Разработка урока "Встать, суд идет! Суд над мышьяком"

Разделы: Химия


Тип урока:

  • по цели – урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
  • по методам – комбинированный.
  1. Данный урок проводится в теме “Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества” после уроков изучения новых знаний и перед подготовкой к контрольной работе.
  2. Отбор содержания я сделала на основе требований программы, стараясь сделать информацию максимально интересной. Форма обучения – театрализованный урок в форме суда. Методы обучения: объяснительно-илюстративные, репродуктивные, частично – поисковые, исследовательские.
  3. Применение элементов различных педагогических технологий позволяет наиболее успешно развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Применение компьютера на уроке позволяет сделать обучение максимально наглядным. Работа с выдержками из первоисточника и таблицей приучает учащихся самостоятельно добывать знания.
  4. Главные этапы урока:
  • Характеристика мышьяка как химического элемента по таблице Менделеева. Изучение валентных возможностей атома мышьяка.
  • Самостоятельная работа детей с первоисточниками.

Дидактические цели:

  • Обучающая. Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: “Строение атома, периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева”. Выявление межпредметных связей химии и истории, литературы, охраны безопасности жизнедеятельности.
  • Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять теоретические знания с реальными данными. Продолжить формирование навыка работы с источниками информации.
  • Воспитательная цель. Развивать знания школьников о диалектике. Формировать черты социально-направленной личности учащихся, бережное отношение к окружающей среде. Воспитывать аккуратность при работе с любыми химическими веществами.

Ход урока

Презентация

1. Организационный момент. Слайд 1 (пустой).

Обсудить организационные моменты урока. Парты в кабинете можно перед уроком поставить буквой П. Можно заранее разбить класс на три группы.

2. Постановка задачи на урок. Слайд 2 (тема урока.).

2.1. Сегодня мы должны расследовать одно очень старое дело, выслушать доводы защиты и обвинения и вынести приговор обвиняемому. (Все суды перегружены, дела рассматривать не успевают, попросили нас).

2.2. Кто наш обвиняемый? Слайд 3 (ребус на тему: мышьяк).

Слайд 4 (химический символ, фотография металлического мышьяка).

2.3. Имена обвиняемого. Слайд 5 (латинское название, происхождение русского названия).

3. Проверка сведений об обвиняемом.

3.1. Характеристика мышьяка как химического элемента

Определяемые показатели. Как определить. Результат.
1. Химический символ По таблице Менделеева. Ас
2. Порядковый номер По таблице Менделеева. 33
3. Атомная масса По таблице Менделеева. 75
4. Адрес Группа По таблице Менделеева. V
5. Период По таблице Менделеева. 4
6. Число протонов в ядре. Равно порядковому номеру. 32
7. Число нейтронов в ядре. Атомная масса – порядковый номер. 41
8. Заряд ядра. + порядковый номер -33
9. Число электронов в атоме. Равно порядковому номеру. 34
10. Количество энергетических уровней. Номер периода. 4
11. Номер внешнего энергетического уровня.   3
12. Число электронов на внешнем энергетическом уровне Номер группы. 4
13. Схема электронного строения атома. * 1s22s22p63s23p63d104s24p3
14. Графическая электронная формула внешнего энергетического уровня. ** 4p

4s

(У каждого из вас есть протокол опроса свидетеля Слайд 6 (таблица), где указаны сведения об обвиняемом. Но, к сожалению, наш секретарь забыл вписать имя обвиняемого, и мы не знаем, можно ли этому документу доверять. Придется проверить.). Слайд 7 (справка), слайд 8 (таблица с ошибками, которые исправляются по щелчку мыши), слайд 9 (схема электронного строения и графическая электронная формула с ошибкой), Слайд 10 (строение внешнего энергетического уровня атома мышьяка заполняется по щелчку мыши с ошибками, которые исправляются). (Материалы “дела” можно раздать учащимся заранее, а можно выдавать по ходу урока).

3.2. Предсказание свойств мышьяка по таблице Менделеева (Посмотрим, что написано в протоколе, и что говорит нам самый честный свидетель – таблица Менделеева.). Слайд11 (изменение свойств элементов в группе и периоде).

Мышьяк находится в самой середине таблицы, следовательно, проявляет свойства, как металлов, так и неметаллов.

4. Возможности обвиняемого.

4.1 Определяем валентные возможности атома мышьяка. Слайд 12 (валентные возможности атома определяются: числом неспаренных электронов), слайд 13 (строение внешнего энергетического уровня атома мышьяка с выделением неспаренных электронов), слайд 14 (распаривание 4s электронов на d орбиталь), слайд 15 (факторы, определяющие валентные возможности атомов).

? От чего зависят валентные возможности атома?

4.2. Рассматриваем формулы соединений мышьяка. Комментирую их свойства. Слайд 16 (соединения мышьяка).

5. Работа по группам. Слайд 17 (задачи групп).

Делимся на группы: “Защита”, “Обвинение”, “Пресслужба”. Группы получают задание рассортировать показания свидетелей и выбрать необходимое для своей группы. Каждой группе ставится табличка с названием. Если класс не был разбит на группы в начале урока, тратится несколько больше времени, зато появляется динамическая пауза, позволяющая учащимся немного отдохнуть. Показаниями свидетелей служат выдержки из научной и художественной литературы (см. приложение).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Каждая группа получает распечатанный бланк с заданием и местом для записей.

ЗАЩИТА. Собрать доводы в защиту обвиняемого (где применяется, как используется).

ОБВИНЕНИЕ. Собрать факты, обличающие преступления мышьяка (кого и как им отравили или планировали отравить).

ПРЕССЛУЖБА. Какие произведения можно порекомендовать журналистам? Где в быту можно столкнуться с соединениями мышьяка? Каковы симптомы отравления мышьяком? Как оказать первую помощь.

Пока учащиеся работают, можно вывести на экран слайд с фотографиями книжных обложек.

6. Доклад группы обвинения. Слайд 18, 19 (изображения великих отравителей).

7. Доклад группы защиты. Слайд 20 (мышьяк в стоматологии.)

8. Сообщение пресслужбы. Слайд 21 (первая помощь при отравлениях).

9. Предложения обвинения и защиты. Можно провести дискуссию.

10. Вынесение вердикта суда.

Мышьяк сам мало в чем виноват. Преступление совершают люди. Мышьяк следует оправдать, но оставить под строгим надзором.

11. Подведение итогов урока. Вы, конечно, поняли, что мы играли. А зачем? Что мы повторили? Урок был интегрированный с другими учебными предметами. С какими? Широко простирает химия руки свои в дела человеческие.

Материалы:

  • таблицы Менделеева для каждого учащегося,
  • распечатки “Сведения об обвиняемом” для каждого учащегося,
  • папки со “свидетельскими показаниями” (одна на группу),
  • листы с заданием для каждой группы.

Оборудование:

  • судейский молоток (я использовала небольшую киянку, но неплохо смотрелся бы и молоток для отбивания мяса),
  • доска, по которой этим молотком стучат (в моем случае прекрасно подошла круглая разделочная),
  • судейская мантия (в принципе, подойдет любой черный балахон, но я брала взаймы мантию академическую).

Некоторые слайды не входят в приложенную презентацию.

ТСО: компьютер с медиапроектором.

Помещение класса оформляется книгами – источниками.