Урок-семинар "Виды химической связи"

Разделы: Химия


Цель: обобщить и закрепить знания, полученные по теме: «Виды химической связи», подготовиться к контрольному тесту.

(Вопросы к семинарскому занятию раздаются учащимся на первом уроке темы: «Виды химической связи»).

Оборудование: таблицы: «Виды химической связи», «Электронное строение метана», «Электронное строение этилена», «Электронное строение ацетилена», «Типы кристаллических решеток», «Образование водородной связи между молекулами спиртов», «Образование водородной связи в молекуле белка», «Образование водородной связи в молекуле ДНК»; на столе у каждого ученика «Периодическая система Д.И. Менделеева».

Ход урока

I. Учитель знакомит учащихся с целью урока.

II. Опрос:

1. Что мы подразумеваем под видами химической связи?

2. Почему атомы соединяются в молекулы?

3. Из скольких атомов состоят молекулы инертных газов и почему?

4. Какие теории образования химической связи вам известны, кто и в каком году их выдвинул? (1916 г. Льюис (США), Коссель (Германия)).

5. Какие виды химической связи известны?

Обратите внимание на доску, здесь представлены все таблицы, которые помогали нам в изучении и освоении материала. Сейчас эти таблицы исчезнут, и вы без них самостоятельно будете выполнять задания, и покажете, насколько хорошо усвоена тема.

На доске написаны формулы веществ. Необходимо указать вид химической связи в каждом из них BCl3, H2S, K2O, H2, Al, NaI, CH4, CaBr2, F2, Fe. (Один из учеников вслух указывает виды связей в перечисленных формулах веществ.) А теперь подробно остановимся на каждом из перечисленных видов связей.

6. Дать определение ковалентной связи.

7. Назвать механизмы образования КС.

8. У доски:

а) Способы перекрывания электронных облаков (σ и связи, одинарные, двойные, тройные).

б) Механизм образования КС на примере F2

в) Механизм образования КС на примере H2S

г) Донорно-акцепторный механизм образования КС на примере NH4+

9. Как классифицируется КС по степени смещения общей электронной пары? Определение КПС с примерами. Определение КНПС с примерами.

10. Свойства КС (длина, энергия, полярность, поляризуемость, насыщаемость, направленность).

Заслушиваются ответы ребят работающих у доски.

11. Американский ученый Полинг предложил теорию гибридизации электронных орбиталей. Что такое гибридизация, какие виды гибридизации вы знаете?

12. У доски: рассмотреть типы гибридизации электронных орбиталей в молекулах:

а) CH4,

б) BеCl2,

в) BF3

13. Дать определение ионной связи, привести примеры.

14. У доски: показать механизм образования ИС на примере K2O.

15. Свойства ИС (насыщаемость, направленность).

16. Металлическая связь (определение).

17. Свойства МС (насыщаемость, направленность).

18. Особенности строения веществ с МС, как они проявляются в свойствах.

Заслушиваются ответы ребят работающих у доски.

19. Определение водородной связи. (Межмолекулярная, внутримолекулярные) Как сказывается наличие водородной связи на свойствах веществ.

20. У доски: механизм образования ВС.

21. Могут ли различные типы связей содержаться в одних и тех же молекулах? Привести примеры.

22. Могут ли различные типы связей переходить одна в другую?

23. Что является причиной единства всех типов и видов химической связи.

24. В природе вещества встречаются в трех агрегатных состояниях. В каких? Для какого агрегатного состояния вещества справедлив термин «кристаллическая решетка»?

Заслушивается ответ ученика, который работал у доски.

25. Что называется кристаллической решеткой? Какие типы кристаллических решеток вы знаете?

У каждого ученика на столе лежит табличка: «Типы кристаллических решеток», которую надо заполнить.

26. У доски: Один из учеников заполняет графы аналогичной таблицы, предложенными вариантами ответов.

Типы кристаллических решеток Ионная Молекулярная Атомная Металлическая
Частицы, находящиеся в узлах решетки        
Характер связи между частицами        
Прочность связи        
Физические свойства веществ        
Примеры        

Варианты ответов:

1а) катионы и анионы

1б) молекулы

1в) атомы

1г) атомы и катионы

2а) межмолекулярные силы притяжения и отталкивания, возможно образование водородных связей

2б) ионная связь (электростатическое притяжение)

2в) ковалентная неполярная или ковалентная полярная связи (образование общих электронных пар)

2г) металлическая связь (делокализация связывающих электронов)

3а) слабая

3б) очень прочная

3в) разная прочность

3г) прочная

4а) металлический блеск, тепло- и электропроводность, пластичность, твердость различная, tпл, tкип различные

4б) очень высокие tпл, нерастворимость в воде, нелетучесть, твердость

4в) tпл, tкип низкие, хрупкость, летучесть, агрегатное состояние различное

4г) тугоплавкость, тепло- и электропроводность (проводники второго рода), агрегатное состояние при комнатной температуре твердое.

5) I2, H2O, CO2, NaCl, KOH, Ba(NO3)2 C, Si, SiO2, Cu, К, Zu

Хочется надеяться, что урок семинар поможет вам хорошо справиться с контрольными тестовыми заданиями по теме: «Виды химической связи»! Желаю удачи!