Моделирование интегрированного занятия профильного курса математики и биологии по теме "Природа стремится к спирали"

Разделы: Математика, Биология


Деятельность учителя

Презентация

Деятельность учащихся

I. Интрига-целеполагание:

Учителя за пределами класса. Используя радиомикрофоны, педагоги рассуждают.

Учитель биологии (У.Б): Так хочется научить наших выпускников видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.

Учитель математики (У.М): А вы знаете, хотя учебный материал и делится на дисциплины, темы и подтемы, но мир единое целое.

У.Б : Узкий специалист выходит за рамки своей дисциплины и говорит о мире как таковом.

У.М : Все перегородки ломаются, химик говорит о поэзии, биолог – об искусстве. [2]

У.Б : А математик, о красоте … о красоте и гармонии в природе

Учителя входят к учащимся в класс.

Слайд 1: изображение большого количества роз, подсолнуха и летающего над ним пчелы. Звучит музыка Римского-Корсакого “Полет шмеля”. Учащиеся в классе. Слушают музыку и рассуждения учителей, которых не видят.
II.

У.М : Верное утверждение вы услышали. А с помощью каких математических средств можно описать красоту природы в математике?

У.Б : Какие природные объекты можно описать с помощью линий, известных в математике?

   

Ответы учащихся

 

 

Учащиеся высказывают предположения, в которых часто звучит слово “спираль”

У.М : Как можно определить тему интегрированного занятия математики и биологии, в которой связующим звеном является слово “спираль”?

Слайд 2: на фоне слайда 1 появляется тема занятия: “Природа стремится к спирали”. Ученики предлагают темы занятия..

III. У.М : Слышите, какая красивая мелодия? А с помощью чего человек ощущает звук?

Слайд 3: строение уха. Вместе с учителем биологии учащиеся уточняют, что “улитка” представляет спирально закрученную трубку, образованную из 2,5 витка.

У.М : А с точки зрения математики, что такое спираль? Какие спирали особо распространены в науке?

На доске появляются названия спиралей:
  • гиперболическая спираль;
  • сферическая спираль;
  • спираль Ферма;
  • спираль Фибоначчи;
  • спираль Архимеда;
  • логарифмическая спираль;
  • золотая спираль и т.д.

Слайд 4: на экран проецируются изображения кривых..

Ученики называют спирали, известные в математике.
У.М : Рассмотрим более подробно следующие виды спиралей:

1). Спираль Архимеда;

2). Логарифмическая спираль;

3). Золотая спираль.

Презентации учащихся. Учащиеся рассказывают о спиралях:
  • исторические сведения;
  • уравнения кривых в полярных и декартовых системах координат;
  • математические задачи.

IV.

У.Б : Можно ли соотнести контур “улитки” в человеческом ухе с какой-либо спиралью известной в математике?

Слайд 3: строение уха. Логарифмическая спираль наиболее схожа с “улиткой” среднего уха.

У.М : Какие объекты в биологии имеют спиральный вид?

У.М : Можно ли согласиться с утверждением Гёте, что спираль “кривая жизни”.

Презентации учащихся о ДНК. Спиральный вид имеют молекулы ДНК.

Рассуждения учащихся.

V.

У.М : Итак, мы совершили круг и вернулись к математике.

У.Б : А почему круг? И круг ли?

У.Б : Согласна, скорее спираль, диалектическую спираль развития.

  Ответы учащихся.

У.М : Действительно, ведь к концу занятия все мы знаем чуть больше, чем раньше.[2] А сколько ещё осталось неизвестного нам?!

Слайд 5 : изображение природных явлений, объектов окружающего мира, произведений искусства, имеющих спиральный вид.  

VI. Рефлексия. Учителя предлагают ученикам составить синквейны на слово “спираль” в статистических парах.

Слайд: знакомство с написание синквейна Учащиеся пишут синквейны и знакомят присутствующих с результатами творческой работы.

Литература.

  1. Азевич А. И. Двадцать уроков гармонии. М., Школа-экспресс, 1998.
  2. БеляковЕ. Существованья ткань сквозная…“Учительская газета”, 2007.
  3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г.,Сонин В.И. Общая биология. М.,Дрофа,2000.
  4. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение “Три взгляда на природу гармонии”. М., Стройиздат, 1990.
  5. Энциклопедический словарь юного математика. М., Педагогика, 1985.
  6. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика. М., Аванта + ,1998.