Использование здоровьесберегающих современных педагогических технологий для воспитания ловкости у школьников в условиях сельской малочисленной школы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Анализ литературы [1, 2, 3, 4, 5,7, 8, 9] показал, что в теории и практике существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам классифицированы в несколько обобщенных групп: по уровню применения; по философской основе; по ведущему фактору психического развития; по ориентации на личностные структуры; по характеру содержания и структуры; по организационным формам; по типу управления познавательной деятельностью; по подходу к ребенку; по преобладающему методу; по направлению модернизации существующей традиционной системы; по категориям обучающихся [9].

В данной классификации мы выделяем технологии по направлению модернизации существующей традиционной системы, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система. По этому направлению выделены следующие группы технологий: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений; на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся; на основе эффективности организации и управления процессом обучения; на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала; природосообразные использующие методы народной педагогики; альтернативные; комплексные политтехнологии [9].

В классификации современных технологий по данному направлению для нашей работы наиболее значимы педагогические технологии на основе активизации и интенсификации и педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. В группе педагогических технологий на основе активизации и интенсификации выделяем только игровые технологии, а вот в группе педагогических технологий на основе эффективности организации и управления процессом обучения обозначаем технологии дифференцированного (уровневого) обучения и технологии индивидуализации обучения.

Технологии дифференцированного обучения и индивидуализации обучения являются “проникающими технологиями”, т.е. дифференцированный и индивидуальный подход осуществляется практически во многих технологиях. Игровые технологии применяются в любом возрастном периоде и являются неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания.

Изучив теорию и опыт работы по использованию данных технологий на учебных предметах, мы адаптируем эти технологии к проведению учебной и воспитательной физкультурно-оздоровительной работы в условиях сельской малочисленной школы, при этом акцент делаем на воспитание ловкости.

В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференциация обучения детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социальновостребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты.

При этом формирование принципов здорового образа жизни у школьников, факторы сохранения здоровья детей практически не учитываются. Приоритетными факторами, содействующими здоровью, являются: психическое здоровье школьников, комплекс медико-социальных мероприятий и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, расширение сети спортивно-оздоровительных мероприятий. Большую роль в этой проблеме играют здоровьесберегающие технологии, направленные на повышение объема и разнообразия форм двигательной активности, на воспитание культуры ребенка, которая определяется культурой здорового образа жизни и умением создать гармонию своего существования в самом широком смысле. В современных условиях значительное увеличение объема двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к конкретизации и переключения внимания, пространственно-временной точности движений. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость.

Ловкость включает в себя ряд специфических проявлений:

  • ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы;
  • ловкость, проявляемая в действиях, связанных с передвижением в условиях усложненной и меняющейся обстановки;
  • ловкость, проявляемая в упражнениях с изменяющимся сопротивлением;
  • ловкость, проявляемая в упражнениях с изменяющимся сопротивлением;
  • ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий некоторых участников;
  • ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами;
  • ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих практически согласованных действий в играх с тактическим противодействием и взаимодействием участников [3].

Считаем, что развитие ловкости, как комплексной способности, является важной составляющей в повышении объема двигательной активности школьников.

Основываясь на анализах исследований И.М. Туревского [11] и учитывая методические рекомендации по воспитанию ловкости, мы в своей работе выделяем в качестве основных двух методов воспитания этой способности:

  1. Применение необычных двигательных заданий.
  2. Сенсорный метод.

Считаем целесообразным применение в целях воспитания ловкости главным образом таких упражнений, которые содержат элементы новизны. Хорошо усвоенные (привычные) двигательные действия в этом отношении оказываются малоэффективными.

В качестве конкретных методических приемов мы применяем:

Для реализации данных методов на основе исследований И.М. Туревского [23] мы подобрали игровой материал с методическими рекомендациями и основными упражнениями для учащихся начальных классов. Данный материал представлен в приложении (см. приложение № 11,12,13).

У учащихся начальных классов ловкость лучше развивать в комплексе с быстротой. Ловкие движения – это, как правило, быстрые движения, особенно если их выполняют без значительных внешних отягощений. Младшие школьники выполняют различные варианты ходьбы и бега (см. приложение 4). Основным средством, используемым нами для развития быстроты движений, являются упражнения с предметами, особенно с мячами (см. приложение № 5,6,7,8). Эти упражнения являются незаменимыми также для развития ловкости рук и туловища. Манипулирование предметами, имеющими определенную массу и форму, требует тонкой работы кисти и пальцев. Такие движения полезны при обучении учащихся разнообразным навыкам – письму, рисованию, лепке и т.д. Разнообразная нагрузка на мышцы кисти укрепляет ее, делает пальцы подвижными и ловкими. Координация движений, лежащая в основе ловкости, в наибольшей степени склонны к развитию в младшем школьном возрасте. Необходимым, считаем, также научить детей быстро и точно различать все стороны пространства и безошибочно выполнять движения в нужном направлении. С учащимися младших классов мы проводим упражнения, для совершенствования способности ориентироваться в пространстве (см. приложение № 9,10).

