Методическая разработка урока литературы в 8-м классе "Быть взрослым — это не только права, но и обязанности". Нравственные проблемы в повести А.Алексина "А тем временем где-то…"

Разделы: Литература


Форма проведения: урок-размышление

Цели и задачи работы

Познакомить учащихся с именем А.Г.Алексина, нравственной проблематикой его прозы.

Развивая навыки самостоятельного анализа художественного произведения, помочь разобраться в содержании прочитанного, подвести к осознанию нравственного понятия взрослости.

Способствовать развитию эстетического вкуса восьмиклассников, их творческих способностей и воображения, эмпатийной культуры.

Методическая цель

Использование приемов работы, направленных на формирование и развитие системы духовно-нравственных ценностей современного школьника.

Средства реализации методической цели

Постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемные ситуации, совместный поиск нравственных истин, индивидуальные творческие задания, метод анализирующего наблюдения, метод духовного контакта.

Оборудование урока

Тексты повести “А тем временем где-то…”, выставка книг А.Алексина, портрет писателя, выставка рисунков – иллюстраций к прочитанной повести “Наш вернисаж”, мультимедийный проектор, фотогазета “Семья – это крохотная страна”, словарь нравственных понятий.

Предварительная подготовка к уроку

  1. Прочитать повесть А.Г.Алексина “А тем временем где-то…”
  2. Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути писателя (индивидуальное задание).
  3. Определить ключевые слова – образы, которые будут в центре беседы по содержанию прочитанной книги.
  4. Подобрать цитаты из текста, которые можно использовать в качестве эпиграфов к уроку.
  5. Сформулировать нравственные проблемы повести.
  6. Подготовить рассказ об “образцовой семье” Емельяновых.
  7. Письменно ответить на вопросы:
    • Какие нравственные уроки я извлек из содержания прочитанной книги?
    • Что, по-вашему, означает слово “взрослость”?
  8. Составить словарь нравственных понятий: нравственность, ответственность, долг (индивидуальное задание).
  9. Используя фотографии одноклассников, подготовить презентацию фотогазеты “Семья – это крохотная страна” (индивидуальное задание)
  10. Проанализировав утверждение Платона (“Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное”), написать мини-сочинение на тему: “О чем меня заставила задуматься повесть А.Алексина “А тем временем где-то…”
  11. Подготовить ролевое чтение главы 4 (групповое задание).
  12. Подготовить художественный пересказ содержания главы 8 (индивидуальное задание).
  13. Нарисовать обложку повести (групповое задание).
  14. Подготовить рисунки – иллюстрации к прочитанной повести, продумать их защиту.

Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Готовясь к сегодняшнему уроку, я вновь перечитала повесть “А тем временем где-то…” А.Г.Алексина, которая, наряду с другими его произведениями, вошла в золотой фонд отечественной прозы. Я вновь волновалась за героев и радовалась встрече с хорошей книгой, как и тридцать лет назад, когда открыла для себя этого удивительного писателя впервые. Очень хочу, чтобы прочитанная повесть стала для вас открытием нравственных истин, заставила посмотреть на себя со стороны и ответить на вопросы: что такое добро и зло, долг совести, какова мера ответственности человека за свои поступки? Могу ли я считать себя по-настоящему взрослым? Пришла пора, дорогие друзья, ставить такие вопросы и искать ответы на них.

Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в добрый путь!

2. Объявление темы урока, целей работы.

А.С.Пушкин утверждал: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство”. Я приглашаю вас к размышлению над страницами прочитанной книги, к осмыслению нравственных проблем, которые поднимает писатель. Разбираясь в содержании повести, будьте внимательны к слову!

Работа со словарем нравственных понятий (определение значения слова нравственность).

Знакомство с правилами эффективного учебного взаимодействия (памятка)

Важно не только умение говорить, но и умение слушать;

Необходимо говорить понятно, высказываться по теме, избегая избыточности информации;

Нужно уметь задавать вопросы, помогающие понять сообщение;

Критикуем идеи, а не личности.

Мнения могут быть различными, но не безразличными!

“Бывает так в жизни – вдруг увидишь в обыкновенном самое главное!” – считает писатель Виктор Гончаров. Разделяете ли вы эту точку зрения?

В ходе сегодняшнего урока-размышления мы не раз убедимся в правоте этих слов.

II. Организационно-деятельный этап.

1. Сообщение о жизненном и творческом пути А.Алексина.

