Интегрированный урок истории и английского языка "Путешествие в средневековую Англию"

Разделы: История и обществознание, Иностранные языки


«Люди разных стран равны в одном: им дорого и любо всё новое, хоть новое и лепет из старого».

(В. Шекспир).

Цели урока:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках истории и английского языка.
  2. Практиковать учащихся в устной речи и аудировании.

Задачи:

  1. Развитие познавательных интересов учащихся на основе страноведческого и исторического материала с использованием активных форм обучения.
  2. Осуществление межпредметных связей посредством английского языка и истории.
  3. Воспитание чувства дружбы и товарищества, культуры поведения, инициативности и ответственности каждого ученика перед своими товарищами.
  4. Формирование положительных эмоций учащихся, чувства успеха и уважения к культуре и народу страны, язык которой они изучают.

Мотивация на активизацию познавательной деятельности учащихся:

  1. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы на уроке,
  2. Развитие познавательного интереса детей через:
  • использование нестандартной формы урока;
  • включение игровых заданий;
  • расширенное применение принципа наглядности.
  1. Коррекция психических процессов, связанных с познавательной деятельностью.
  2. Формирование положительной учебной мотивации.
  3. Индивидуальный подход в соответствии с психическими особенностями каждого ребёнка.
  4. Использование упражнений релаксации.

Оснащение урока:

  1. Карта «Европа в средние века».
  2. Картины.
  3. Магнитофон и аудиокассета с записями.
  4. Плакат для рефлексии.
  5. Жетоны.
  6. Выставка книг.
  7. Раздаточный материал.

Ход урока

Звучит мелодия, дети рассаживаются на свои места.

Учитель английского языка: Good morning! We are glad to see you. Sit down, please.

Учитель истории: Мы рады приветствовать всех присутствующих на нашем необычном уроке – уроке английского языка и истории одновременно. А чтобы урок удался, давайте пожелаем друг другу хорошего настроения.

Учитель английского языка: Let’s sing the song.

(Дети поют песню “Hello”).

Учитель английского языка: Today we shall have a trip to a faraway country. The Queen of this country is Elizabeth the second. This is the flag of the country, and this is the Emblem of it. Do you know the official name of the country? (Дети отвечают – the U.K.)

Учитель истории: (зачитывается эпиграф урока: «Люди разных стран равны в одном: им дорого и любо всё новое, хоть новое и лепет из старого»).

Своё путешествие мы совершим в средневековую Англию. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают, что мы завершаем изучение истории средних веков и изучаем английский язык). Как всегда, при изучении истории, на этом уроке нам придётся отвечать на традиционные вопросы: что происходило? где? когда? Вспоминая события средневековой Англии, мы постараемся проследить связь времён…

Учитель английского языка: А чтобы проникнуться атмосферой старой доброй Англии, часть урока мы будем общаться по-английски.

Учитель английского языка: How can we travel? (by car, by plane, by train, by ship, on foot). How will we travel today? (Звучит шум моря, дети угадывают - By ship). O.K., let’s go to the Medieval England by ship. There will be 3 teams.

Учитель истории: Отправляясь в путешествие, мы должны быть уверены, что вы знакомы с историческими личностями средневековья. Угадайте, о ком идёт речь.

А) Этот герцог Нормандии, вступив на английский берег, припал к земле и закричал: «Эта земля моя, я взял ее своими руками». Вскоре он действительно стал хозяином всей страны. (Вильгельм Завоеватель).

Б) Умный, мужественный человек, сельский ремесленник, он участвовал в Столетней войне, знал военное дело, старался ввести в своих повстанческих отрядах боевой порядок и дисциплину. (Уот Тайлер) Картина.

В) Английский король, основавший династию, название которой происходит от растения «планта генеста», веточкой этого растения его отец граф Анжуйский любил украшать свой шлем. (Генрих II Плантагенет).

Учитель истории: Итак, мы узнали, под чьим покровительством вы будете сегодня путешествовать.

Учитель английского языка: Во время путешествия вам придётся ответить на многие вопросы, за каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. А в конце урока мы подведём итоги.

Учитель истории: Вы готовы к путешествию? (Звучит шум моря, учитель спокойным голосом, в замедленном темпе произносит текст, делая паузу после каждой фразы и давая детям возможность осмыслить необходимое действие).

«Мы закрываем глаза… Наше дыхание медленное, спокойное, плавное… Мы расслабляемся и успокаиваемся… Каждый из нас – маленький кораблик, который качают ласковые волны океана… Мы качаемся на волнах…плавно поднимаемся вверх… плавно опускаемся вниз…Мы чувствуем, как прохлада охватывает моё лицо, как будто приятный ветерок обдувает нас… Мы ощущаем свежесть и бодрость… Мы потягиваемся… и открываем глаза…».

Учитель английского языка: Внимание! Внимание! Мы пересекаем географическую широту. Самое время задать несколько вопросов по географии.

Look at the task. Read the sentences and choose the right answer. If you are ready show the card with the right variant.

1. England is in...

  • a/Asia;
  • b/ Africa;
  • c/ Europe.

