Урок обучения грамоте. Тема: "Йотированные буквы. Буква Я"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить различать на слух сочетание [й`а],
  • учить правильно обозначать звуки [й`а] буквой Я;
  • повторить роль буквы Я в обозначении мягкости согласных;
  • упражнять в чтении;
  • повторить понятие многозначности слов, развивать речь;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Технология: проблемно-поисковая.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. Азбука. Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин;
  2. Праздник Букваря. В.В. Волина;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

1) Чтение гласных букв.

- Буквы каких звуков прочитали? На какие группы можно разделить все буквы гласных звуков? Какую работу они выполняют?

2) Работа со скороговоркой.

Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.

Задания:

1. Чтение по слогам.

2. Чтение с ударением.

3. Чтение целыми словами.

4. Чтение шёпотом.

5. Чтение с нарастанием темпа.

III. Наблюдение за работой буквы Я.

1)- Назовите все слова с буквой Я (яхта, моя, я, моря). (Слова из скороговорки).

- Какое из этих слов “особое”? Почему?

- В каком из слов Я выполняет работу- смягчение предыдущего согласного?

(моря) – составить звуковую схему слова.

- Какую работу выполняет буква Я в словах – яхта, моя? Докажите.

Составить звуковые схемы слов.

- Что заметили? Чем похожи слова?

Вывод: В начале слова или перед гласными буква Я обозначает два звука.

В остальных случаях отдает команду мягкости согласного.

2) Физкультминутка.

“Вот так яблоко”.

Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать. (Дети имитируют движения.)
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!

- В каком слове, в нашей физкультминутки, буква Я выполняет работу – обозначает два звука? (яблоко)

3) Звукобуквенный анализ слова яблоко.

- В слове яблоко 3 слога, так как 3 гласных звука. Ударение падает на первый слог.

1-й слог состоит из 2-х звуков [й`а]

Звук [й`] – согласный, мягкий, звонкий.

Звук[а] – гласный, ударный.

Эти оба звука обозначаются буквой Я.

2-й слог состоит из трёх звуков:

Звук [б] – согласный, твёрдый, звонкий. Обозначен буквой Б.

Звук [л] – согласный, твёрдый, сонорный. Обозначен буквой Л.

Звук [о] – гласный, безударный. Обозначен буквой О.

Звук [к] – согласный, твёрдый, глухой. Обозначен буквой К.

Звук [о] – гласный, безударный. Обозначен буквой О.

- Сколько в слове букв, звуков?

- Почему звуков больше, чем букв?

IV. Закрепление.

1) Задание: Закончите предложение словом, которое начинается на букву Я.

Мальчик бежал и упал в …(яму).

На завтрак у нас были …(яйца).

Солнце светит очень…. (ярко).

День сегодня был теплым и …(ясным).

На следующий год мы будем изучать английский …(язык).

Гимнастика для глаз.

“Темно” (закрыть глаза, руками не прижимать).

“Бабочка” (хлопаем глазами).

Работа по развитию речи.

1. Работа с “Азбукой”, стр. 107.

Угадайте слово:

“Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего”.(Язык)

“Язык болтает – рукам мешает”.

- Отчитываем, объясняем значение.

-. Рассмотрим рисунки.

- В каких значениях используется слово язык? Устно составляем предложения с каждым значением слова язык.

Работа по группам.

Работа над фразеологическими оборотами:

1 группа – “прикусить язык”.

2 группа – “длинный язык”.

3 группа – “общий язык”.

4 группа – “проглотить язык”.

Задача каждой группы – объяснить значение фразеологического оборота, составить предложение.

V. Итог урока.

- Какими знаниями пополнили свою копилку?