Первая книга Алексина – “Тридцать один день” - издана в 1950 году. С тех пор к читателям пришли десятки алексинских повестей, ставших очень популярными, - “Мой брат играет на кларнете”, “Безумная Евдокия”, “Поздний ребенок”, “Третий в пятом ряду”, “Раздел имущества”, “Сердечная недостаточность”, “Звоните и приезжайте!”

По данным международной прессы, произведения Анатолия Алексина переведены на сорок восемь языков, их тираж в мире превысил сто миллионов экземпляров. Писатель удостоен званий лауреата Международных премий, Государственных премий СССР и России, включен в Международный Почетный список имени Г.-Х.Андерсена. В связи с 200-летием со дня рождения А.С.Пушкина Международное общество пушкинистов присудило А.Алексину Пушкинскую медаль и Почетный диплом. Писателю вручена израильская премия “Сострадание” (за помощь онкологическим больным и в том числе жертвам чернобыльской аварии). Многие повести А.Алексина экранизированы.

Около пятнадцати лет писатель вел по первому каналу Центрального телевидения известную передачу “Лица друзей”.

Сокровища своей души автор, оптимист и жизнелюб, щедро дарит взрослым и детям. Все его повести и рассказы – тонкое и бережное исследование внутреннего мира человека. Главный герой его произведений – семья, о чем свидетельствуют названия его книг (“Домашний совет”, “Поздний ребенок”, “Раздел имущества” и др.)

2. Обращение к эпиграфу урока:

Семья – это крохотная страна,
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!
(Э.Асадов)

Презентация фотогазеты “Семья – это крохотная страна…” (фотографии семей одноклассников)

3. Беседа по содержанию прочитанной книги.

3.1. Выразительное чтение начала и конца повести. Определение композиционных особенностей произведения (Композиционная рамка, рассказ от 1 лица)

3.2/ О чем заставила задуматься прочитанная книга?

Проверка индивидуального творческого задания (Платон утверждал: “Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное”. Поразмышляйте над смыслом сказанного в мини-сочинении на тему “О чем меня заставила задуматься повесть “А тем временем где-то…”)

3.3/ Определение ключевых слов-образов предстоящего полилога

(Последовательно открываются слова на доске: семья, взрослость, ответственность, долг)

3.4. Толкование лексического значения слов: ответственность, взрослость, долг (словарь нравственных понятий, составленный дома)

3.5. Расскажите об “образцовой семье” Емельяновых

(“…отец и мама совершили столько правильного и добросовестного, сколько могло бы быть запланировано на пять или даже целых десять семей”; “Образцовая семья!” - со вздохом и неизменным укором в чей-то адрес говорили соседи,… видя, как мама и отец по утрам в любую погоду совершают пробежку вокруг двора, как они вместе, под руку идут на работу и вместе возвращаются домой”).

3.6.Почему Сергей Емельянов “своим поведением… опрокидывал все законы наследственности?” В чем это проявлялось? (“Мои родители посещали все родительские собрания, а я писал с орфографическими ошибками. Они вовремя расписывались в дневнике, а я сбегал с последних уроков. Они вели в школе спортивный кружок, а я подсказывал другу Антону”)

3.7. Что объединяло “неправильных” бабушку и внука? (Она, “как и я, то и дело опрокидывала законы наследственности”). Можно ли в этот момент считать героя по-настоящему взрослым?

3.8. “До того дня жизнь казалась мне настолько простой и ясной, что я редко в чем-нибудь сомневался”. О каком дне идет речь? Почему Сергей решил защитить “образцовость” своей семьи? Почему у дома Нины Георгиевны он стремился зарядиться “решительностью и гневом”? (“И вот опасность возникла. Я еще не мог разглядеть ясно ее лица, но я предчувствовал ее… Никому не мог я сознаться в том, что отец (мой отец!) был и будет для какой-то неведомой мне женщины самым близким человеком на свете!”).

3.9. Чтение по ролям главы 4 (Первая встреча Нины Георгиевны и Сергея)

3.10 “Я готов был ее защищать!” Как это решение характеризуют юного героя повести? (“Я не хотел, чтобы отец защищал ее, и наврал, что он вернется через полтора года. Но сам-то я мог помочь ей! Вместо отца! Защищать, конечно, труднее, чем “просто выслушать”. Но на защиту не нужно иметь прав: чтобы защитить человека, не надо даже спрашивать его разрешения”).