2. Which of these cities are in England?

  • a/ New York;
  • b/ London;
  • c/ Manchester;
  • d/ Nottingham.

3. The main parts of Great Britain are...

a/ Cambridge;

b/ Wales;

c/ Scotland;

d/ England;

e/ Glasgow.

Do you know the symbol of England?

Учитель истории: А можете ли вы сказать, почему этот цветок является символом страны?

Звучит музыка.

Учитель истории: Мы продолжаем наше плавание. Прямо по курсу – «Исторический залив». В историческом заливе 3 рифа: Угадай событие, Договоримся о терминах, Загадки Хроноса. Давайте преодолеем эти рифы.

1. Угадай событие:

А) Удивительно острой и ожесточенной была эта война. Победители беспощадно рубили головы своим противникам. Родственники погибших мстили семьям своих врагов, убивая даже детей. В отличие от обычной феодальной войны, в которой противники старались захватить побольше пленных ради получения выкупа, здесь главная цель состояла в уничтожении своих противников. Война закончилась после того, как почти все знатные феодалы истребили друг друга. В последнем сражении с обеих сторон участвовали лишь жалкие кучки людей. С победителя последнего сражения началось правление в Англии новой династии (Тюдоров). (Война Алой и Белой розы).

Б) Используя прекращение старой династии в Англии, с которой он был в родстве, Вильгельм предъявил права на королевский престол. Войско Вильгельма переправилось через Ла-Манш и высадилось на южном берегу Англии. Здесь произошла битва при Ганстингсе, решившая судьбу страны. (Норманнское завоевание).

В) Борьбу среди противников короля возглавил граф Симон де Монфор. Заняв Лондон, Монфор стал укреплять свою власть, созвав собрание, на которое кроме крупных духовных и светских феодалов были приглашены представители рыцарей и городов. (Созыв парламента).

2. Договоримся о терминах.

1) Кельтские племена, населявшие Британию до прихода германцев (бритты).

2) Налог – плата королю вместо военных походов («щитовые деньги»).

3) Война двух ветвей династии Плантагенетов – Ланкастеров и Йорков (война Алой и Белой роз).

4) Грамота, подписанная английским королем Иоанном Безземельным, удовлетворявшая требования баронов, рыцарей и горожан (Великая Хартия Вольностей).

5) Сподвижники короля Артура (рыцари Круглого стола).

6) Высший представительный орган государственной (законодательной) власти в Англии (парламент).

3. Загадки Хроноса.

Укажите даты событий:

  • Принятие Великой Хартии Вольностей (1215).
  • Завоевание Англии герцогом Нормандским (1066).
  • Крестьянское восстание под предводительством Уота Тайлера (1381).
  • Созыв первого английского парламента (1265).
  • В каком веке складывалось централизованное государство в Англии (11).
  • Война Алой и Белой розы (1455-1485).

4. Что означает английская поговорка: «Сеньор не садится за стол один»?

Учитель английского языка:

В заливе «истории» мы побывали,
В пролив «спортивный» вдруг попали.
Друзья, не медлим ни минутки,
Мы начинаем физминутку.

Приготовились, друзья,
Встали с места. В путь пора.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вместе весело шагать.
Пять, четыре, три, два, раз,
Хорошо идёт наш класс.
Хоть немного мы прошли –
Остановочка в пути.
Руки набок, ноги шире,
Повороты – три-четыре.
Раз - налево, два – направо,
Вновь налево, вновь направо.
Утомились – не беда.
Руки выше поднимаем,
Глубже дышим, отдыхаем.
Дальше в путь, друзья, пора,
Продолжается игра!

Учитель английского языка: А теперь, друзья, предлагаем бросить якорь в бухте «Литературной».

  1. Как называется остросюжетный стихотворный рассказ, часто легендарного или исторического содержания, возникший в средневековой Англии? (баллада).
  2. В английском городе Ноттингеме стоит памятник, вокруг которого всегда полно охотников за сувенирами, главными из которых являются лук и стрелы. Кому посвящён этот памятник? (Робин Гуду).

Do you know some poems about Robin Hood?

Pupil 1:

12 месяцев в году,
Не веришь – посчитай.
Но всех двенадцати милей
Весёлый месяц май.

Pupil 2:

In the merry month of May
All the children are so good
They all hop and sing and say:
“Welcome, welcome, Robin Hood!”

Pupil 3:

О смелом парне будет речь,
Он звался Робин Гуд.
Недаром память смельчака
В народе берегут.
Голодным Робин помогал
В неурожайный год.
Он заступался за вдову
И защищал сирот.
И тех, кто сеял и пахал,
Не трогал Робин Гуд:
Кто знает долю бедняка,
Не грабит бедный люд.

What kind of man is Robin Hood?

Учитель истории: Вы знаете из курса истории, что одним из богатств средневековой Англии была шерсть. Предлагаем прослушать стихотворение и ответить на вопрос: В связи с каким событием оно написано?

Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes, sir, yes, sir
Three bags full.
One for the master,
One for the dame
And one for the little boy
Who lives down the lane.

