Программа по патриотическому воспитанию обучающихся "Стань гражданином"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Пояснительная записка.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Программа “Стань гражданином” разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.

Программа определяет основные направления патриотического воспитания обучающихся МОУ “СОШ № 9” на 2007-2012гг.

Цель работы по патриотическому воспитанию:

  • формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
  • воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

Модель “Гражданина - патриота России”.

Задачи работы по патриотическому воспитанию:

  • сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Содержание деятельности:

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:

  • последовательности
  • поэтапности

Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку:

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.

  • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

  • Любовь к родной природе
    (охрана окружающей среды)

  • Моя Родина - Россия. Мой дом - Хакасия. (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине - Хакасии).

  • Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

Основные направления деятельности:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
  • воспитание общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
  • воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
  • формирование социально-активной позиции обучающихся;
  • оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
  • усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Заповеди, на основе которых строим работу по патриотическому воспитанию обучающихся:

  • ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
  • ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
  • ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
  • СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
  • БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

Схема взаимодействия школы с субъектами воспитания по организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся.

 Эффективные формы работы по патриотическому воспитанию:

  • деятельность школьной комнаты Боевой Славы 309-й Пирятинской дивизии;
  • разработка и реализация социально-значимых проектов;
  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
  • проведение социальных акций “Посылка солдату”, “Письмо на заставу”, “Ветеран живёт рядом”, “Обелиск”;
  • деятельность военно-патриотического объединения “Пирятинец”;
  • встречи с воинами-интернационалистами и солдатами абаканского гарнизона;
  • проведение военно-спортивных игр “Зарница”, “Зарничка”, “Полигон”, “Патриот”, “Армейский марафон”;
  • тимуровское движение;
  • деятельность патриотических и военно-исторических клубов с проведением поисковой и экскурсионной работы;
  • работа школьного пресс-центра;
  • историко-краеведческая деятельность;
  • проведение внеклассных воспитательных мероприятий на патриотическую тематику: классные часы, праздничные и интеллектуально-познавательные программы, брейн-ринги, вечера, литературные гостиные.

Схема форм работы по патриотическому воспитанию обучающихся (Приложение)

Механизм реализации Программы “Стань гражданином”.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы (далее именуемый Совет). Порядок выбора данного Совета определяется Уставом образовательного учреждения. В его состав могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию.

Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, обучающиеся и их родители.

Мероприятия по реализации Программы.

Мероприятия Сроки Ответственные
1. Проведение совместных заседаний Совета школы, педагогического совета и Совета по реализации Программы. сентябрь Директор школы
2. Праздник “Здравствуй, школа!” сентябрь Зам. директора по ВР, вожатые
3. Организация работы клуба “Пирятинец” сентябрь Руководитель клуба
4. Работа школьного пресс-центра. сентябрь Руководитель центра
5. Внутришкольная акция “Забота”, “Помоги другу”. сентябрь Вожатые, классные руководители
6. Тематические классные часы

“Кто я? Какой я?” “Я среди людей, люди вокруг меня”.

сентябрь Классные руководители
7. Заседание Совета по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий. октябрь Председатель Совета, зам. директора по ВР
8. Привлечение родителей обучающихся и Совет микрорайона к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственностиности. ежегодно Староста микрорайона Юго-западный, зам. директора по ВР, классные руководители
9. Праздничная программа к Дню Учителя, для ветеранов педагогического труда. октябрь Вожатые, классные руководители
10. Посвящение пятиклассников в члены детского объединения “Возрождение” октябрь Вожатые, классные руководители
11. Тематические классные часы “Азбука нравственности”, “Кем быть и каким быть? октябрь Классные руководители
12. Праздничная программа к Дню Матери. Ноябрь

ежегодно

Классные руководители, вожатые
13. Правовой БУМ:
  • конкурс мультимедийных презентаций “Я -гражданин России”;
  • конкурс рисованных книг по правовым знаниям;
  • конкурс видеорепортажей “Мои права”.
ноябрь Учителя истории, ИЗО, классные руководители
14. Городской фестиваль ВПО “Родина” ноябрь Зам. директора по ВР
15. Тематический классный час “Я-дома, я-в школе, я-среди друзей” ноябрь Классные руководители
16. Работа клуба “Пирятинец”, кружков ЮИД, “Юный снайпер”” ежегодно Руководители кружков, клуба
17. Встреча с ветеранами 309-й Пирятинской дивизии декабрь Руководитель клуба, вожатые
18. Работа экскурсионной группы Комнаты Боевой Славы декабрь Руководитель клуба, классные руководители
19. Акция “Доброе сердце растопит снег”. декабрь Вожатые
20. Тематические классные часы “Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”. декабрь Классные руководители
21. Проведение конкурса рисунков на тему “Сердцу милая Родина”. ежегодно Учитель ИЗО
22. Создание музея истории школы. 2006-2010 Педагоги школы
23. День открытых дверей для выпускников школы. Ежегодно

февраль

Зам. по ВР, классные руководители
24. Акция “Посылка солдату” февраль Вожатые
25. Спартакиада допризывной молодёжи, военно-спортивная игра “Полигон” Ежегодно

февраль

Учителя физической культуры, ОБЖ
26. Конкурсная программа для подростков и старшеклассников “Солдатушки, браво, ребятушки!” февраль Учитель ОБЖ, вожатые
27. Тематический классный час “Люди, на которых хотелось бы походить”. февраль Классные руководители
28. Книга рекордов допризывной молодёжи февраль Учителя физической культуры, ОБЖ
29. Тематический классный час “Слава тебе, победитель солдат!”, “Есть такая профессия – Родину защищать” февраль Классные руководители
30. Выставка рисунков “России верные сыны” февраль Учитель ИЗО
31. Конкурс патриотической и солдатской песни “Служим Отечеству” февраль Учитель музыки
32. Тематический классный час “Урок мира” март Классные руководители
33. Школьная военно-спортивная игра “Зарница”, “Армейский марафон” март Зам. директора по ВР, вожатые, учителя физической культуры, ОБЖ.
34. Организация и проведение мероприятий, посвящённых победе в ВОВ и локальным войнам. Апрель, май Руководитель клуба “Пирятинец”, вожатые
35. Городская военно-спортивная игра “Зарница” май Учителя физ. культуры, ОБЖ
36. Вахта Памяти май Учитель ОБЖ
37. Экскурсии в Комнате Боевой Славы 309-й Пирятиской дивизии май Руководитель клуба “Пирятинец”
38. Поздравление ветеранов 309-й Пирятинской дивизии, выставка рисунков “Салют, Победа!” май Вожатые, учителя ИЗО
39. Экскурсия в воинскую часть май Учитель ОБЖ
40. Тематический классный час “Этих дней не смолкнет слава” май Классные руководители
41. Торжественная линейка “Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…” май Зам. директора по ВР, вожатые
42. Обеспечение организованного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах июнь Учитель ОБЖ, физической культуры

Ожидаемые результаты.

В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся “Стань гражданином” у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;
  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
  • способность к саморазвитию.

К данной программе разработана подпрограмма “Мой город”. Приложение 1.