
    г) Повышение инициативы родителей, выраженной в предложениях или помощи в решении проблем оздоровления детей
    д) Повышение активности родителей и их участия в обсуждениях, в выступлениях по данной проблеме
  • Отвечая на вопрос: что мы можем сделать в повышении роли родителей в приобщении детей к ЗОЖ? – выполните задание: подберите формы работы с родителями по проблеме:“Педагогическое сопровождение семьи в вопросах физического воспитания детей и повышение роли родителей в приобщении их к ЗОЖ” по разделам:

Просветительские формы: (примерные ответы)

  • Дни открытых дверей;
  • Эпизодические посещения родителями д/сада;
  • Открытые просмотры занятий, физкультурных досугов, праздников;
  • Видеофильмы или их фрагменты на темы воспитания ЗОЖ;
  • Выставки детских работ по теме;
  • Фотовыставки;
  • Информационные проспекты;
  • Информационные стенды;
  • Папки – передвижки;
  • Тематические выставки;
  • Мини - газеты, книги, статьи по данной проблеме;
  • Консультации, рекомендации, беседы (индивидуальные и групповые);
  • Различные формы родительских собраний, лекториев;
  • Практикумы.

Формы совместной деятельности: (примерные ответы)

  • Семейные клубы;
  • Общественные объединения;
  • Совместное проведение семейных праздников, развлечений, походов, экскурсий;
  • Совместное проведение досуга родителей и детей;
  • Организация дополнительных услуг родителями в группе по физической культуре;
  • Организация общих дел в группе и помощи родителей по физическому воспитанию детей;
  • Совместная организация каникулярного отдыха детей.
    По Вашему мнению, какие формы взаимодействия наиболее действенны?
    Какие формы взаимодействия чаще всего используете Вы?

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения ориентированы на поиск новых эффективных форм организации общения с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. При этом педагогу всегда необходимо выступать в качестве квалифицированного консультанта, который может научить, подсказать нужный материал, дать правильный совет, обсудить вместе с родителями возникшие трудности.

До проведения дискуссии родители детей анкетируются:

Анкета для родителей:

“Путь к здоровью ребёнка лежит через семью”

  1. Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Просим Вас ответить на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семье. Заранее благодарим Вас!
  2. Как оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?: плохое, удовлетворительное, хорошее? (нужное подчеркнуть.)
  3. Сколько раз болел Ваш ребёнок за прошедший календарный год? ______________
  4. Существуют ли в Вашей семье традиции по физическому воспитанию? Если “Да”, то какие?____________________________________________________________________

Укажите меры, которые Вы предпринимаете в семье с целью укрепления здоровья ребёнка.(отметьте любым значком)

Меры по укреплению здоровья Регулярно Не регулярно Вообще нет
Посещение врачей      
Приём лекарств      
Соблюдение режима дня      
Соблюдение санитарно-гигиенических норм      
Занятия физическими упражнениями      
Правильное питание      
Прогулки на свежем воздухе      
Закаливание      
Немедикаментозные средства оздоровления      

5.Ваши пожелания: ----------------------------------------------------------------------------
____________________________________________________________

Ф. И. О. Родителя________________________ Ф.И.Ребёнка__________________________

Используемая литература:

  1. Журнал “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения” № 2 –2007 г. ст..Кротовой Т. В.
  2. Журнал “Управление Дошкольным Образовательным Учреждением” № 4 –2006г. ст. Шармановой С. Б; Бродягиной О. Г.

Деловая игра для педагогов

Задачи:

  1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей.
  2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

Деловая игра строится на принципах:

  • коллективной работы
  • практической полезности
  • гласности
  • соревновательности
  • демократичности
  • максимальной занятости каждого педагога
  • неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры

Правила для участников деловой игры:

  • полное погружение и включенность каждого в проблематику деловой игры и в атмосферу творчества.
  • уважительное отношение к высказываниям других, даже в тех случаях, когда они не совпадают с собственной точкой зрения.
  • самовыражение, когда каждый участник игры старается выразить себя и внести личный вкладв решение проблемы.
  • адаптация знаний и умений, полученных в ходе деловой игры, в практическую работу с родителями на группе.

Критерии оценки деятельности команд в деловой игре:

  • уровень активности участников команды
  • педагогическое мастерство
  • умение находить оптимальные или наиболее простые и действенные решения
  • творческий подход к решению задач игры
  • дополнения и их обоснованность

Структура деловой игры:

1 этап: Организационно-подготовительная работа.

До деловой игры:

  1. Выбрать название команды и девиз.
  2. Подготовить приветствие команды (1-2мин.)
  3. Подготовить любой тренинг для родителей по профилактике заболеваний и оздоровлению детей.
  4. Выбор жюри.

2 этап:

Ход игры:

1.Приветствия команд. (название и девиз 3-5 мин.)

2.Конкурс: “Солнце здорового образа жизни”.

Задание: из предложенных материалов, (большой бумажный круг, овалы, фломастеры) выложить солнце, лучи которого и будут все составляющие здорового образа жизни. Подписать лучи (1-2 слова). Объяснить, как полученную схему ''преподнести'' родителям (3 мин. на обдумывание). В какой ещё форме эту информацию можно предложить?

3. Конкурс: “Здоровый ребенок”

Задание: придумать к рубрикам родительского уголка формы работы с родителями на тему: “Здоровый ребёнок” (3-4 мин. на обдумывание).

Рубрики Формы работы
“День здоровья”

“Внимание! Полярная ночь…”

Программа: “Здоровье моего ребенка”

“Дерево здоровья”

“Только без паники!”

“Здоровая переменка”

“Полезные мелочи”

“Мамам на заметку”

“Укрепляем мышцы”

“Ешьте на здоровье!”

“Ушки на макушке!”

“Здоровье” в тазике”

“Полезно и вредно”

 

4. Игра с родителями: “Поменяйтесь местами”

Правила игры: Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий не имеет места и его цель: сесть на одно из мест в круге. Для этого он просит участников: “Поменяйтесь местами, (на стульях) кто….”. Далее каждый, кто находится на месте ведущего придумывает свои задания - например: “ поменяйтесь местами, кто чистит с ребенком зубы на ночь” или “кто не дает долго смотреть ребенку телевизор” или “у кого в семье есть традиция с ребенком отдыхать на природе” и т. д. Участники меняются местами, но не с соседом, а переходят на противоположную сторону. Ведущий занимает одно из мест, а участник, оставшийся без места, становиться ведущим.

5. Конкурс: “Проводим тренинг для родителей”

Каждая команда проводит любой тренинг по профилактике заболеваний или оздоровлению детей, сопровождая его рекомендациями (домашнее задание).

3 этап: Заключительный: подведение итогов, определение победителя, награждения.