Конспект урока русского языка в 8-м классе "Составное именное сказуемое"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • познакомить детей с составным именным сказуемым;
  • знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
  • формировать культурную компетентность.

Задачи урока:

1. Развивающие:

  • уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
  • развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);
  • расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов

2. Образовательные:

  • универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
  • специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)

3. Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, любви к родному слову

Содержание урока.

1. Организационный момент.

2. Самопроверка домашнего задания (орфографическая минутка). Компьютер, слайд 1 с текстом Д/З

3. Подготовка к восприятию нового материала. Чтение стихотворения С.А. Есенина. Компьютер, слайд 2

Но люблю тебя, Родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

4. Взаимопроверка орфографии и пунктуации. Компьютер, слайд 3

5. Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Можно воспользоваться словарем, кстати, каким? Компьютер, слайд 4. Значение слов.

Итак, перед нами – паронимы. Компьютер, слайд 5. Что же это за явление в языке? Обратите внимание, не однокоренные, а одкорневые, т.е. слова с одним корнем, но с разным лексическим значением. А знаете ли вы какие-нибудь паронимы? Если возникнут затруднения, обращайтесь к словарю паронимов (показать).

6. А сейчас давайте выделим предикативные основы в предложениях. Компьютер, слайд 6.

1 предл. – люблю / ПГС
2 предл. – разгадать не могу / СГС
3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется?

7. Итак, тема урока: “Составное именное сказуемое”. Компьютер, слайд 7.

Цели:

  • познакомиться с составным именным сказуемым;
  • знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.

Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. Компьютер, слайд 8. Вспомогательный глагол может выражаться следующими словами:

  1. глагол быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Молодой человек весёлый. Компьютер, слайд 9
  2. глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться. Девочка казалась весёлой. Компьютер, слайд 10
  3.  глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть. Она сидела задумчивая. Компьютер, слайд 11

А чем выражается именная часть? Именем сущ., им. прил., им. числ., наречием, причастием, местоимением. Проверьте правильность выводов по учебнику. С. 53, § 21. В какой части СИС заключается лексическое значение? А грамматическое?

8. Обратимся к распечатанному материалу. Задание № 1. Компьютер, слайд 12.

Взаимопроверка. Компьютер, слайд 13.

Как же определить, что перед нами: форма сложного будущего времени простого глагольного сказуемого или составное именное сказуемое? Обращаем внимание на лексич. значение, которое выражается в СИС именной части. А теперь продолжим работу. Компьютер, слайд 14.

9. Обратимся к распечатанному материалу. Задание № 2.

Фронтальная проверка учителя. Компьютер, слайд 15.

Выполняем морфемный и словообразовательный разборы. У доски. Компьютер, слайд 16.

Выполняем синтаксический разбор у доски. Компьютер, слайд 17.

Чем выражено сказуемое? Фразеологизмом. Что он означает? Подберите к нему синонимы. Компьютер, слайд 18.

А теперь антонимы. Компьютер, слайд 19.

Придумайте предложения, определите роль фразеологизма в них. Фразеологизм является одним членом предложения.

10. А теперь закройте учебники, мы обобщим материал.

Чем выражается простое глагольное сказуемое? Компьютер, слайд 20.

Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое? В какой его части заключается лексическое значение, а в какой – грамматическое? Компьютер, слайд 20.

Из каких частей состоит составное именное сказуемое? В какой его части заключается лексическое значение, а в какой – грамматическое? Компьютер, слайд 20.

11. А теперь мы поиграет в игру “Третий лишний”. Обратимся к распечатанному материалу. Задание № 3. Компьютер, слайд 21.

Перед вами три предложения под буквами А), Б), В).

Давайте выделим грам.осн. в 1 предл. – помогает сохранить. Компьютер, слайд 22.
Во 2-ом – начинают собираться. Компьютер, слайд 22.
В 3-м – хороши. Компьютер, слайд 22.

Делаем вывод: лишний ответ В).Компьютер, слайд 23.

Образец записи у вас есть. Ну, что, в добрый путь.

Компьютер, слайд 24.
Компьютер, слайд 25.
Компьютер, слайд 26.

Сдаем листочки с классной работой, проверьте себя. Компьютер, слайд 27.

12. Закончить урок мне бы хотелось поэтическими строками нашего поэта-современника Е. Евтушенко:

Компьютер, слайд 28.

Я часто брёл по бездорожью,
Но если, чистое тая,
Хранил в ладонях искру божью,
То это – Родина моя.

На свете всё небесконечно –
От океана до ручья,
Но если что - то в мире вечно –
То это – Родина моя.

Меня не станет, солнце встанет,
И будут люди и земля,
И если кто меня вспомянет,
То это – Родина моя.

13. Домашнее задание. Возьмите, капитаны, листочки с домашним заданием. Желаю вам удачи. Комментирование оценок за урок.

Приложение1

Приложение2