В среднем школьном возрасте ловкость развиваем в комплексе с координацией движений. В школьной программе по физической культуре имеются такие упражнения, которые к развитию ловкости предъявляют особые требования. Сюда относятся вращения, упражнения в равновесии, в особенности на поднятой над полом и уменьшенной опоре, а также двигательные действия при необычном положении тела в гравитационном поле, например, вниз головой. Вращательные движения мы включаем в гимнастические упражнения на снарядах, в акробатические упражнения. На первых порах при попытке выполнить эти действия у детей имеет место потеря ориентировки в пространстве. Необходимым условием для освоения этих двигательных умений мы считаем предварительную подготовку системы ориентации учащихся к необычному положению тела. Для адаптации учащихся к необычному положению тела в пространстве и к вращательным движениям в уроки включаются специально подобранные упражнения (см. приложение № 14). Развивая чувство равновесия на уменьшенной опоре, сначала знакомим учеников с упражнениями, предварительно один-два раза выполнив их на полу по начерченной широкой линии (см. приложение № 15).

Как показывают наши многолетние наблюдения, в этом возрастном периоде ценным средством развития ловкости считаем подвижные и спортивные игры, где занимающиеся сталкиваются с разнообразными и непредвиденными задачами, требующими адекватных, быстрых, рациональных и находчивых двигательных реакций.

На основе отобранного материала мы дифференцируем задания при воспитании ловкости на занятиях с разновозрастными группами, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Использование уровневой дифференциации предполагает дифференцированные задания для усвоения материала на двух уровнях: базового и повышенного. При чем базовый уровень определяет и задает обязательные результаты обучения, а повышенный определяется глубиной овладения содержанием образования. В то же время задания для повышенного уровня являются основой базового уровня для учащихся следующего класса. Приведем пример вариантов заданий разного уровня сложности в разновозрастной группе в акробатических упражнениях:

Таблица 1

Пример вариантов заданий разного уровня в разновозрастной группе в акробатических упражнениях

Базовый уровень

Повышенный уровень

2 класс

1. Перекаты в группировке назад-вперед, вправо-влево (уметь выполнять) 1. Два, три кувырка вперед слитно в группировке
2. Кувырок вперед в группировке (учиться выполнять) 2. “Мост” из и.п. – стоя, ноги на ширине плеч с помощью и страховкой партнера
3. Программная акробатическая композиция (уметь выполнять) 3. Акробатическая композиция (составить свою композицию)
4. “Мост” из и.п. – лежа на спине (учиться выполнять)  
5. Название элементов и их выполнение (знать)  
6. Помощь и страховка партнера (уметь осуществлять)  

4 класс

1. Два, три кувырка вперед в группировке слитно (уметь выполнять) 1. “Мост” из и.п. – стоя, ноги на ширине плеч без помощи партнера
2. Кувырок назад в группировке (уметь выполнять) 2. Кувырок назад из положения, лежа на спине
3. “Мост” из и.п. – стоя, ноги на ширине плеч с помощью и страховкой партнера (учиться выполнять) 3. Акробатическая композиция (составить и обосновать)
4. Акробатические элементы (знать названия и выполнять их по заданию учителя)  
5. Страховка, самостраховка (уметь осуществлять)  

Используя дифференцированные задания, мы считаем, важным сообщить учащимся цель и план их работы, а в конце подвести итоги. Дифференциация заданий в технологии уровневой дифференциации позволяет следить за усвоением знаний и умений каждым учеником, что способствует оказанию своевременной помощи школьникам (См. приложение № 1,2).

Свободный выбор разноуровневого задания предполагает умение правильно соотнести свои возможности со степенью трудности его выполнения. Для определения исходной степени развития ловкости учащегося мы используем свои многолетние наблюдения, а также проводим тесты уровней развития координационных способностей [11]. (См. приложение № 16,17).

Определив уровень (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий), мы дифференцируем задания, развивая ловкость по индивидуально избранной траектории с возможно более полным развитием этой способности в соответствии с его возможностями, а также развиваем творческую активность и интерес к предмету[10].

В условиях нашей школы мы стараемся рационально организовать двигательную активность учащихся. Во-первых, это уроки физической культуры, гимнастика до занятий, динамические паузы, физкультминутки в течение урока, а также физкультурно-оздоровительная работа.

Уроки проводим в основном на открытом воздухе, т.к. нет спортивного зала (помещение приспособлено). С помощью администрации Слободской волости у нас появилась многофункциональная спортивная площадка.

Успеваемость по физической подготовке определяется отношением ученика к своему физическому совершенствованию, приверженностью здоровому образу жизни, прочностью освоения основ знаний, базовых двигательных и специальных умений и навыков, умений творчески решать подобные задачи. Учитывая значительные различия в уровне физической подготовленности учащихся, мы оцениваем выполнение, ими контрольных упражнений, принимая во внимание предыдущий результат, т.е. индивидуальный подход, лежащий в основе разноуровневой дифференциации, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого школьника.

