Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок-исследование "Начало Отечественной войны 1812 года"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цели урока:

  • дать учащимся представление о причинах войны и событиях начала военных действий,
  • углубить и закрепить знания учащихся об освободительном и завоевательном характере войн,
  • совершенствовать умения учащихся анализировать и обобщать полученный материал на основе работы с историческими документами,
  • совершенствовать умения работать с исторической картой, воспитывать чувство патриотизма у учащихся, чувство гордости за свою Родину.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование:

  • компьютер,
  • видеомагнитофон,
  • телевизор,
  • карты,
  • жанровые картины по теме,
  • портреты полководцев – героев войны,
  • тексты фрагментов романа Л.Н.Толстого “Война и мир”,
  • атласы,
  • пакет документов для каждого ученика.

Структура урока:

1. Повторение ранее изученного материала (индивидуальная работа по карточкам, работа у доски, терминологический диктант).

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

Повторение (работа по карточкам)

Ошибка в тексте: “Состав негласного комитета был очень узок: сам Александр I , М.М.Сперанский, Аракчеев. Они собирались, чтобы исправить ошибки, которые допустил во внутренней и внешней политике удивительный император Павел I, а потому ничего нового от комитета ждать не приходилось”.

Примечание. Неверны как состав негласного комитета, так и задачи, стоявшие перед ними. Именно с этим должен разобраться ученик.

Ошибка в документе: Из разговора Александра I и генерала П.М.Волконского (1825): “Я скоро переселюсь в Крым и буду жить частным человеком…я отслужил 15 лет, и солдату в этот срок дают отставку”.

Ответ: 25 лет – таков был в России срок солдатской службы, почти столько же, к моменту разговора с Волконским, правил Александр I.

О ком это сказано: “рос вне семьи, вне материнской ласки, бабкины восторги не могли заменить ему настоящее семейное гнездо, а это, в свою очередь, не могло не отразиться на формировании характера”

“Он всё делал наполовину”

“Республиканец на словах и самодержец на деле”

Ответ: Александр I

Работа у доски.

Соотнесите события и даты.

  • 1808 – 1809 - Русско-турецкая война
  • 1806 – 1812 - война с Ираном
  • 1804 – 1813 - война со Швецией

Терминологический диктант

(работа с классом).

  • Либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений) и свободы предпринимательства.
  • Маневр – передвижение войск на театре военных действий.
  • Амнистия – частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью.
  • Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к населению.
  • Сейм – название законодательного органа власти в ряде стран.

 “Мозговой штурм” (вопросы-ответы)

1. Из-за чего произошла война между Россией и Ираном в 1804-1813 гг.? (из-за влияния в Закавказье – к России присоединились народы Дагестана и Северного Азербайджана).

2. Кто был союзниками России в войне против Наполеона в 1805 году? (Англия и Австрия)

3. Каковы были условия Тильзитского мира?

1. Присоединение России к континентальной блокаде.

2. Россия признавала все завоевания Наполеона.

3. Франция заключила союз с Россией и обязывалась вступить в войну с Англией в том случае, если та будет проводить прежний курс.

4.В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.?

- Главная причина – несогласованность действий союзников.

5. Чем закончилась война со Швецией 1808-1809 гг.?

- Присоединением к России Финляндии

6. Чем закончилась Русско-Турецкая война?

- Подписанием Бахчисарайского мира, к России отошла Бессарабия.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня мы с вами начнем изучение новой темы “Отечественная война 1812 года”. Это стало главным событием в царствование Александра I.

Для активизации мыслительной деятельности учащиеся выполняют задание: написать слова ассоциации к термину “война” - горе, несчастье, разрушение, смерть.

Обратим внимание на эпиграф.

Эпиграф к теме:

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?

На доске открывается картинная галерея.

Так вопрошал А.С.Пушкин в X главе “Евгения Онегина”. Своими словами великий русский писатель ставит перед нами задачу по всей теме: каковы причины победы русского народа – патриотизм народа;

- полководческий талант Барклая де Толли;

- зимние холода;

- или были другие причины?

