Конспект занятия по развитию речи по теме "Рассматривание картины "Дружная семейка на птичьем дворе" и беседа по ней

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие речи у детей, на основе беседы по картине «Дружная семейка на птичьем дворе».

Задачи:

  • Обучающие: продолжить формирование понятийного аппарата у детей: семья, курочка-мама, петушок-папа, цыплятки-детки, курятник, времена года, признаки времени года, хозяюшка, курочка-рябушечка, птичий двор.
  • Развивающие:
    • продолжить развитие речи у детей на основе беседы по картине «Дружная семейка на птичьем дворе»;
    • вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины;
    • развивать умение вести диалог с воспитателем, слушать, понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
    • учить употреблять в речи существительные с предлогами (в, на, под, за, около), согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; активизировать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование коммуникативных навыков у детей на основе беседы друг с другом и воспитателем, формирование умения слушать, отвечать, понимать заданный вопрос, анализировать, делать выводы и сравнивать на основе увиденного;
    • сформировать целостность мировоззрения на основе увиденного на картине – «птичий двор»;
    • создать игровые ситуации, способствующие формированию доброты и доброжелательности;
    • побуждать участвовать в инсценировке потешки;
    • закрепить знания о петушке, курочке, цыплятах.

Активизация: курочка, петушок, цыплята, кукарекает, пищат.

Обогащение словаря: курочка-рябушечка, квохчет.

Развивающая среда: картина «Дружная семейка на птичьем дворе»; шапочки для инсценировки: курочки, цыплят; ведерко, кружка, «волшебная палочка»; картинки с изображением петуха, курочки и цыплят.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Картинка на невысокой доске или на фланелеграфе,  закрыта ватманом, на котором нарисован дом с открывающимися окнами. Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Дети! Вы хотите узнать, кто живет в этом домике? Тогда отгадайте загадку:

Я в деревне на дворе
Просыпаюсь на заре
«Ку-ка-ре-ку» я закричу
Разбудить ребят хочу.

– Как  вы догадались, что это петух?
– Что нужно сделать, чтобы петух выглянул из окошка? (Позвать его).
– Сначала назовите петуха ласково. (Петушок).
– Вспомните, мы читали сказку «Кот, петух и лиса». Как лиса выманивала петушка? Какими словами? Давайте позовем петушка таким же ласковым голоском, как у лисы.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.

(Петушок – мягкая игрушка. Выглядывает из окошка).

Петух: (воспитатель изменяет голос) Ку-ка-ре-ку! Кто же это зовет меня? (Крутит головой) Здравствуйте, детишки!

Дети здороваются.

– Я очень люблю горох. Вы принесли мне горошек?

Воспитатель: Детки, давайте накормим петушка. Насыпьте себе на ладошку горошек (показать движения) и дайте поклевать петушку. (Петушок «клюёт» из ладошек детей.)

Петух: Спасибо, ребята, накормили вы меня. А я ведь к вам пришел с сюрпризом.  Но сначала отгадайте загадки:

Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица).

Воспитатель:  Как ласково позвать курицу? Что она делает? (Квохчет).
– Как она это делает?  (Квох-квох, квох)

Дети повторяют звукоподражание.

Петух:  Следующая загадка:

Желтый, маленький комочек
Очень любит червячков.
Черный глазик, острый клювик,
Дога  дались кто таков? (Цыпленок)

Воспитатель:  Как еще ласково можно назвать цыпленка? (Цыпленочек).
– Цыпленок – один, а когда их много, как назвать? (Цыплята, цыплятки).
– Как цыплята разговаривают? (Пи-пи-пи).

Петух:  Какие вы молодцы, ребятишки! И вот вам мой сюрприз… (открывает картинку) Я дарю вам эту картинку!

Воспитатель: Какое волшебное слово нужно сказать за подарок? (Спасибо).

Воспитатель: Спасибо тебе, петушок, за подарок.

Петух: У вас, дети, очень хорошо, но мне нужно идти к семье. Меня ждут курочка с цыплятками.

Дети прощаются с петушком и приглашают его снова в гости.

Воспитатель: Какая красивая картина! Вам нравится? Давайте её рассмотрим вместе.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?  (Лето).
–  Как вы догадались? (Зеленая трава, цветы, ярко светит солнышко.)
– Назовите всех, кого видите на картине.
– Как зовут деток курицы?
– Что они делают? (Гуляют по двору. Мама-курица учит цыплят искать себе еду, копать лапками червячков, искать зернышки, щипать травку, пить водичку.)
– Что еще делает мама-курица? (Она охраняет цыплят, чтобы их никто не обидел.)
– Как разговаривает мама-курица с цыплятами? (Ко-ко-ко)
– Как отвечают цыплята маме?
– Как можно назвать курочку за то, что она заботится о своих детках? (Заботливая).
– Какая курочка-мама? (Добрая, ласковая, заботливая).
– Как зовут папу цыплят?
– Где сидит петух? (На заборе).
– Что он делает?
– Как разговаривает?
– Кто ухаживает за петушком, курочкой и цыплятами? (Хозяюшка).
– Как ухаживает за ними хозяюшка? (Кормит, поит, меняет подстилку в домике, чтобы было чисто и сухо.)
– А как называется домик, где живут курочка с семьей? (Курятник).
– Когда они прячутся в курятнике? (Ночью, когда начинается дождь, когда чего-нибудь испугались).
– Какую пользу приносит курочка хозяевам?
– А раз курочка, петушок и цыплята живут с домом человека и приносят людям пользу, значит, как мы их назовем: дикие или домашние птицы?
– Что умеют делать курочка, петушок и цыплята? (Кукарекать, пищать, кудахтать, ходить, бегать, клевать.)
– А теперь давайте с вами поиграем.
Превращу я вас в «цыпляток и курочку».
«Волшебной палочкой» дотронуться до головки каждого ребенка, приговаривая: Катя-цыпленок, Егор-цыпленок и т.д.
– Теперь вы – цыплятки, а курочка … (называю имя ребенка)
– Цыплятки бегите на полянку (зеленый ковер) и внимательно наблюдайте за мамой-курочкой.

«Курочка» берет ведерко и идет на «речку»,  нарисованную на листе ватмана.

Воспитатель: Курочка-рябушечка, куда ты идешь?

Курочка: На речку.

Воспитатель: Курочка-рябушечка, зачем ты идешь?

Курочка: За водичкой.

Воспитатель: Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

Курочка: Цыпляток поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат.

Дети-цыплята: Пи-пи-пи…

Курочка поит деток из кружечки. Детки-цыплята благодарят курочку: «Спасибо, мамочка!».

Воспитатель:  Теперь наши цыплятки превращаются в ребяток. (Опять с помощью «волшебной палочки»).
– Подойдите ко мне. Про каких домашних птиц мы сейчас разговаривали и рассматривали картину?
– Про петушка (на магнитной доске выставляю картинку петушка).
– Как он разговаривает?
– Про курочку-рябушечку (дети сами выставляют картинки).
– Про деток-цыпляток.
– Расскажите, еще стихотворение про петушка, порадуйте его.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?