Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Чтение и физическое, духовное здоровье ребенка

Разделы: Общепедагогические технологии


Проблема здоровья детей в мире стоит на первом месте, поэтому государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяется Законом РФ “об образовании”, в соответствии с которым гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей деятельности, стремится к самосовершенствованию. От здоровья зависит жизненный успех человека. Для здорового и крепкого ребенка требования школы вовсе не чрезмерны , но для больного ребенка это непосильная ноша, которую должны и обязаны помочь нести педагоги при помощи правильно организованного режима дня, занятий, отдыха , внедрения здоровьесберегающих технологий.

По статистике известно, что все больше детей рождается с ослабленным здоровьем, учиться и осваивать программу им сложно в обычном общеобразовательном классе. Сама жизнь определила социальный заказ на создание классов санаторного типа, для детей с заболеванием верхних дыхательных путей, бронхиальной астмой, сейчас эти классы стали называть “классы компенсирующего обучения”, где дети могут совместно с педагогами, воспитателями и врачами обучаться и лечиться непрерывно в комфортной и привычной среде. Наряду с задачами обучения и воспитания детей с заболеваниями стоят задачи лечебно – оздоровительной работы. Для решения данных задач на базе школы и грязелечебницы проводятся специальные мероприятия: витаминотерапия, ингаляции, массажи, иглотерапия, профилактика воспалительных заболеваний горла, профилактика и коррекция лорзаболеваний и астмы.

Всего в школе 9 классов компенсирующего обучения, в которых обучаются 150 учеников. Средняя наполняемость – 15 учащихся, что дает возможность для индивидуализации обучения и лечения. Составлен щедящий режим дня, где для ребят организовано полноценное двухразовое питание, во время занятий детям разрешается свободное перемещение по классу, проводится дыхательная гимнастика, направленная на восстановление и соблюдение ритма дыхания, динамические минутки. До уроков и в ГПД, на переменах проводятся подвижные игры, динамические паузы с целью использования природных факторов и стимулирование двигательной активности.

Укрепление физического здоровья происходит и во время урочной деятельности путем использования здоровьесберегающих технологий.

Хронически больные дети чаще, чем здоровые, любят рисовать, вышивать, петь, танцевать, показывать инсценировки. Они более чувствительны к миру природы. Именно поэтому мы придаем большое значение художественно-эстетическому образованию. Это средство для развития интеллекта, мышления, воображения, интереса к окружающему миру, путь к созданию ситуаций успеха. Дети успешны в той деятельности, которая для них интересна, посильна.

Одним из таких уроков является чтение, которое имеет положительное влияние как на физическое, так и на духовное развитие ребенка, является особой формой нравственно-эмоционального и эстетического постижения жизни, равно как средством активного воздействия на мышление, воображение, чувства человека. На уроках чтения включаются беседы, художественные произведения , которые рассказывают о радости, доброте, справедливости, о вере, о любви т.е. о ценностях жизни, которые фундаментально влияют на психологию и развитие личности. Воспитание “духовности” школьников – это процесс становления их системы ценностей, которые занимают важную роль в жизни ребенка.

“Духовное” здоровье – это здоровье нашего разума, а разум – это способность познавать окружающий мир вокруг себя, это анализ происходящих событий и явлений, прогноз наиболее вероятных событий, оказывающих основное влияние на жизнь, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов, жизни, здоровья в реальной окружающей среде. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями, обществом.

Чтобы дать детям полную картину образов мира и нравственно – эстетических ценностей необходимо погрузить ученика в книжный мир, в котором есть мир взрослых, детский и игровой или фантазийный. Читая с интересом ребенок более быстрее постигает истины жизни, оценивает себя в окружающем мире, духовно развивается.

Причины трудностей обучения письму и чтению:

  • внешние (так называемые, экзогенные)

- Экологические;
- Социальные, экономические;
- Социокультурные;
- Школьные факторы риска:

  • стресс
  • неадекватность методик и требований учебного процесса.

Их воздействие очень велико, они влияют на рост и развитие ребенка, формирование познавательных функций, на здоровье, что, в свою очередь, отчетливо сказывается на способности детей успешно осваивать чтение.

Что мешает ребенку читать?

Проблема:

  • “Голубого экрана”

Отрицательный фактор – перегрузки. Два часа просмотра телевизора равносильно прочтению нескольких толстых книг. Но ребенок не в состоянии усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени и поэтому он утомляется. После нескольких часов просмотра телевизора наши дети с трудом справляются с домашним заданием, они рассеяны, жалуются на усталость. Отрицательно действует телевизор и на развитие у детей образной памяти и мышления, воображения. Как телевидение, сказывается на успеваемость школьника? Дети, которые смотрят телевизор более двух часов, учатся хуже. Особенно тяжело им дается чтение, потому что ученики не могут создавать свой зрительный образ, не могут самостоятельно сочинять, воображать, страдает как развитие речи ребенка, так и техника чтения. Чтобы решать эту проблему необходимо после просмотренных телепередач проводить обсуждение, если такого не будет, то все ,что он просмотрел все иллюзорно или предложить детям зрительно представить любимых героев и т.д. Для развития образной памяти полезно слушать радиоспектакли, сказки , рассказы записанные на аудиокассетах. Воспринимая текс