Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Способствовать формированию психологических смыслов управления воспитанием личности ребенка.

План:

  1. Психологические закономерности воспитания.
  2. Проблема управления воспитанием личности ребенка.

Ход занятия

I. Проверка домашнего задания:

Проверка домашнего задания проводится в форме психологического диктанта (Приложение 1, Слайды 1-4).

II. Введение в тему:

Знакомство с темой и планом занятия (Слайд 5-6).

III. Анализ психологических закономерностей воспитания:

1. Учащимся предлагается проанализировать запись из дневника (Слайды 7) и соотнести с психологическими закономерностями воспитания (Слайд 8).

Выявить закономерность, соответствующую смыслу записи из дневника. Обосновать свой ответ.

Обсуждение результатов задания.

Вывод: Психологический смысл управления воспитанием личности ребенка заключается в том, что формировать нужно не поведение, а мотивы, ценности, убеждения, мировоззрение, обеспечивающие его.

При обсуждении результатов преподаватель подводит детей к выводу и пониманию психологических смыслов управления воспитанием личности ребенка, но не озвучивает его, предоставляя возможность учащимся самостоятельно сформулировать психологический смысл управления воспитанием личности ребенка.

Текущая рефлексия: Учащимся предлагается записать в тетради тот психологический смысл управления воспитанием личности ребенка, который следует из проведенного выше анализа.

2. Учащимся предлагается пояснить смысл высказывания С.Л.Рубинштейна. (Слайд 9). Обсуждение результатов задания.

3. Одной из психологических закономерностей является утверждение, что личностные психические свойства ребенка проявляются, формируются в деятельности ребенка.

Учащимся в парах предлагается проанализировать, какие мотивы можно сформировать с учетом возрастных особенностей ребенка и в соответствии с содержанием ведущей деятельности. (Приложение 1, Слайд 10)

Обсуждение результатов задания.

Вывод: Психологический смысл управления воспитанием личности ребенка заключается в необходимости учета возрастных особенностей ребенка, формировать и развивать в деятельности, следуя принципу единства сознания и деятельности.

При обсуждении результатов преподаватель подводит детей к выводу и пониманию психологических смыслов управления воспитанием личности ребенка, но не озвучивает его, предоставляя возможность учащимся самостоятельно сформулировать психологический смысл управления воспитанием личности ребенка.

Текущая рефлексия: Учащимся предлагается записать в тетради тот психологический смысл управления воспитанием личности ребенка, который следует из проведенного выше анализа.

4. Учащимся предлагается прокомментировать высказывание с опорой на психологические закономерности воспитания (Слайд 11)

Выявить закономерность, соответствующую смыслу высказывания. Обосновать свой ответ.

Обсуждение результатов задания.

Вывод: Психологический смысл управления воспитанием личности ребенка заключается в необходимости воспитывать, позитивно подкрепляя.

При обсуждении результатов преподаватель подводит детей к выводу и пониманию психологических смыслов управления воспитанием личности ребенка, но не озвучивает его, предоставляя возможность учащимся самостоятельно сформулировать психологический смысл управления воспитанием личности ребенка

Текущая рефлексия: Учащимся предлагается записать в тетради тот психологический смысл управления воспитанием личности ребенка, который следует из проведенного выше анализа.

IV. Проблема управления воспитанием личности ребенка.

1. Одной из психологических закономерностей является утверждение, что воспитание чаще всего направлено на подсознание воспитуемого.

Какие психологические механизмы воспитания направлены на подсознание ребенка? (Слайд 12)

Аргументируйте свой ответ.

Вывод: Психологический смысл управления воспитанием личности ребенка заключается в необходимости умело использовать психологические механизмы воспитания.

При обсуждении результатов преподаватель подводит детей к выводу и пониманию психологических смыслов управления воспитанием личности ребенка, но не озвучивает его, предоставляя возможность учащимся самостоятельно сформулировать психологический смысл управления воспитанием личности ребенка

Текущая рефлексия: Учащимся предлагается записать в тетради тот психологический смысл управления воспитанием личности ребенка, который следует из проведенного выше анализа.

2. Управление воспитанием включает в себя 4 этапа. (Слайд 13)

Проанализируйте ситуацию с точки зрения управления воспитанием ребенка. Спроектируйте систему воспитательного воздействия на ребенка.

(Слайд 14). Работа в группах по четыре человека.

Обсуждение результатов групповой работы.

Вывод: Психологический смысл управления воспитанием личности ребенка заключается в том, что воспитание – это процесс, который требует грамотного управления, от формулировки цели, выбора средств, методов, механизмов во многом зависит результат воспитания.

При обсуждении результатов преподаватель подводит детей к выводу и пониманию психологических смыслов управления воспитанием личности ребенка, но не озвучивает его, предоставляя возможность учащимся самостоятельно сформулировать психологический смысл управления воспитанием личности ребенка

Текущая рефлексия: Учащимся предлагается записать в тетради тот психологический смысл управления воспитанием личности ребенка, который следует из проведенного выше анализа.

3. Учащимся предлагается оценить подтекст (скрытый смысл) высказывания школьного учителя (Слайд 15).

Обсуждение результатов задания.

Вывод: Психологический смысл управления воспитанием личности ребенка заключается в необходимости ответственности взрослых за воспитание детей.

При обсуждении результатов преподаватель подводит детей к выводу и пониманию психологических смыслов управления воспитанием личности ребенка, но не озвучивает его, предоставляя возможность учащимся самостоятельно сформулировать психологический смысл управления воспитанием личности ребенка

Текущая рефлексия: Учащимся предлагается записать в тетради тот психологический смысл управления воспитанием личности ребенка, который следует из проведенного выше анализа.

V. Подведение итогов занятия:

Итак, психологические смыслы управления воспитанием личности ребенка заключаются в следующем:… (Слайд 16).

В чем конкретно для вас заключается психологический смысл управления воспитанием личности ребенка? (Слайд 17)

VI. Самооценка знаний умений учащихся:

Оценка степени готовности учащихся уже сегодня воспитывать личность ребенка.

VII. Итоговая рефлексия:

Нарисуйте в тетради гору, вершиной которой будет ваша готовность, а подножием – ваша неготовность уже сегодня воспитывать ребенка. (Слайд 18)

Подумайте и запишите, что еще вам нужно сделать для того, чтоб быть готовым воспитывать? (Слайд 19)

VIII. Заключительное эмоциональное пятно: (Приложение 2)