Ведение коррекционного дневника в коррекционных образовательных учреждениях интернатного типа

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, динамики хода и эффективности коррекции, поведения диагностических процедур.

Поэтому все этапы коррекционно-педагогической деятельности учащихся – от постановки целей до достижения результата целесообразно отражать в дневнике коррекционной работы.

Коррекционный дневник учащегося позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогами.

Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность педагогического воздействия.

Необходимо чтобы учитель ЛФК зная, что делает воспитатель, свои цели, связанные с двигательным развитием учеников, координировал с целями воспитателя. Воспитатель, в свою очередь, зная цели поставленные логопедом, сможет планировать свою работу во время самоподготовки. Средством такого взаимодействия между педагогами также служит дневник коррекционной работы.

Вести записи в коррекционном дневнике должны педагоги, осуществляющие коррекционную работу с учащимся. В первую очередь это педагоги, чьи предметы ведутся только в коррекционных школах. То есть, предметы, где коррекция выходит на первый план. Это учителя ЛФК, ритмики, СБО, сенсорного воспитания, ОЗВ, логопедии. Также записи в коррекционном дневнике ведут специалисты, которые планируют и разрабатывают пути коррекции личности ребенка. Это психолог, дефектолог, социальный педагог.

Учитель трудового обучения также ведет записи в коррекционном дневнике, так как его предмет, является основным в программе коррекционной школы 8 го вида. Воспитатели, работающие с учащимися, заполняют коррекционный дневник, исходя из своих целей коррекционной работы.

Учителя предметники могут вести записи в коррекционном дневнике, если у учащегося возникают определенные трудности в поведении и обучении. При условии, что эти трудности носят не ситуативный характер, наблюдаются в течение длительного времени и для преодоления их требуется дополнительное время, т.к той коррекционной работы которую учитель проводит в соответствии с целями урока явно недостаточно.

Каждый педагог планирует свою коррекционную работу с учащимся, опираясь на свой предмет, но в то же время координирует их с целями других специалистов.

Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Цель психологического сопровождения:

Коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой сферы ребенка).

Цель логопедического сопровождения:

Коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Цель педагогического сопровождения

Обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, полученных знаний, организации времени, социальной адаптации.

Цель лечебно-оздоровительного сопровождения

Формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Цель социально-правового сопровождения

Состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.

Цели воспитательного сопровождения

Обусловливают формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни, культуры поведения в общественных местах.(2)

Первый этап коррекционной работы – это сбор информации об учащихся. Для этого в коррекционном дневнике заполняются следующие страницы.

(Приложение 1),(Приложение 2),(Приложение 3),(Приложение 4), (Приложение 5), (Приложение 6),(Приложение 7)

Проанализировав информацию, собранную в коррекционном дневнике, внимательно изучив рекомендации специалистов, результаты диагностики учащихся, педагог формулирует задачи на определенный период (полугодие, четверть, год).

При определении задач коррекционной работы следует помнить о том, что исходя из особенностей развития УО школьника она осуществляется в несколько этапов.

Важное условие успешной коррекционной работы – это непрерывность педагогического воздействия. Необходимо, чтобы учитель ЛФК знал, что делает воспитатель, и свои цели, связанные с двигательным развитием учеников координировал с действиями воспитателя.

Воспитатель в свою очередь, зная цели, поставленные логопедом, может спланировать работу учащихся на самоподготовках.

Этапы планирования коррекционной работы.

1. Основой работы с учеником является установление положительного, вызывающего радость эмоционального контакта. Это первая цель, которую должен поставить себе учитель.

2. Когда учитель установит с учеником контакт, необходимо работать над коммуникативными навыками. Ученик должен научиться слышать сообщения учителя, сообщать о своих желаниях потребностях.

3. Если ученик только начинает обучение необходимо привить ему основные навыки самообслуживания, выполнение распорядка дня, поведение, которое не дезорганизует занятия, а позволяет учителю заниматься со всеми учениками, а не только вести индивидуальную работу с учеником.

4. Следующий этап- активное познание окружения и умение функционировать в нем.

Ученик должен:

  • развивать навыки самообслуживания,
  • учиться выполнять социальные роли и соблюдать связанные с ними нормы поведения.
  • тренировать все функции (восприятие, коммуникация, навыки грубой и тонкой моторики) облегчающие ему познание мира и функционирование в нем.

