Урок по теме "Передача информации" ("Ты мне, я тебе")

Разделы: Информатика


Цели:

  1. Дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации, познакомить со схемой передачи информации.
  2. Развитие логического мышления, расширение кругозора.
  3. Воспитание информационной культуры учеников, развитие творческих способностей школьников, бережного отношения к технике.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока:

  1. Программа презентаций Microsoft PowerPoint.
  2. Интерактивная доска, мультимедийный проектор.
  3. Презентации со слайдами, представляющими новый материал.
  4. Кристаллизатор с водой для проведения опыта “Помехи”.

Основные понятия:

  1. Источник информации.
  2. Информационный канал (каналы связи).
  3. Помехи.
  4. Приемник информации.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

  • Что такое информация?
  • Какие действия человек совершает с информацией?
  • Как человек хранит информацию?
  • Какие носители информации вы знаете?

3. Решение задач с помощью интерактивной доски. (набор задач с комплекта задач для интерактивной доски interwreite)

4. Объяснение нового материала

Подведение класса к новой теме урока.

Рассказать о растении “Стыдливая мимоза”. (слайд презентации-Приложение1). Стебли с колючими шипами, загнутыми книзу. При прикосновении к листочкам или попадании на них капелек воды они попарно складываются и опускаются (откуда получила название "стыдливая"). Родина такого цветка - Бразилия . Как вы думаете почему так происходит? (добиться ответа, что происходит передача информации)

(Презентация-слайд)  Летучая мышь, двигаясь в темноте, испускает ультразвуковые волны. Волны отражаются от предметов, возвращаются и воспринимаются мышью, позволяя ей ориентироваться в пространстве.

(Презентация-слайд)  Учитель испанского языка рассказывает ученикам о произношении, написании слов на иностранном языке.

Во всех рассмотренных примерах наблюдался процесс передачи информации. Сегодняшний наш урок назовём “Ты мне, я тебе”. Как вы думаете, почему я выбрала такое название урока? (ответы могут быть различными)

Актуальность темы в современной жизни 

Человек постоянно участвует в действиях, связанных с передачей информации. Люди общаются между собой, передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону.

(Презентация- слайд) Задание. Выйти к доске рассказать или показать стрелками как происходит процесс передачи информации.

Ребята, приведите примеры из своей жизни, когда вы или вам передавали информацию.

Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?

В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передаёт информацию (источник информации), и тот, кто её получает (приёмник информации). Информация передаётся по информационным каналам. (презентация-слайды.

Дать определение источника информации, приёмника информации, информационных каналов.

Рассмотрим несколько задач в стиле Г.Остера (презентация-слайды).

Прочитав задачи, назовите что или кто является источником, приёмником информации и назовите информационные каналы ?

Задачи.

  1. Учёный с мировым именем Иннокентий сконструировал средство передвижения, которое, рванув с места и отмахав за минуту 121 км, вдруг замирает, пыхтит и топчется на месте. Иннокентий понял, что машина сломалась.
  2. Бабушка недоглядела за пирожками которые жарились на кухне (играла за компьютером) и её внучок Коля понял, что пирожки сегодня будут “загорелые”.
  3. Получая очередную двойку, Любочка тяжело вздыхает, она знает, что мама за это погладит, но только не по голове.

Могут ли быть источниками информации животные? Явления природы?

  • птицы, зимуя в жарких странах, знают когда возвращаться домой
  • кошка прикрывает нос лапой - к холодам
  • муравьи закрывают муравейник днём – быть дождю
  • петух кукарекает по утрам – будит людей (будильник)
  • собака виляет хвостом – дружески настроена
  • кошка виляет хвостом – недружелюбна
  • гром гремит – быть дождю
  • листья растения завяли – болеет или нет воды в корнях

Очень важно чтобы передача информации осуществлялась без искажений, без помех. Рассмотрим опыт, который нам продемонстрирует что произойдёт с информацией если вдруг появятся помехи.

Опыт. В кристаллизатор налить чистой воды (соблюдать правила техники безопасности). Заранее приготовить лист бумаги формата А4, на котором написать акварельными красками “Привет!”. Вопрос: Как вы думаете, что произойдет, если лист бумаги поместить в воду? Достоверна ли будет информация, написанная на листе? Что явилось причиной этого недоразумения? (Помехи). Приведите примеры, когда информация становится недостоверной из-за помех? (игра “Поломанный телефон”, поломка на телефонной станции, слухи или сплетни).

Источники и приемники информации могут быть как одушевленными (животное) так и не одушевленными (персональный компьютер) предметами, явными (учитель-ученик) и косвенными (шум воды может говорить о близости водопада). Встречаются такие ситуации, когда приемник информации, является одновременно и передатчиком, и наоборот источником информации (учитель-ученик, родители-дети, пользователь-компьютер и т.д.)

5. Практическая работа

1 группа – работает за компьютером (объяснить задание). Заполните пустые ячейки таблицы. (задание находиться в рабочих папках вашего компьютера)

Ситуация Источник Приемник Характер передачи
1 Школьник читает текст в учебнике Учебник Школьник Односторонний (1)
2 Бабушка читает письмо Письмо    
3 Мальчик просыпается от звонка будильника Будильник    
4 Разговаривают две подруги Таня и Лена Таня и Лена Таня и Лена Двусторонний (2)
5 Учитель объясняет новый материал всему классу Учитель    
6 Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов Регулировщик Пешеходы, водители  
7 Человек читает объявление в газете Газета    
8 Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков Завуч Ученики и учителя  
9 Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется   Пассажиры  
10 Вывешен знак, запрещающий проезд по улице   Водители  
11 Мальчик получил пригласительный билет на елку Билет Мальчик  

2 группа работает на месте, за партами - готовит выпуск “живой газеты”.

Ребятам выдаю листы белой бумаги, набор картинок, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры. Ребята вырезают одну из картинок и дорисовывают вторую, указывают источник, приёмник и вид передачи информации

Придумайте примеры передачи вашего вида информации, укажите приемник и источник в вашей ситуации, учтите характер канала связи.   Затем выходят к доске рассказывают те ситуации, которые они придумали.    

6. Закрепление нового материала:

  • Итак, как происходит передача информации?
  • Какой характер может носить канал связи?

Что такое помехи, приведите примеры7

7. Домашнее задание. Параграф 1.5 упражнение в буклете “передача информации” (Приложение)

Использованная литература:

  1. Учебник “Информатика 5 класс”, автор Л.Босова
  2. Рабочая тетрадь по информатике 5, автор Л.Босова