Информация

Разделы: Информатика


Цель урока:

Закрепить и систематизировать знания по темам:

  1. Информация.
  2. Виды информации по способу восприятия.
  3. Виды информации по форме представления.
  4. Информационные процессы:
    получение информации;
    передача информации;
    хранение информации;
    обработка информации.
  5. Носители информации.

ХОД УРОКА

1. Прочитать сказку В. Чижикова “Петя и Потап” из презентации “информация”.

2. Продолжить работу по презентации, повторяя пройденный материал и отвечая на вопросы. (Презентация)

Что такое информация?

Информация – это знания, получаемые в школе. Информация – это сведения, которые получают из книг, телепередач. Информация – это новости, которые слышат по радио или от людей, с которыми общаются.

Люди и другие живые существа получают информацию через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, через вестибулярный аппарат и нервную систему.

Вопросы:

1. Какую информацию получил Петя от дедушки?

2. Какую информацию получил дедушка от Пети?

Виды информации по способу восприятия.

Вид информации

зрительная

звуковая

вкусовая

обонятельная

осязательная

Орган

глаза

слух

язык

нос

кожа, руки

Вопрос:

3. Какой вид информации использовали Петя и Потап?

Виды информации по форме представления.

  • Числовая
  • Текстовая
  • Графическая
  • Звуковая
  • Видеоинформация
  • Комбинированная

Вопрос:

4. Какие виды информации по форме представления использовали в презентации сказки В. Чижикова “Петя и Потап”?

Информационные процессы.

Информационные процессы – это действия над информацией.

Основные процессы:

  • получение;
  • передача;
  • хранение;
  • обработка.

Дополнительные процессы:

  • обмен;
  • наблюдение;
  • сортировка;
  • поиск;
  • защита;
  • кодирование и другие.

Вопросы:

5. Потап узнаёт, что на соседнем дереве сидит “мужик, только маленький”. Будет ли этот процесс информационным, если да, то какой?

6. Какие информационные процессы использовали герои сказки?

Передача информации.

Схема процесса передачи информации:

Источник информации – тот, кто передаёт информацию.

Приёмник информации – тот, кто её получает.

Информационные каналы:

  1. Биологические – органы чувств человека.
  2. Технические – телефон, радио, телевидение, компьютер и другие.

Характер передачи информации:

  1. Односторонний.
  2. Двусторонний.

Вопрос:

7. Определите источник, приёмник и характер передачи информации между:

  • дедушкой-медведем и Петей;
  • Петей и Потапом.

Обработка информации.

Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату.

Обработка информации бывает двух типов:

  1. Обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации.
  2. Обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.

Вопрос:

8. Определите, какой тип обработки информации получили:

  • связанный с получением нового содержания;
  • связанный с изменением формы информации;
  • если удалить из презентации сказки В. Чижикова “Петя и Потап” некоторые слайды;
  • если изменить размер и цвет шрифта текста в презентации сказки В. Чижикова “Петя и Потап”.

Хранение информации.

Хранение информация осуществляется на носителе.

  • живое существо;
  • бумажные носители ( книги, записные книжки, тетради и другое);
  • картины;
  • фотографии;
  • фильмы;
  • кассеты;
  • диски (CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW);
  • flash-память и т.д.

Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащая в ней информация воспроизводится достаточно быстро.

Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние носители можно назвать долговременной памятью.

Вопрос:

9. Назовите, какие носители информации были в сказке “Петя и Потап”?

Носители информации древности.

  1. Предметы.
  2. Рисунки на камне.
  3. Глиняные таблички.
  4. Папирус.
  5. Пергамен.
  6. Береста.
  7. Бумага.

Вопрос:

10. Какой носитель информации из древности используется в настоящее время?

3. Сделать вывод урока.

  1. Что такое информация?
  2. Какие информационные процессы знаете? Охарактеризовать каждый из них.
  3. Какие носители информации знаете?