Чтение и физическое, духовное здоровье ребенка

Разделы: Общепедагогические технологии


Проблема здоровья детей в мире стоит на первом месте, поэтому государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяется Законом РФ “об образовании”, в соответствии с которым гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей деятельности, стремится к самосовершенствованию. От здоровья зависит жизненный успех человека. Для здорового и крепкого ребенка требования школы вовсе не чрезмерны , но для больного ребенка это непосильная ноша, которую должны и обязаны помочь нести педагоги при помощи правильно организованного режима дня, занятий, отдыха , внедрения здоровьесберегающих технологий.

По статистике известно, что все больше детей рождается с ослабленным здоровьем, учиться и осваивать программу им сложно в обычном общеобразовательном классе. Сама жизнь определила социальный заказ на создание классов санаторного типа, для детей с заболеванием верхних дыхательных путей, бронхиальной астмой, сейчас эти классы стали называть “классы компенсирующего обучения”, где дети могут совместно с педагогами, воспитателями и врачами обучаться и лечиться непрерывно в комфортной и привычной среде. Наряду с задачами обучения и воспитания детей с заболеваниями стоят задачи лечебно – оздоровительной работы. Для решения данных задач на базе школы и грязелечебницы проводятся специальные мероприятия: витаминотерапия, ингаляции, массажи, иглотерапия, профилактика воспалительных заболеваний горла, профилактика и коррекция лорзаболеваний и астмы.

Всего в школе 9 классов компенсирующего обучения, в которых обучаются 150 учеников. Средняя наполняемость – 15 учащихся, что дает возможность для индивидуализации обучения и лечения. Составлен щедящий режим дня, где для ребят организовано полноценное двухразовое питание, во время занятий детям разрешается свободное перемещение по классу, проводится дыхательная гимнастика, направленная на восстановление и соблюдение ритма дыхания, динамические минутки. До уроков и в ГПД, на переменах проводятся подвижные игры, динамические паузы с целью использования природных факторов и стимулирование двигательной активности.

Укрепление физического здоровья происходит и во время урочной деятельности путем использования здоровьесберегающих технологий.

Хронически больные дети чаще, чем здоровые, любят рисовать, вышивать, петь, танцевать, показывать инсценировки. Они более чувствительны к миру природы. Именно поэтому мы придаем большое значение художественно-эстетическому образованию. Это средство для развития интеллекта, мышления, воображения, интереса к окружающему миру, путь к созданию ситуаций успеха. Дети успешны в той деятельности, которая для них интересна, посильна.

Одним из таких уроков является чтение, которое имеет положительное влияние как на физическое, так и на духовное развитие ребенка, является особой формой нравственно-эмоционального и эстетического постижения жизни, равно как средством активного воздействия на мышление, воображение, чувства человека. На уроках чтения включаются беседы, художественные произведения , которые рассказывают о радости, доброте, справедливости, о вере, о любви т.е. о ценностях жизни, которые фундаментально влияют на психологию и развитие личности. Воспитание “духовности” школьников – это процесс становления их системы ценностей, которые занимают важную роль в жизни ребенка.

“Духовное” здоровье – это здоровье нашего разума, а разум – это способность познавать окружающий мир вокруг себя, это анализ происходящих событий и явлений, прогноз наиболее вероятных событий, оказывающих основное влияние на жизнь, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов, жизни, здоровья в реальной окружающей среде. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями, обществом.

Чтобы дать детям полную картину образов мира и нравственно – эстетических ценностей необходимо погрузить ученика в книжный мир, в котором есть мир взрослых, детский и игровой или фантазийный. Читая с интересом ребенок более быстрее постигает истины жизни, оценивает себя в окружающем мире, духовно развивается.

Причины трудностей обучения письму и чтению:

  • внешние (так называемые, экзогенные)

- Экологические;
- Социальные, экономические;
- Социокультурные;
- Школьные факторы риска:

  • стресс
  • неадекватность методик и требований учебного процесса.

