Метод проекта в развитии речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема:

Из времени пребывания ребенка в детском саду выпадают режимные моменты, как средство интеллектуального, социально-коммуникативного и эстетического развития.

Идея:

Использовать в режимных моментах художественное слово, как дополнительную возможность коррекции речевых и социально-коммуникативных навыков.

Особенности проекта:

  • по составу участников: детско-взрослый;
  • по виду: творческий;
  • по типу: познавательно-развивающий
  • по сроку реализации: долгосрочный.

Значимость проекта:

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Исходя из этого, коррекционная деятельность воспитателя предполагает не только работу на занятиях и во вторую половину дня, но и во всех режимных моментах, таких как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд на природе, игры, экскурсии и развлечения. Творческий подход в этом направлении, в качестве использования художественного слова, обеспечивает более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, памяти, творческих способностей каждого ребенка.

Участники проекта:

  • дети;
  • воспитатели;
  • учитель-логопед;
  • педагог-психолог;
  • младший воспитатель;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физ. Воспитанию.

Цель:

В процессе творческого подхода к режимным моментам развивать у детей:

  • речевые навыки;
  • основные психические процессы;
  • мелкую моторику.

Задачи:

  • развивать звуковую культуру и лексико-грамматический строй речи с использованием художественного слова во всех режимных моментах;
  • разработать полезные советы для родителей воспитанников по использованию художественного слова в домашних условиях;
  • оформить иллюстративно-поэтический букварь для закрепления речевых навыков, мыслительных процессов и двигательной активности.

Приложение 1

Реализация проекта рассчитана на три этапа:

Подготовительный этап:

  • подбор и разучивание художественного слова;
  • формирование предпосылок к поисковой деятельности детей;
  • развитие интеллектуальной инициативы и творческой фантазии;.
  • определение конечного продукта;
  • введение в режимные моменты игровых ситуаций на основе художественного слова;
  • выбор методики диагностирования по результатам участия ребенка в реализации проекта.

Итог: оформление в игровой комнате зоны по использованию художественного слова с предметными и сюжетными картинками по разным режимным моментам.

Основной этап:

  • совместная деятельность воспитателя, учителя-логопеда и детей по заучиванию и использованию художественного слова в разных режимных моментах;
  • индивидуальная и подгрупповая работа с использованием проблемных ситуаций, стимулирующих детей к самостоятельной поисковой деятельности;
  • взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации данного проекта.

Итог: организация и проведение сюжетно-ролевой игры “Один день из жизни детского сада” с использованием художественного слова в режимных моментах.

Заключительный этап:

  • подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей для определения уровня и качества знаний, ситуативного мышления и поведения, социальную активность и личностное развитие каждого ребенка;
  • организация досуговой деятельности в рамках проекта;
  • подготовка и проведение презентации проекта .

Итог: концерт-ревю с участием детей, педагогов и родителей по теме проекта.

Результативность проекта:

  • повышение качества речевой активности и социально-коммуникативных навыков в период всего пребывания детей в детском саду;
  • появление у детей потребности к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • активное участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

Конечный продукт:

  1. Иллюстративно-поэтический букварь по всем режимным моментам.
  2. Фото-коллаж “Я и мои друзья”.
  3. Видео-зарисовки “Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдешь!”.

Обратная связь: получена путем анкетирования и отзывов педагогов и родителей.

Дополнительная информация:

Приложения:

  1. Развернутый план реализации проекта.
  2. Примерная подборка художественного слова по режимным моментам.
  3. План работы по использованию художественного слова.
  4. Методические рекомендации для педагогов по реализации данного проекта
  5. Возможные риски данного проекта.

Используемая литература для подбора художественного слова:

  1. “Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи” Н.В. Нищева. Санкт-Петербург “Детство-пресс” 2001 г.
  2. “Азбука физминуток для дошкольников”. В.И. Ковалько Москва 2006 г.
  3. “Развитие воображения и речи у детей 4–7 лет. Игровые технологии”. Е.А. Алябьева Творческий Центр “Сфера” Москва 2006 г.
  4. “ Воспитываем, обучаем, развиваем, дошкольников в игре”. В.А. Деркунская. Москва “Педагогическое общество России” 2005 г.
  5. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ”. Г.Н. Сергиенко Воронеж 2006 г.