Влияние изменения спроса и предложения на рыночное равновесие

Разделы: Экономика


Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Цель урока: научиться:

  • прогнозировать сдвиги спроса и предложения в зависимости происходящих событий
  • анализировать изменение спроса и предложения под влиянием различных факторов
  • изображать графически изменение спроса и предложения
  • определить направление изменение равновесной цены и равновесного количества под воздействием сдвигов кривой спроса и кривой предложения.

Форма проведения урока: работа в группах.

Раздаточный материал:

  • По одной копии упражнения 1А, 1Б, 1В, 1Г
  • Упражнения №2.
  • Демонстрационный материал №1 .2

Опорные термины:

  • Рыночное равновесие
  • Равновесная цена
  • Равновесное количество
  • Детерминанты спроса
  • Детерминанты предложения

Требуемое время – один урок

Порядок проведения урока.

Повторить опорные понятия, пользуясь демонстрационным материалом.

Класс разделить на 4 группы. Они будут самостоятельно выполнять задания.

Для ввода в игровую ситуацию вместе с участниками необходимо обсудить их функциональные роли.

Скажите ученикам, что они будут представлять фирму, которой поступили заказы на изучение коньюктуры рынков. Заказчикам необходимо выяснить, как различные комбинации изменения факторов спроса и предложения, которые когда-либо происходили или могут произойти, влияют на равновесную цену и равновесное количество. Заказ необходимо сделать в кратчайший срок и представить аналитический отчет по всем возможным ситуациям для заказанных рынков, поэтому специалисты компании должны разделиться на группы.

Объясните, что описанное событие в карточке влияет на рынок. Пусть каждая группа:

  • определит, что подверглось изменению спрос или предложение, или то и другое одновременно:
  • определит фактор, который повлиял на изменение;
  • определит, как и почему они изменились;
  • нанесет изменения на исходную диаграмму равновесного рынка;
  • укажет, как изменились равновесная цена и равновесное количество.

После окончания работы (в течение 20 минут), группы обмениваются выполненными заданиями и проверяют правильность выполнения.

Покажите демонстрационный материал 1. Каждая группа должна представить результаты по следующему алгоритму:

  • Прочитать событие;
  • Назвать фактор, к которому относится условие в задании;
  • Определить на спрос или предложение повлиял этот фактор;
  • Нанести изменения на общую диаграмму в соответствии с ситуацией изменения спроса и предложения (демонстрационный материал 2) и показать новые Ре и Qe.
  • Объяснить, что произошло с Ре и Qe.
  • Отразить вывод

Если изменяется только спрос при неизменном предложении, что происходит с Ре и Qe (увеличение спроса способствует увеличению и Ре, и Qe; уменьшение спроса способствует уменьшению и Ре, и Qe

Если изменяется только предложение при неизменном спросе и, что происходит с Ре и Qev (увеличение предложения способствует снижению Ре и увеличению Qe; уменьшение предложения способствует росту Ре и уменьшению Qe

Если спрос и предложение одновременно растут, что происходит с Ре и Qe? (в этом случае Qe тоже растет, а Ре может увеличиться, уменьшиться или не измениться – это будет зависеть от того, насколько по отношению друг другу изменяются спрос и предложение).

Если спрос и предложение одновременно уменьшаются, что происходит с Ре и Qe? (в этом случае Qe тоже сокращается, а Ре может увеличиться, уменьшиться или не измениться – это будет зависеть от того, насколько по отношению друг другу изменяются спрос и предложение)

Если спрос растет, а предложение уменьшается, что происходит с Ре и Qe? (в этом случае Ре однозначно увеличиться, a Qe может увеличиться, уменьшиться или не измениться – это будет зависеть от того, насколько по отношению друг другу изменяются спрос и предложение)

Если спрос уменьшается, а предложение растет, что происходит с Ре и Qe? (в этом случае Ре однозначно снижается, a Qe может увеличиться, уменьшиться или не измениться – это будет зависеть от того, насколько по отношению друг другу изменяются спрос и предложение)

ОЦЕНКА

Для оценки контроля знаний данного урока раздайте каждому ученику копию упражнения 2.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3 (Упражнения и ответы к ним)