Их воздействие очень велико, они влияют на рост и развитие ребенка, формирование познавательных функций, на здоровье, что, в свою очередь, отчетливо сказывается на способности детей успешно осваивать чтение.

Что мешает ребенку читать?

Проблема:

  • “Голубого экрана”

Отрицательный фактор – перегрузки. Два часа просмотра телевизора равносильно прочтению нескольких толстых книг. Но ребенок не в состоянии усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени и поэтому он утомляется. После нескольких часов просмотра телевизора наши дети с трудом справляются с домашним заданием, они рассеяны, жалуются на усталость. Отрицательно действует телевизор и на развитие у детей образной памяти и мышления, воображения. Как телевидение, сказывается на успеваемость школьника? Дети, которые смотрят телевизор более двух часов, учатся хуже. Особенно тяжело им дается чтение, потому что ученики не могут создавать свой зрительный образ, не могут самостоятельно сочинять, воображать, страдает как развитие речи ребенка, так и техника чтения. Чтобы решать эту проблему необходимо после просмотренных телепередач проводить обсуждение, если такого не будет, то все ,что он просмотрел все иллюзорно или предложить детям зрительно представить любимых героев и т.д. Для развития образной памяти полезно слушать радиоспектакли, сказки , рассказы записанные на аудиокассетах. Воспринимая текст на слух, ребенок старается представить этот сюжет зрительно, и это очень полезно не только для развития образного мышления, но и для лучшего усвоения. Образное мышление развивает и чтение в слух. При выразительном чтении также возникают зрительные образы. Важно, что при чтении ребенок устает намного меньше. Ведь читая, он находится в творческом состоянии, а а во время просмотра телевизора наступает быстрая утомляемость. Чтение в слух развивает речь. При этом тренируется голосовой аппарат. Текст запоминается лучше, так как участвует слуховая память. Даже читая про себя ребенок, ребенок обогащает свой словарный запас, поскольку проговаривает текст, чего не происходит при просмотре передач.

  • Один из главных современных соперников книги в ее классическом облике – Интернет, который ведь тоже часто требует чтения. Все большие масштабы приобретает публикация во Всемирной паутине даже романов, не говоря уже о менее объемных текстах. Поэтому необходимо учить культуре пользования Интернетом, брать то все положительное , что он может дать, учить правильно работать с информацией.

Ведь грамотный читатель – это и человек, который умеет использовать книгу, как источник информации

  • Важную роль в воспитании читателя является семья. Дети не читают дома, и зависит это либо от безразличия родителей, либо от низкого социального уровня семьи. Проблема “семейного чтения” стоит очень остро. Но мы не можем перевоспитать родителей, но можем воспитать грамотного читателя, который в будущем станет грамотным родилем.

Чтобы решать данные проблемы необходимо учителю совместно работать с родителями по формированию читательской культуры учащихся, систематически работать по поведению разъяснительной работы о вреде Интернета и долгого просмотра телепередач.

Социокультурные условия жизни и развития ребенка могут оказать существенное влияние на развитие трудностей обучения чтению. Дефицит внимания к развитию ребенка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию необходимых навыков координации движений, организации деятельности. Однако если у таких детей нет эндогенных факторов риска, они могут (при неблагоприятных условиях обучения) быстро наверстать упущенное.

  • внутренние (так называемые эндогенные)

Внутренние (эндогенные) факторы

Генетические;

– Нарушения пре- и постнатального развития (патология беременности, родов, раннего развития);

– Нарушения нейросенсорного развития;

– Дисфункция мозга (несформированность коры, регуляторных структур);

– Возрастная несформированность (задержка развития).

Цель работы педагогов: формирование грамотного читателя. Грамотный читатель – читатель, который может воспроизвести прочитанный текст, дать оценку и умеет высказать свое мнение, построить разговор от имени героев.

Навык чтения формируется и закрепляется к 10-12 годам. Однако даже сформированный навык элементарной техники чтения не гарантирует формирование грамотного читателя.