(Шум моря).

Учитель английского языка: И вот, наконец, мы добрались до «Школьной» гавани.

Учитель истории: Ребята, куда мы с вами должны отправиться, чтобы найти средневековую школу? Назовите ступени средневекового школьного образования.

(первая ступень – «тривиум» или троепутие, где изучали грамматику, риторику и диалектику; вторая ступень – «квадривиум» - четверопутие, где изучали арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Все вместе это называлось Семь свободных искусств).

- Чем отличается средневековая школа от современной?

(В средневековой школе учились не все, только немногие; не было деления на классы по возрасту. Дети обучались на латинском языке, на котором тогда не говорили, на всю школу могла быть одна книга и ученики читали ее по очереди, за проступки учеников били. Да, если кто-то из школяров сильно расшалился, учитель брал в руку розгу – вот уж этого в школе было достаточно. Были дни в году, когда учеников секли не за поступки, а всех подряд, на всякий случай. В средние века «получить образование» и «вырасти под розгой» означало одно и то же. В современной школе среднее образование является всеобщим, ученики делятся на классы по возрасту и иногда по интересам и способностям, обучаются на родном языке, их знания оцениваются по пятибалльной системе, телесные наказания запрещены. У учеников много учебников по предметам).

Учитель английского языка: В 12 веке появились первые высшие школы – Universities. What are the oldest English universities? (Oxford, Cambridge) Show them оn the map.

Перед вами отрывки из стихов поэтов-школяров, которые характеризуют образ жизни и положение школяров в университете. Предлагаем вам перевоплотиться в средневековых студентов и прочитать данные отрывки от их имени. Время для подготовки - 3 мин.

Ваганты – от латинского «бродяги». В средневековье так называли странствующих школяров и студентов. Поэзия вагантов – это в основном песни, в которых народные мотивы сочетались со студенческими. Большинство этих песен остались безымянными. Многие из них дошли до наших дней. Одна из них «Прощание со Швабией». (Швабия – средневековое германское герцогство).

Звучит «Из вагантов». (Инсценировки).

Беззаботные студенты.

Бросим все премудрости,
Побоку учение!
Наслаждаться в юности –
Наше назначение.
Только старости пристало
К мудрости влечение.
Быстро жизнь уносится
Радости и смеха
В молодости хочется;
Книги – лишь помеха.
Вянут годы вешние.
Близятся осенние;
Жизнь всё безутешнее,
Радостей всё менее.
Над книгою сутулится?
Нас девичьи хороводы
Ждут на каждой улице.

Нищий студент.

Нам ли, чьи цветущи годы,
Я кочующий школяр…
На меня судьбина
Свой обрушила удар,
Что твоя дубина.
Не для суетной тщеты,
Не для развлеченья -
Из-за горькой нищеты
Бросил я ученье.
На осеннем холоду
Лихорадкой мучим,
В драном плащике бреду
Под дождём колючим.

Влюблённый в науку студент.

О возлюбленной моей день и ночь мечтаю,-
Всем красавицам ее я предпочитаю.
Лишь о ней одной пишу, лишь о ней мечтаю.

Никогда рассудок мой с ней не расстаётся,
Окрылённый ею дух к небесам взовьётся.
Филологией моя милая зовётся.

Я взираю на неё восхищённым взором.
Грамматическим мы с ней заняты разбором.
И меж нами никогда места нет раздорам.

Молвит юноша: «Люблю!»- полон умиленья.
А для нас «любить» - глагол первого спряженья.

Можно песни сочинять о прекрасной даме,
Можно прозой говорить или же стихами,
Но при этом надо быть в дружбе с падежами!

Учитель английского языка: Спасибо за прекрасное исполнение.

Учитель истории: Как нам известно, при университетах был подготовительный или низший факультет, где изучались «семь свободных искусств». Искусство по-латыни «артес», поэтому факультет часто называли артистическим, а его студентов – артистами (конечно, артисты не имели никакого отношения к театру). Но вы доказали обратное. У вас прекрасные артистические способности. И у вас есть шанс подтвердить это ещё раз. Прошу всех встать. А теперь попытайтесь проделать следующее: поднимите правую руку вверх, потрясите кистью, поднимите левую руку вверх, покачайте обеими руками. Пошумите, как шумят берёзы – ш-ш-ш. Разведите руки в стороны, пожужжите, как самолёт - ж-ж-ж. Помашите руками как крыльями и покричите кыш-кыш-кыш. Вы окончили кооперативную школу одарённых детей. Поздравляю! Вы поистине одарённые дети и вам по плечу обучение в любой школе!

Учитель английского языка: Вот и заканчивается наше путешествие. Давайте подведём итоги. How many cards have you got? Count, please. Итак, победила команда под покровительством… Вы получаете заслуженные 5. Ну а вам, ребята, повезло чуточку меньше. Но вы тоже неплохо поработали.

Учитель истории: Мы думаем, что наш урок не оставил вас равнодушными. Предлагаем поделиться вашими впечатлениями. Перед вами – Океан впечатлений. Причальте свой кораблик к одному из островов.