Эти слова Пушкина будут служить эпиграфом ко всей теме “Отечественная война 1812 года”. Но сегодня мы приступаем к изучению начального этапа войны 12-го года.

Объявляю тему урока: “Начало Отечественной войны 1812 года”.

Запись в тетрадях темы и эпиграфа.

  • Вопрос: Какой вопрос мы исследуем первым?

Ответ: Причина войны.

  • Вопрос: Одинаковы ли они будут со стороны России и Франции?

Ответ: Нет.

Поэтому сегодня первым вопросом мы рассмотрим причины и характер войны со стороны Франции и со стороны России.

  • Вопрос: Какая сила является главной в войне?

Ответ: Армия.

  • Вопрос: Как вы считаете, что нас должно заинтересовать в армиях?

Учитель: Сравнение армий России и Франции – это 2-й вопрос, который мы сегодня рассмотрим.

Проблемная задача: Начало войны связано с отступлением русских войск. Предлагаю решить следующую проблему: отступление русских войск – позорное бегство, или продуманная тактика?

  • Вопрос: Вспомните из курса новой истории, какие бывают войны?

Ответ: Захватнические и освободительные.

Задание. Откройте 1-й документ. Вы видите приказ Наполеона при переходе армии через Неман. Прочтите и проанализируйте документ. Выясните причины войны со стороны Франции.

Работа с документом.

Приказ Наполеона при переходе армии через Неман. 10 июня 1812 г.

Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.

Наполеон.

“Отечественная война 1812 г” Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941, стр. 14

  • Вопрос: Каковы причины войны по словам Наполеона?

Вывод: Наполеон открыто говорит о том, что не желает иметь в Европе государство, сильнее чем Франция.

Наполеон: “Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы”.

  • Вопрос: Исходя из причин, определите характер войны.

Ответ: захватнический.

Аналогичная работа проводится по документу “Приказ Александра I по русской армии”.

Приказ Александра I по Русской армии. Вильно, 13(25) июня 1812 г.

Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как, призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На начинающего бог.

Александр.

“Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века т.6.М., Госполитиздат, 1962 стр. 442-443 № 178

Вопросы для анализа документа:

  • Какие способы в отношениях с Францией использовала Россия?
  • Какова была цель России?
  • Приведите слова, доказывающие, что Россия сама не хотела развязывать войну.
  • Какова причина войны со стороны России?
  • Исходя из причин, определите характер войны (освободительный)
  • Почему война стала называться Отечественной?

Ответ: Для русского народа эта война была Отечественная, так как весь русский народ боролся за свободу своей родины от иноземного порабощения.

Вопрос: Как вы думаете, действительно ли в развязывании войны виноват только Наполеон? Можно ли всю ответственность возложить только на него?

Ответ: Захватническая политика царизма была не менее активной. И русское правительство рассчитывало на расширение сфер своего влияния и на территориальные приобретения (войны 1805-1812гг.). Итак, война не явилась неожиданностью. Россия и Франция давно готовились к ней.(демонстрация видеофильма)

Работа с картиной “Переход армии Наполеона через Неман”

Картина иллюстрируется чтением отрывка из романа Л.Н.Толстого “Война и мир” (т.3ч.1).

“С конца 1811-го года началось усиленное сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году эти силы двинулись с запада на восток… переходили на ту сторону”.

Наконец встретились армии 2-х враждующих государств и мы переходим ко 2-му вопросу. Сравните численность армий России и Франции.

Используя атлас, карта №1, опираясь на учебник – п.1 параграфа 4, сравните русскую и французскую армии: численность, расположение.

  1-я Барклай 2-я Багратион 3-я Тормасов
Численность 120 тыс.чел. 49 тыс.чел. 58 тыс.чел.
Расположение На севере Литвы, прикрывала направление на Петербург На юге Литвы, прикрывала направление на Москву На Волыни, прикрывала направление на Киев

Наполеон говорил: “Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце”.