Если ребенок плохо читает, то не станет грамотным читателем, а причина состоит В следующем:

“Плохое” чтение можно рассматривать как неэффективный процесс чтения, при котором

  • не полностью воспринимается (не воспринимается) общий смысл текста,
  • есть затруднения (нарушения) выделения основной мысли читаемого текста,
  • затруднен или невозможен пересказ текста, а также использование содержания текста для собственных выводов, решений, действий.
  • чтение с ошибками создает трудности понимания слов, их связи в предложении и смысла предложений. Все это усугубляется порочной практикой требования высокой скорости чтения (порой более 80-90 слов в минуту), что нарушает физиологические возможности слухового и зрительного восприятия, артикуляции и ведет к высокому функциональному напряжению.

Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает быть едва ли не самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя.

В ситуации трудной задачи или чтения, вызывающей у ребенка страх, надо проводить упражнения, направленные на снятие напряжения, страха.

Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность головного мозга. Используем:

  • Тренажеры для пальцев рук (мешочки с крупой)
  • Пальчиковая гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика – гимнастика голосового аппарата

“Здоровый голос – это настроенное дыхание”, направленная на профилактику верхних дыхательных путей.

Приемы:

  • Выразительного чтения, направленный на развитие эмоций и мимики
  • Театрализация, сочинительство – стабилизация эмоционального состояния
  • “Формулы” самовнушения – они поднимают детям настроение, придают уверенность в своих силах “Я – способный! Я – хороший ученик!”, “Я – совсем справлюсь”
  • Использование сюжетно – ролевых игр, которые развивают речь фантазию, воображение, воспитывается уверенность в себе, формируется и поддерживается положительная самооценка.

Игра – драматизация является средством выхода в реальную действительность тех новых эмоций, которые переживались детьми в процессе восприятия художественного произведения, и закрепляется их эмоциональный опыт

  • Ритмодекломация – декломирование в ритме музыке
  • Музыкотерапия – использование музыкальных произведений в лечебных целях. Обеспечивает бодрое и хорошее настроение, а это залог устойчивости психического здоровья
  • Вакалотерапия – лечение через голос
  • Книготерапия – лечение книгой – это использование художественной литературы для лечения и предупреждения заболеваний. Создан ряд приемов использования книготерапии для лечения неврозов: подбор перечень книг с методическими указаниями, при каких симптомах можно рекомендовать эту книгу и какого действия можно ожидать.
  • Живопись – в произведениях живописи цвет воспринимается как один из существенных компонентов, усиливающих эмоциональное звучание произведения в целом. Поэтому следует большое внимание уделять на уроках чтения репродукциям , картинам и т.д. и конечно же цветовому оформлению помещений. Ведь всем известно, что правильный цветовой климат существенным образом влияет на психическое состояние, их самочувствие и работоспособность. ( Фиолетовый – самый утомляющий, желтый – хорошего настроения и веселья, зеленый – повышает работоспособность, голубой – успокаивает)
  • Слушание радиоспектаклей, сказок , рассказов записанных на аудиокассетах, для развития образной памяти.
  • Чтение с настроением, т.е. создать такую среду, в которой ребенок чувствовал себя комфортно, светлая вера во все хорошее.

Важно ПООЩРЯТЬ ДАЖЕ НЕБОЛЬШОЙ УСПЕХ, ПОДДЕРЖИВАТЬ ПРИ НЕУДАЧАХ, СОВМЕСТНО РАДОВАТЬСЯ ПРИ ДОСТИЖЕНИЯХ, вместе открывать дверь в удивительные места книги.

Красотою восхищаться,
Быть защитником правды,
Уважать благородство,
Стремиться к добру –
Это путь человека к высоким целям,
К справедливым поступкам,
К чистому сердцу,
К ясным мыслям.
Это учит доверию
К божественной власти
Во всем, что есть:
Во Вселенной,
В нашей душе.

Рудольф Штейнер.