Сергей находится на рубеже взрослой жизни. Он выбирает правильный путь нравственного взросления: помочь человеку, который нуждается в поддержке. Герой одерживает трудную победу, победу над собой.

3.11.Расскажите о Шурике. Считаете ли вы допустимым добиваться благородных целей неблагородными способами? (“Я ведь люблю ее. И многим обязан…Но если нашлись родители? Я ведь не виноват”).

3.12. Любит ли, по-вашему, Шурик Нину Георгиевну?

Как вы считаете, можно ли “испортить добротой”?

3.13.Можно ли назвать Шурика, который старше Сергея, по-настоящему взрослым человеком? (“Вежливо и ласково спросил”, “его никак нельзя было бы обвинить в нечеткости”, “все его фразы были обдуманными, какими-то чересчур завершенными”. “Значит, я должен исчезнуть из того дома и не напоминать о себе… Если собаке хотят отрубить хвост, это надо делать в один прием… Прощаться с глазу на глаз – это невыносимо”).

3.14. Расскажите о Нине Георгиевне.

Что имел в виду Шурик, называя Нину Георгиевну “странным человеком”, “не от мира сего”? Согласны ли вы с ним?

(“Сознательность на грани фантастики”; “вежлива очень. Даже если не верит, не решается это показать”)

Не очень часто встретишь людей с таким добрым сердцем, самоотверженной душой, как Нина Георгиевна. Очень деликатная, душевно тонкая натура. Дважды простила и оправдала предательство близких людей.

3.15. В чем проявляется исключительная, всепрощающая доброта Нины Георгиевны? Почему рядом с такой женщиной вырос предатель? В чем заключается предательство Шурика?.

Беда таких людей в том, что они сами, обладая исключительным чувством долга, снимают ответственность за свои поступки с окружающих. Если доброта рождена стремлением видеть человека лучше, чем он есть, она должна быть еще и требовательной. Принципиальность, требовательность ничуть не исключают душевной тонкости, чуткости.

3.16. Перескажите близко к тексту содержание главы 8. Как ее содержание дополняет характеристики героев: Шурика, Сергея, Нины Георгиевны?

3.17. “Из моей жизни ушла беспечность”, – говорит Сергей. В чем это проявляется?

(“Казалось, что отец, уйдя из этого дома, доверил мне обязанность защищать Нину Георгиевну. Или, вернее сказать, переложил на меня эту обязанность. И я уже не мог от нее освободиться”). Что заставило Сергея по – новому взглянуть на себя и свои поступки?

3.18. Сергей пытается найти повод, чтобы еще раз прийти в дом к Нине Георгиевне, “подняться на 2 этаж старого желтого домика”. Какое решение он принимает? Почему не решается разыграть больного?

(“… и один из двух собеседников был мне неприятен: этим собеседником был я сам”)

3.19. Согласны ли вы с мнением Нины Георгиевны: “Чтобы уйти от человека, надо иногда придумывать ложные причины. Но чтобы прийти, ничего не нужно придумывать. Надо просто прийти, и все…”

3.20. Какие подобранные вами цитаты из текста можно использовать в качестве эпиграфов к уроку?

3.21. Взрослость. Что, по-вашему, означает это слово? Имеет ли право Сергей считать себя взрослым человеком? Аргументируйте свой ответ.

(“Быть может, потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости”)

3.22. Как вы поняли смысл названия повести?

Какая фигура речи использована автором в названии? С какой целью? (Умолчание)

3.23. Продолжите фразу “А тем временем где-то…”

3.24. Защита выполненных рисунков к повести. Почему для иллюстрирования выбран именно этот эпизод?

3.25. Сформулируйте нравственные проблемы повести.

III. Рефлексивный этап.

Какие нравственные уроки вы извлекли из содержания прочитанного?

Заключительное слово учителя.

А.Г.Алексин пишет о юных героях, которые находятся на рубеже взрослой жизни. Они не совершают, на первый взгляд, никаких подвигов. Но важно то, что его герои одерживают одну из самых трудных побед – победу над собой. И жизнью, и поведением их писатель убеждает нас в том, что взрослость – понятие не столько возрастное, сколько нравственное. Взрослость определяется поступками и деяниями человека.

Произведения А.Алексина наделены талантом человечности. Писатель пробуждает в людях этот бесценный талант – талант Человеческого участия.

Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться,
Чтобы потом у запертых дверей,
Когда окончен мир, не очутиться.

Эти слова поэта В.Сергеева обращены к каждому из нас!