Вывод: Французская армия: во-первых, в 2 раза превосходила по численности русскую армию, во-вторых, русская армия была разрознена и растянута вдоль западной границы.

Задание: ознакомившись с численностью и расположением армий давайте составим прогноз: каков должен быть итог войны? Сделайте вывод: победа французов.

Для войны с Россией Наполеон создал поистине “Великую армию”. 600 тыс.чел. В ночь 12 июня 1812 года Наполеон с армией в 420 тыс. чел. перешел реку Неман и вторгся в пределы России

Задание: проследите по карте за словами диктора, как разворачиваются военные действия на начальном этапе войны. Назовите населенные пункты, вблизи которых происходили наиболее значимые сражения. (Салтановка, Клястицы, Красный, Полоцк)

Под д.Салтановкой корпус генерал-лейтенанта Н.Н.Раевского столкнулся с французским корпусом маршала Давец. В критический момент боя Раевский, увидев, что его солдаты дрогнули по градом пуль, сам , вместе с двумя сыновьями повел полк в атаку. Сражение продолжалось весь день, продвижение французов было задержано и позволило армии Багратиона подойти к переправе через Днепр.

У д.Клястицы отряд генерала Кульнева также проявил мужество и героизм. В ходе боя отряд понес большие потери. Французским ядром ему оторвало обе ноги, смерть наступила мгновенно, но после этой битвы французы долго не предпринимали попыток наступления на север.

У Красного дивизия Неверовского встретила французские войска и не дали им пройти. Солдаты дрались с невиданным упорством. После боя от дивизии осталась 6-я её часть.

22 июля в Смоленске соединились армии Барклая де Толли и Багратиона.

4-6 августа на подступах и в самом городе произошло сражение русских и французских войск. 4 августа в 6 часов армия Наполеона начала штурм, русские войска отбили натиск. К вечеру , после ещё одной отбитой атаки б, бой затих. С утра французы вновь пошли на приступ . Штурм города сопровождался мощной бомбардировкой. Вся атаки французов снова были отбиты. Однако ночью русская армия покинула город, не желая принимать генерального сражения в невыгодных условиях, и отступила к Москве.

8 августа главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов. 24 августа под Москвой у д.Шевардино произошел бой. Редут на левом фланге мешал развернуться французам. Наполеон приказал уничтожить его. Атаки следовали одна за другой, но французы несмотря на огромный численный перевес не смогли овладеть укреплением, к ночи русские войска отступили на главные позиции. Бой у Шевардино позволил закончить оборонительные работы на Бородинской позиции. 26 августа 1812 года у с. Бородино в 110 км от Москвы произошло генеральное сражение.

Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня на уроке об Отечественной войне 1812 года?

Задание на дом: параграф 4.

Литература.

1. “Отечественная война 1812г.” Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941, стр. 14 .

2. “Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века” т.6.М., Госполитиздат, 1962 стр. 442-443 № 178.

3. История России. ХIX век, учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений под. ред. Данилова А.А., Косулиной Г.Л. - 4-е изд.-М.: “Просвещение”, 2003.

4. История о французском императоре. Наполеон, Жукова Л.М., М.: “Белый город”, 2003.

5. Энциклопедия для детей. Т.5, ч. 2. История России. – М.: “Аванта +”, 1997.

6. С.М.Толстой. Толстой и Толстые. Очерки из истории рода.Альбом. – М.: “Советская Россия”, 1990.

7. Дом Романовых. Авт.-сост.: П.Х.Гребельский., А.Б.Мирвис., СПб.: ЛИО “Редактор”, 1992.

8. Мультимедиа-энциклопедия “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2005.

9. Российская ИМПЕРИЯ. Проект Леонида Парфенова, ООО “Inter-Video”, 2004.

10. Мультимедийная энциклопедия “История России”, АО “Коминфо”, 2003.