Интегрированное занятие по экологии в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

  1. Сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира.
  2. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.
  3. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.

Задачи:

  1. Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно-двигательного восприятия. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности.
  2. Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
  3. Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека (веселый, улыбающийся, грустный, печальный, сердитый, расстроенный, хитрый, удивленный и т. д.).
  4. Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных (“сладкий”, “горький”, “громкий”, “вкусный” и т. д.), работать над интонационной выразительностью, связностью речи, учить составлять связный рассказ по опорным картинкам.

Ход занятия

1. Занятие начинается с упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения “Тихое озеро”.

Педагог говорит: “Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

Упражнение провести под спокойную, расслабляющую музыку.

2. Далее педагог предлагает детям сходить в гости в город веселых человечков. Для того чтобы попасть в этот город, нужно открыть замок на городских воротах. Дидактическая игра “Подбери ключ к замку”.

Дети открывают дверь. На фланелеграфе изображены лица человечков, они очень грустные, плачут. Рядом написано: СОС!!! Педагог спрашивает детей о настроении человечков, можно ли их назвать веселыми. Если нет, то почему? Дети разбираются в мимике человечков. Затем педагог обращает внимание на слово “СОС!” Спрашивает детей о том, что это за сигнал, в каких случаях люди им пользуются. Дети отвечают.

Педагог читает письмо веселых человечков, в котором они рассказывают о своей беде. Веселые человечки разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе все перепуталось. Веселые человечки просят детей помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.

Педагог просит детей вспомнить, какие органы чувств они знают. После перечисления (рот, нос, глаза, уши, кожа) педагог загадывает детям загадки об органах чувств:

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам…(глаза)

Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет…(нос)

Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши…(ушки)

Чтоб попробовать компот,
Есть у человека…(рот)

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…(кожа)

3. Педагог начинает путешествие по городу. Первая остановка дома художника. Воспитатель обращает внимание на картинку с изображением художника, спрашивает у детей о профессии этого человечка, как они об этом догадались, обращает внимание на его настроение. Затем говорит: “Художник разучился пользоваться глазами, и теперь его картины никому не нравятся”. Педагог предлагает детям заглянуть в альбом художника и найти ошибки, а затем их исправить.

Дидактическая игра “Что художник нарисовал неправильно?”

После выполнения заданий педагог вместе с детьми обобщает, для чего людям нужны глаза. Предлагает одному из детей выложить на фланелеграфе слово “Глаза”.

Далее педагог предлагает детям выполнить гимнастику для глаз. Помощник воспитателя в руках с морковкой встает в одном углу зала, воспитатель с капустой – в противоположном. На слово “морковка” вверх поднимают морковь, дети смотрят на нее, затем вверх поднимают капусту, дети переводят взгляд на нее. Голова при этом не должна шевелиться.

Дети продолжают путешествие по городу и подходят к домику девочки-садовода. Педагог предлагает детям определить чем занимается эта девочка, сказать о ее настроении: “Девочка выращивала в своем огороде ароматные фрукты, овощи, цветы. А теперь она совершенно разучилась распознавать их по запаху. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет?” (Его нужно понюхать, для этого у человека есть НОС.)

Дидактическая игра “Узнай по запаху”.

После выполнения задания педагог совместно с детьми делает вывод о том, для чего нужен нос. Ребенок на фланелеграфе выкладывает слово “Нос”.

Проводится дыхательное упражнение “Аромат цветов”.

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося “А-ах!”.

Дети подходят к домику эколога. Определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение. Педагог говорит: “Эколог разучился слышать и совершенно запутался в звуках природы. Что нам помогает слышать?” (Уши).

Дидактическая игра “Что услышал?” (Слушание звуков: журчание ручейка, шелест листьев, музыка, звуки животных, птиц и т. д.) Ребенок на фланелеграфе выкладывает слово “Уши”.

Массаж ушей.

Дети проговаривают чистоговорку.

Хором.

Жу-жу-жу – я летаю и жужжу.
Жи-жи-жи – мне цветок покажи.

Провести пальцами по краям ушных раковин.

Же-же-же – Василек растет в меже.
Жу-жу-жу – про цветы всем расскажу.

Потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх.

Дети подходят к домику повара. Определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение. Педагог говорит: “Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, компот соленый… Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду? Какой орган чувств есть для этого у человека? Какие 4 вкуса вы знаете? (Сладкий, соленый, кислый, горький.)

Дидактическая игра “Узнай на вкус”. После выполнения задания педагог с детьми делает вывод о том, для чего человеку нужен рот. Ребенок выкладывает на фланелеграфе слово “Рот”.

Упражнение “Блинчик”

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

Упражнение “Пирожок”

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

Дети подходят к фланелеграфу и читают составленные слова:

РОТ, НОС, ГЛАЗА, УШИ.

Педагог предлагает определить, о каком органе чувств еще не вспомнили. Дети называют КОЖУ. Педагог предлагает детям вспомнить, для чего человеку нужна кожа. (С помощью кожи человек определяет качество предмета: горячее, холодное, твердое, тупое, острое, мокрое, сухое и т. д.). Кожа выполняет защитную функцию организма. Педагог предлагает детям определить только с помощью кожи пальцев форму предмета.

Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.

Физкультминутка. Игра малой подвижности “Четыре стихии”

4. Педагог предлагает детям вспомнить обо всех органах чувств, которые есть у человека. А чтобы узнать, как дети запомнили, какой орган чувств для чего нужен, предлагается игра “Какой орган чувств нам об этом подскажет?”

В заключение педагог предлагает детям рассказать об органах чувств, используя опорные картинки. Ребенок начинает свой рассказ, например, со слов: “Рот нам нужен для того, чтобы…”

Педагог обращает внимание детей на фланелеграф. Там изображены лица человечков – веселые, улыбающиеся. Написано слово “СПАСИБО”! Дети читают слово “спасибо”, рассказывают о настроении человечков.

Приложения к занятию: (Приложение)

Использованная литература:

  1. Воронкевич О. А. – Добро пожаловать в экологию.
  2. Картушина М. Ю. – Логоритмические занятия в детском саду.