Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Систематизировать знания детей о сезонных изменениях;
  • Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки из внешнего вида;
  • Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям;
  • Расширять и углублять знания детей о жизни растений и животных, их приспособление в природе;
  • Закрепить знания о дарах осени (съедобных и несъедобных грибах);
  • Формировать умение правильно вести себя в природе;
  • Развивать у детей умение узнавать, называть по листу – дерево;
  • С помощью поэтического слова показывать красоту различных времён года;
  • Уметь слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.

Предшествующая работа: Наблюдения, экскурсии в разное время года, чтение рассказов о животных и растениях, заучивание стихов, загадок, пословиц, народных примет, игр, составление описательных рассказов о природе, беседы, рассматривание иллюстраций; на занятиях ИЗО – рисование природы, животных, лепка сюжетов “времена года”, животных, аппликация – создание коллективных работ на темы “Дары осени”, “Золотая осень”, “Ёлочка живи” и др.; работа в природном уголке по уходу за комнатными растениями, животными; посадка лука, семян для рассады цветов и т.п.

Материал: Оформление зала по временам года “Лето”, “Осень”, “Зима”; игрушки – дикие животные, муляжи насекомого и грибов; предупреждающие знаки по охране обитателей леса; оборудование для игр “Путаница”, осенние листья “Назови лист от какого дерева”; Лесовичок, Осень.

Индивидуальная работа – помочь детям запомнить последовательность времён года и их признаки.

Художественное слово – чтение стихов, загадывание загадок, поговорок.

Методические приёмы:

  • Беседа с музыкальным сопровождением;
  • Вопросы воспитателя детям;
  • Ответы детей индивидуальные и хоровые;
  • Сюрпризные моменты (приход Лесовичка и Осени); Снежный ком;
  • Проведение игр на закрепление знаний о знакомых им деревьях по листу; определение и узнавание названия дерева по первому звуку на картинках; “Путаница” и “Кто где живёт?”; музыкальная пауза – хоровод “Снег-снежок”.

Ход занятия

(Дети входят в красочно украшенный зал)

В: Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в лес, где встретим много интересного. Но в лесу нужно быть внимательным, не шуметь, чтобы не нарушать покой лесных жителей и не навредить природе. Итак, мы отправляемся в путь. Звучит музыка – дети заходят в “лес”. Слышаться голоса птиц, шорох шагов…

На фоне музыки дети читают стихи:

“Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не у таи,
Ты же видишь: мы свои!”
(С. Погореловский)

В: Как вы думаете, в какое время года мы попали?

Д: (ответы детей)

В: Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.

Д: (ответы детей)

В: Голоса каких птиц вы сейчас слышали? Каких птиц вы ещё знаете?

Д: (ответы детей)

В: Молодцы! Посмотрите, какие красивые, таинственные деревья нас встретили в лесу? Ой, а там за деревьями кто-то стоит.

(Из-за ёлок выходит Лесовичок)

Л: Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я?

Д: (ответы детей)

Л: Я живу здесь в лесу уже много лет, это мой дом. Здесь у меня много друзей: белки, зайцы, лисы и даже с медведем дружу. Слежу за порядком, чтобы не шумели, не ломали деревья. Да, а вы умеете вести себя в лесу?

Д: (ответы детей)

Л: Я могу с вами прогуляться по лесу, может в чём-то и пригожусь. Но прежде чем отправиться в путь, отгадайте загадки:

“Что же это за девица:
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год.”

“Стоит Алёна –
Платок зелёный
Тонкий стан,
Белый сарафан.”

Д: (ответы детей)

В: Знаешь, Лесовичок, а наши дети знают ещё и другие деревья. Правда, ребята?

(Дети называют другие деревья)

В: Лесовичок, а мы можем рассказать тебе стихотворение о лете.

“Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда не глянишь
Всё кругом светло
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Тёмные кусты.”

Л: Да, какие красивые, точные слова прозвучали, прямо как про эту полянку в моём лесу.

В: Лесовичок, да тут у тебя ещё и знаки какие-то стоят. А давай-ка спросим у детей, знают ли они их?