В результате учебной перегрузки на младшего школьника у детей резко снизились основные показатели здоровья: ухудшилось зрение, осанка, появились заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому в начальной школе введён третий час физической культуры, т.к. двигательная активность – это биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня мы, взрослые, двигаемся меньше, чем вчера, то завтра наши дети будут двигаться еще меньше. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов, дошкольник – 12 тысяч. Наблюдения показывают, что те и другие делают половину. Физическая нагрузка крайне необходима детям. Именно поэтому введены динамические паузы (20 мин.), во время которых дети играют на открытом воздухе (см. приложение № 8,9,10). Динамические паузы имеют положительные результаты, как для физического развития учащегося, так и для психического самочувствия. Дети стали меньше болеть простудными заболеваниями. В эпидемический период нашу школу не закрывали на карантин, в отличие от школ города. В группе продлено дня, еженедельно проводим спортивные часы, в содержание которых включаем упражнения для развития ловкости (См. приложение № 3).

Территориальная близость нашего села и города Углича позволяет нашим детям посещать спортивные секции на базе ДЮСШ, ФОКа (акробатика, футбол, клуб “Юных моряков”). Некоторые дети добились определенных спортивных достижений. Работая в таких нелегких условиях, мы имеем некоторые результаты, которыми мы можем гордиться. На протяжении десяти лет (1995-2005 гг.) мы были в тройке призеров районной спартакиады среди основных школ района. Школьная сборная команда активно принимает участие в районных соревнованиях. Теперь у нас появилось больше возможностей, т.к. школе предоставили автобус.

Физкультурно-оздоровительная работа в школе проходит в форме праздников, Дней здоровья, соревнований по видам спорта в личном первенстве и среди разновозрастных групп. Традиционные “Веселые старты” между сборными командами учителей и учеников дают положительный эмоциональный заряд, предоставляют возможность общения с учителями в неформальной обстановке.

Большое значение в реализации потребности ребенка в двигательной активности с познанием природы и окружающего мира, а также в закреплении полученных знаний и умений, имеют туристические походы. В походе дети отрабатывают навыки туристской техники, занимаются приготовлением пищи, собирают лекарственные растения, занимаются краеведческой и природоохранной деятельностью, проводят игры, эстафеты, туристические эстафеты, соревнования по ориентированию.

Мы работаем в тесной взаимосвязи с медиками. В начале каждого учебного года участковым педиатром заполняется лист здоровья на каждого ребенка, где указывается группа здоровья и направление к специалистам, если есть отклонения в здоровье. С каждым годом мы прослеживаем улучшение ситуации: дети, имевшие подготовительную группу здоровья, к 8-9 классам занимаются по основной группе. Детей со специальной медицинской группой в школе нет.

В рамках проведения диспансеризации дети проходят осмотр не только специалистов, но определяется также индекс их физической готовности.

По результатам работы были сделаны выводы:

  • 10% имеют нарушение осанки (в сравнении с 2000 г. – 30%);
  • 10 % имеют отклонения в зрении (в 2000 г. – 15%);
  • 20% детей имеют ИФГ ниже среднего (в 2002 г. – 40%).

Видя положительную динамику, мы понимаем, что нельзя глобально изменить ситуацию со здоровьем детей только организацией учебной и внеклассной работы. Поэтому так важно создать систему по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Немаловажную роль в укреплении здоровья ребенка играют родители. На развитие установок поведения, выработку практических умений и навыков, касающихся здоровья ребенка, а также его психики, сильное влияние оказывает семья. Мы с уверенностью можем отметить, что большинство семей, дети из которых являются нашими учениками, стремятся к тому, чтобы их ребенок рос здоровым. Участие семейных команд в школьных спортивных праздниках служит подтверждением вышесказанного. Только совместными усилиями можно предупредить формирование у детей вредных привычек, воспитать здорового во всех отношениях человека.

Таким образом, мы считаем, что технологии: игровая, уровневая дифференциация обучения, индивидуализация обучения позволяют в условиях сельской малочисленной школы успешно развивать и реализовывать принципы природосообразности, вариативности, психологической комфортности, создавать ситуацию успеха. Поэтому мы объединяем их в здоровьесберегающую модель деятельности.

Библиографический список

  1. sБайбородова Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе. Ярославль, 2004. 357с.
  2. Беспалько С.П. Слагаемые педагогического творчества. М.: Педагогика. 1989. 192с.
  3. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт. 1991. 288с.
  4. Гурьянова М.П. Резервы модернизации сельской малочисленной школы России. М.: Издательство ИСПС РАО. 2004. 160с.
  5. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика. 1987. 160с.
  6. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. М.: Нар, асвета. 1980. 128с.
  7. Малкова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в сельской малочисленной школе // Приоритетные направления развития образования на селе. Углич. 2004. 255 с. С. 183 – 186.
  8. Опыт работы учителей физической культуры./ Под ред. Травниковой Р.Н., Черновой К.Л. М. АПП. 1962. 48с.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998. 255с.
  10. Соловьева Н.И. Построение индивидуальной траектории физического развития ребенка// Приоритетные направления развития образования на селе. Углич, 2004. С. 210.
  11. Туревский И.М., Филин В.П., Кофман Л.Б. Зигзаги ловкости. Тула. Приокское книжное изд-во. 1993. 208с.