5. Последний этап – обучение навыкам анализировать окружающий мир и определить пути реализации.(1).

Коррекционная работа должна включать в себя главные цели и подчиненные им, конкретные цели.

Планируемые цели можно разделить на две группы:

- реализуемые ежедневно (например, к ним относятся все задачи, касающиеся самостоятельности в самообслуживании и систематические упражнения по социальной адаптации (навыки планирования и самоконтроля).

- реализуемые только в конкретных ситуациях, в которых оказывается ученик

(например, при работе с оверлоком, во время общешкольных мероприятий.

Цели коррекционной работы можно разделить на группы:

Сфера самообслуживания.

Главная цель

Конкретная цель

Развитие самостоятельности во время утреннего туалета

(записывается в коррекционном дневнике).

Развитие умение чистить зубы, заправлять кровать и.т.д.

(записывается в ежедневном плане).

Сфера функционирования в природно-социальной среде.

Главная цель

Конкретная цель

Формирование принятого в обществе поведения.

Расширение сферы выполняемых социальных ролей.

Обучение взаимодействию в групповых музыкально-двигательных играх.

Выполнение роли участника мероприятий.

Сфера навыков.

Главная цель

Конкретная цель

Формирование навыков, понятий.

Совершенствование зрительного восприятия

Введение понятия товарищество.

Тренировка навыка восприятия по памяти положения трех и более предметов

По усмотрению администрации школы в коррекционный дневник заносятся главные цели, конкретные цели отражаются в ежедневном планировании.

При планировании в первую очередь ставятся цели, которые отражают сходные потребности учащихся. Например, в ходе коррекционной работы все учащиеся будут развивать навыки самообслуживания, приобретать необходимые социальные навыки.

В конце записываются цели для индивидуальной работы.

Например при нарушении координации движений у отдельного учащегося ставится главная цель – совершенствование координации, развитие моторики учащегося, и конкретная цель – тренировка умения резать ножницами.

При нарушениях в эмоционально-волевой сфере, повышенной возбудимости учащегося главная цель – развитие умения контролировать свои эмоции, умения владеть собой, конкретная цель - тренировка умения расслабляться, проведение минут релаксации, переключение с одного вида деятельности на другой.

После того, как в дневнике будут сформулированы цели коррекционной работы, целесообразно указать какие методы и приемы будет использованы педагогом для их реализации.

Цели:

  1. Совершенствование навыков самообслуживания.
  2. Развитие элементарного навыка принятия решений.
  3. Развитие чувства коллективизма эмпатии.

Методы:

Направляемая беседа, сюжетно-ролевая игра, карточки для индивидуальной работы, выполнение релаксационных занятий и т.д.

После того, как были поставлены цели, педагог приступает к их реализации посредством методов и приемов коррекционной работы, по завершении работы в дневник заносится результат, который должен отражать:

- происшедшие изменения по сравнению с исходным состоянием учащегося

- как протекали эти изменения

- к чему они в результате привели.

Учитель или воспитатель для анализа своей работы может воспользоваться следующим планом

План для составления отчета о проделанной работе педагогом за четверть/месяц.

  1. Какова была цель, поставленная Вами для работы с учащимся за прошедший период?
  2. С помощью каких средств Вы её реализовывали (карточки с индивидуальными заданиями, совместная работа с педагогом, работа в парах, выполнение общественных поручений, ответственное задание и т.д.)?
  3. Какие трудности возникали у учащегося при выполнении заданий?
  4. что получалось легко и ученик выполнял это с удовольствием?
  5. Как изменялось настроение ребенка в течение четверти/месяца?
  6. Появлялись ли признаки утомляемости, раздражительности, апатии или пассивности в конце урока, дня, недели, занятия ?
  7. Как Вы помогали учащемуся с ними справляться?
  8. Что из запланированного Вами реализовать не удалось?
  9. Как Вы думаете в чем причина этой неудачи?
  10. Есть ли положительная динамика в развитии учащегося?
  11. В чем она проявляется?
  12. Какова цель Вашей коррекционно-воспитательной работы с учащимся на следующую четверть/месяц?