(Дети объясняют, что обозначает каждый знак)

Л: Молодцы!

(Звучит музыка)

В: Пора нам дальше идти. Попадаем в другое время года. Обращаю внимание на деревья, на картину, где изображена осень, стая журавлей улетает на юг.

“Прощаясь с нами нежным криком
Журавлики спешат на юг.
В разноголосом этом шуме
Косяк выстраивают вдруг.”
В какое время года мы попали?

Д: (ответы детей)

В: Почему вы так думаете?

(Ребята отвечают стихотворением)

“Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года, осенью зовётся.”
(“Осень” М. Ходякова)

(Выходит осень)

О: Слышу я, что кто-то ходит у меня в лесу. Дай-ка думаю я, посмотрю, кто пришёл ко мне в гости?

“Ну что же, всё у вас толково
К холодным дням вы все готовы?
Принесла я тучки
Жарким дням на смену.”

Хожу вот по лесу, слежу я за всеми, чтобы подготовились к холодам. Посмотрите, сколько на полянке у меня грибов. А кто знает: какие грибы бывают?

(Дети называют съедобные и несъедобные грибы)

О: А что с грибами делают?

Д: (ответы детей)

О: Вижу я, что вы в лесу не в первый раз и умеете себя вести. Хотите поиграть со мной в игру?

“Сейчас я ветер позову
Пусть прилетит мой брат крылатый,
Закружит он мою листву.
Брат – ветер, прилетай скорей!”

(Осень разбрасывает листочки и предлагает детям назвать поднявший лист: с какого дерева он прилетел. Дети называют. Осень незаметно уходит. Воспитатель обращает внимание на необычные листья. На них наклеены картинки.)

В: Что это такое? (На обратной стороне воспитатель читает задание). Угадайте название дерева, если назовёте первый звук каждой картинки. (Дети выполняют задание: выкладывают буквы, читают).

Липа, осина

В: Молодцы! Справились с заданием.

(Снова звучит музыка. На её фоне воспитатель загадывает загадку.)

“Стали дни короче
Длиннее стали ночи
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?”

Д: (ответы детей)

В:

Мы попали в зимний лес
Полон сказок и чудес.

Посмотрите, как здесь красиво, какие большие, снежные сугробы намело!

(Ребёнок рассказывает стихотворение)

“На свете много есть чудес
Но всех чудесней – зимний лес.
Весь год живут в нём птицы,
Поют и гнёзда вьют,
И белки, и синицы, и зайки в нём живут.”

“Зимой на ветках “яблоки”,
Скорей их собери
Но вдруг вспорхнули “яблоки”,
Ведь это…

Д: снегири.”

В: А каких зимних птиц вы знаете и встречаете зимой?

Д: (ответы детей)

В: Молодцы, хорошо знаете наших пернатых друзей. Чем они питаются?

Д: (ответы детей)

В: Скажите, почему так говорят:”Лето припасиха, зима прибериха.”

(Воспитатель обращает внимание на странную картину, которую нарисовал художник. Игра “Путаница”. Дети рассматривают картину.)

В: Всё ли правильно нарисовал художник?

Д: (ответы детей)

(Воспитатель предлагает исправить ошибки. Для закрепления проводит игру “Кто, где живёт?” Он называет животное, птицу, а дети его жильё.)

лиса - нора белка - дупло
волк - логово заяц – где придётся
медведь – берлога птица – гнездо
рыба – вода черепаха – панцырь
улитка – раковина человек – в доме

В: Вот и закончилась наша экскурсия по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?

Д: (ответы детей)

В: В каком времени года мы с вами не были?

Д: (ответы детей)

В: Ну ничего, скоро мы с вами встретим её наяву. Спасибо вам за нашу интересную экскурсию. А сейчас я приглашаю вас исполнить зимний хоровод “Снег – снежок”.

(Сюрпризный момент. Выкатывается снежный ком).

В: А это что такое? Наверное, Зимушка – зима сделала нам сюрприз?

(Дети получают сладости.)