Открытый урок ИЗО в 4-м классе (по программе "Школа-2100"). Тема урока "Архитектурные стили. Архитектура нашего города"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель урока:

  1. Ознакомление учащихся с архитектурными стилями и направлениями. Содействование развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, создание проекта)
  2. Развитие пространственных представлений, образно-логического мышления.
  3. Развитие у учащихся наблюдательности, умения реализовать описанный образ словесно и в доступных материалах. Использование учащимися приёмов для практической реализации замысла.

    Развитие творческого воображения, пространственных представлений, образно-логического мышления, речи, памяти.

  4. Воспитание любви к родному краю.

Оборудование:

  • учебники 4 кл. по программе “Школа 2100”,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • фотографии,
  • буклеты,
  • книги о городе Альметьевск,
  • выставка литературы,
  • посвящённая архитектуре Альметьевска,
  • альбомы,
  • карандаши.

Ход урока

1 Орг. Часть.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

  • Беседа с учащимися.

- Ребята, что вы видите ежедневно , когда идёте в школу и из школы домой.

Какие здания в нашем городе вам нравятся больше всего?

Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на эти здания?

Как называется искусство, которое помогло увидеть нам с вами эти великолепные строения?

- Определите цель сегодняшнего урока.

Сегодня мы с вами продолжим изучать начатую на прошлом уроке тему “Архитектурные образы” и познакомимся поближе с архитектурой нашего родного города Альметьевск.

-На прошлом уроке вам было задано домашнее задние :

изобразить здание города, то, которое поразило вас больше всего. И сейчас мы посмотрим презентацию рисунков, составленных из ваших работ.

(Просмотр компьютерной презентации “Альметьевск- город, в котором я живу”)

(Приложение №1 )

-Ребята, скажите, какие архитектурные стили вам уже знакомы?

Дети дают определения архитектурным стилям.

Готика- архитектурный стиль в эпоху Средневековья, характеризуется устремленностью ввысь всех вертикальных деталей.

Барокко-- архитектурный стиль, отличающийся большим количеством декоративных деталей и богатством декора фасадов.

Классицизм- художественное направление в искусстве, архитектуре, отличающееся соразмерностью и гармонией всех составляющих художественного образа.

Модерн- архитектурный стиль, возникший в конце 20 века. Характерен использованием современных материалов(стекло, пластик, металл)

Ребята подготовили проектные работы по этим направлениям. Давайте их заслушаем.

(Чтение проектных работ учащимися)

( Просмотр компьютерной презентации “Стили архитектуры”)

( Приложение № 2)

3. Работа с учебниками. (Учебник О.А Куревиной, Е.А.Лутцевой по программе “Школа 2100” )

С.32. Самостоятельное ознакомление с материалом.

4. Объяснение материала учителем.

В литературе, живописи и музыке пространство может быть представлено почти неограниченно, а время придаёт образу развитие. А в таком виде искусства как архитектура, пространство ограничено формой, а время как бы остановилось. Архитектура отделена от природы, и вместе с тем очень гармонично вписывается в неё, определяет внешнее пространство.

Главная задача архитектуры – создавать жильё для людей.

В архитектуре мы встречаемся с гармонией, выраженной в чётком ритме, повторении деталей.

А нарушение гармонии называется диссонансом. Он больше присущ современным зданиям.

5. Первичное закрепление знаний

- Давайте рассмотрим на примере некоторых зданий, где мы встречаем ритм, а где диссонанс. (Презентация “Стили архитектуры”)

Сделайте вывод:

- Каким стилям архитектуры свойственны чёткий ритм, зеркальное отображение и гармония? (Готика, классицизм, иногда барокко)

- А какой стиль позволяет себе отойти от ритма? (Модерн)

- Как называется такое явление в архитектуре? (Диссонанс)

Ф И З П А У З А

Показать:

  • Стиль Готику
  • Барокко
  • Кубизм
  • Модерн
  • Арочное окно
  • Рисуем орнамент витража…

(Учащиеся фантазируют и телодвижениями и мимикой лиц пытаются показать направления архитектуры, предложенные учителем)

- Ребята, всё это великолепие было создано замечательными и великими архитекторами разных эпох. Вспомните, пожалуйста, и назовите имена двух великих архитекторов, о которых мы говорили на прошлом уроке.

(Варфоломей Растрелли, Филиппо Брунеллески)

А сейчас я представлю вам ещё одного архитектора, но уже нашей современности. Сегодня он пришел к нам в гости. Это Идрисов Алмаз Ахтямович- главный архитектор города Альметьевск.*

Он поделится сегодня с нами секретами своей профессии.

(Дискуссия учащихся с архитектором)

Далее главный архитектор города Идрисов А.А. показал ребятам, как и с чего он начинает создавать свои проекты, поделился секретом о том, что все свои замыслы и фантазии он черпает из окружающего нас мира, из природы. И прежде всего нужно научиться видеть красоту и великолепие нашей природы, а значит и научиться беречь её.

6. А сейчас , ребята, мы с вами попробуем пофантазировать и сделать набросок

архитектурного сооружения того, в котором, по вашему мнению, нуждается наш город.

- Скажите, какое здание необходимо построить в Альметьевске?

Работа учащихся в альбомах. Выполнение эскизов.

- Ребята, скажите, архитектура- это наука или искусство?

Как вы понимаете высказывание:

“ Архитектура- это застывшая музыка”?

Итог урока.

  • Что сегодня понравилось вам на уроке?
  • Что ещё вам захотелось узнать, сделать?
  • С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?

Домашнее задание:

  1. Написать сочинение на тему: “О чём поёт архитектура нашего города”
  2. Закончить рисунок в цвете.