При появление трудностей в обучении и поведении учащихся (агрессивное поведение, эмоциональный срыв, снижение успеваемости, апатия и т. д ).

Классный руководитель или воспитатель должен сделать запись в коррекционном дневнике назвав и как можно полнее описав проблему. В этом эму могут помочь следующие вопросы.

- Что это за проблема?

- Что за ней кроется ? (демонстрацией каких потребностей ребенка является его нетипичное поведение, привлечение внимания, усталость, тоска по дому и т.д.).

- Когда это началось?

- Что или кто послужило причиной появления проблемы (приезд /неприезд родителей, ссора с одноклассниками и т.д).

- Кто может помочь ребенку справиться с этой проблемой

- С какими специалистами необходимо проконсультироваться, чтобы определить пути преодоления этой проблемы?(1).

После анализа по указанным вопросам в дневник записываются рекомендации психолога, социального педагога, медицинского работника.

В соответствии с этими рекомендациями формулируются цели коррекционной работы на определенный период, по истечении которого записывается результат (он может быть как положительным, так и отрицательным.

Бывает так, что заполнение коррекционных дневников сводиться к повторяющимся записям

(повторяются цели; выводы и анализ коррекционной работы сводятся к описанию поведения учащегося и записей об успеваемости. Фактически коррекционная работа сводится к передаче информации. Такие записи ничего не вносят, являются записью ради самой записи, а не побуждают педагога к размышлениям и анализу своей деятельности, не отражают динамику развития учащегося. Чтобы избежать описанной ситуации, учитель должен четко формулировать цели своей коррекционной работы, определять и прописывать методы и формы работы следующим образом:

Проанализировать работу и поведение ученика и определить в чем заключается трудности в обучении и воспитании. Что у учащегося получается хуже всего или не получается совсем. Чем вызваны эти неудачи. То есть педагог должен проанализировать зону актуального развития учащегося и определить зону ближайшего развития. Определив проблему, проанализировав её учитель без труда сможет определить цели коррекционной работы.

Например, воспитатель заметил, что во время прогулок, ребенок бесцельно бегает по территории не участвуя в играх, организованных другими детьми, не пытается придумать и организовать игру самостоятельно. Следовательно, цели коррекционной работы воспитателя с этим учеником будут сформулированы следующим образом.

Главные цели Конкретные цели
Формирование социальной роли учащегося в коллективе.

Развитие умения организовывать свой досуг.

1.Обучение взаимодействию в группе во время игры.

2.Освоение различных ролей во время игры(ведущей, сотруднической, подчиняющейся).

3.Привыкание к необходимости делиться игрушками предназначенными для всей группы.

   

Методы и приемы работы: организованная игра, инсценировка сказок, подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе.

Формы работы: коллективная, групповая.

Контроль за ведением коррекционного дневника осуществляется заместителем директора по УВР, психологом.

Психолог осуществляет контроль за выполнением рекомендаций, анализирует совместно с педагогом записи о результатах работы, корректирует поставленные цели (в случае необходимости), вносит результаты повторной диагностики.

Если в ходе коррекционной работы педагогу длительное время не удаётся реализовать поставленные цели, положительной динамики в развитии учащегося не наблюдается, педагог может обратиться за помощью В ПМПК школы. На заседании ПМПК специалисты анализируют проделанную работу по записям в коррекционном дневнике, по необходимости проводят психолого-педагогическое обследование ребенка, медицинское обследование, и определяют индивидуальной коррекционный маршрут сопровождения ребенка включающий работу

- психолога

- медицинского работника

- социального педагога

- логопеда

- педагога и других необходимых специалистов. Либо делают вывод о необходимости дальнейшего обследования учащегося в районной или областной ПМПК.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости и целесообразности ведения дневника коррекционной работы.

Коррекционный дневник – это отражение психического развития ребенка один из способов взаимодействия между педагогами работающими с ребенком, возможность учителя или воспитателя анализировать и планировать свою работу. Поэтому грамотное ведение коррекционного дневника является залогом успешной работы педагога.

Список литературы.

1. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. п/р. М.Пшичек издательство речь Санкт -Петербург 2006

2. Особенности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната. Могила О.И. по материалам сайта фестиваля педагогических идей.

3.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Изд-во Речь С-Петербург 2006.

4. Семаго М.М. Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336.