Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Конспект урока литературы, 11-й класс. Тема: "Ответственна ли русская литература XIX–XX веков за деградацию российского общества к началу XXI века?"

Разделы: Преподавание литературы


План – конспект урока

I. Постановка проблемы.

Звучит песня В.Высоцкого «Что за дом за такой…» («…и людей позабыл, мы всегда так живём…»).

1. Слово учителя с элементами беседы о цели и задаче урока. Создание ситуации взаимообщения.

-О каких людях идёт речь в песне?

-О каком она времени?

-Всегда ли народ был таким?

-Если не всегда, то, как он стал таким? В результате чего? Когда? В какой момент пришло осознание этого? Или за какой период это произошло?

Было ли такое одичание во времена А.С.Пушкина? Или во времена, описанные в его произведениях?

Например, в «Борисе Годунове» («Народ безмолвствует») или в «Капитанской дочке»?

В этих произведениях показан нравственный потенциал народа («там русский дух»).

Противовес – призыв «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» или тезис «У рабочих нет отечества». Они – своеобразный символ тоталитаризма, показатели маргинализации и люмпенизации общества.

Бичуя российские порядки, посягал ли Н.В.Гоголь на нравственный облик русского народа?

Мёртвые души у Гоголя – это Манилов, Коробочка, Собакевич, а не Пробка Степан! «Мертвы» старосветские помещики, но противовес им – Тарас Бульба!

Мертвы город и присные в «Ревизоре», но вспомните образ птицы – тройки в «Мёртвых душах»!

Общество пусть и не бывшее гражданским, демократическим, тем не менее, было обществом, а не населением. В нём существовала и регулировала общественную жизнь система нравственных ценностей.

II. «Если хотите построить социализм, выберите страну, которую не жалко» (Отто Бисмарк).

1. Слово учителя.

Формирование утопических взглядов в общественной мысли – это отражение социального заказа на тип реализации общественного устройства российской жизни.

Новое социальное содержание взглядов и деятельности Герцена, Белинского (один из вариантов утопии) в отличие от радищевского. Утопизм Радищева был умозрительным, декларативным, ограничивался призывами к совести. Утопизм Герцена и Белинского предполагал программу деятельности.

Углубление утопических идей происходит в творчестве Н.Г.Чернышевского (роман «Что делать»). В принципе, это уже шаг вперёд, т.е. прогресс, по сравнению с рабским вопросом «Кто виноват?» (одноимённый роман А.Герцена). но шаг в том ли направлении?

Примитивные утопии путём тоталитаризации общества неизбежно плодят армии люмпенов (с Шариковыми во главе).

Импульс, данный русской литературой развитию общественного сознания в России, был силён, и в действие пришли жернова истории, на чью мельницу отчасти лила воду литература (Маяковский, Горький, Блок и др.), создавая новый эстетический (и нравственный) идеал.

2. Создание учителем ситуации, требующей дискуссионного решения.

- А был ли этот идеал эстетическим и нравственным? Может быть. Ведь воспел же Блок в поэме «Двенадцать» дело революции и тех 12 красноармейцев, шагающих не каким-нибудь, а «державным шагом», и возглавляет это шествие не кто-нибудь, Иисус Христос:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди - Исус Христос.
Что это: святость дела революции?!

Тогда почему «Злоба, густая злоба кипит в груди Чёрная злоба, святая»? Злоба и святая?!

Может быть это из-за того, что Блок понимал революцию как своего рода наказание правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным и нравственным долгом по отношению к русскому народу? В связи с этим злоба раба, который, восстав, борется за свои права и как будто восстанавливает попранную справедливость, по Блоку, является исторически объяснимой и в чём-то оправданной – «святая», но даже это не может изменить её чёрную природу, она не перестаёт быть враждебной гуманизму силой разрушения и уничтожения.

3. Ответы учащихся. Варианты ответов учащихся. (Приложение №2)

III. «Мы наш, мы новый мир построим…», разрушив прежний до основанья. Но зачем?

1. Учитель. Определить гражданскую позицию Маяковского. Выявить своеобразие видения писателями эпохи соцреализма, эпохи коренного исторического перелома последствий нового общественного порядка.

В.Маяковский: «Хватит жить по законам, данным Адамом и Евой…», «Культура новая, здравствуй!»

За 90 лет такого общественного порядка мы и одичали до такой степени.

Велика роль соцреализма в формировании психологии винтиков (статья В.И.Ленина «Партийная организация и партийная литература»).

2. Ответы учащихся. Варианты ответов учащихся. (Приложение №3)

IV. Судьба инакомыслия в условиях тоталитарного государства.

1. Слово учителя.

Слово «инакомыслие» образовано из двух составляющих – «инако» (т.е. другой) и «мысль».

Изгоняя одно, неизбежно приходилось избавляться и от другого. В результате такой политики пострадал генофонд нации. Это одна из главных причин одичания.

Предупреждение об этом – пророчество Ф.М.Достоевского о 100 миллионах жизней, которые Россия принесёт в жертву социализму. По некоторым оценкам современных исследователей, эта жертва составляет до 110 миллионов человеческих жизней. Сюда относятся жертвы революции, гражданской войны, голода, разрухи, коллективизации, Великой Отечественной войны (которой, по мн