"Мой дом – моя крепость"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: укрепить понятийный аппарат, расширить кругозор.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о роли замка-крепости в средние века;
  • сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное
  • расширить кругозор учащихся за счет введения новых терминов и понятий;
  • стимулировать учащихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с культурой Европы.

Оформление: для проведения урока рекомендуем использовать компьютерный кабинет, интерактивную доску, разработать тест, подготовить презентацию “Мой дом – моя крепость”, раздаточный материал – тексты, тесты, канделябр, кубки, картина на средневековую тему.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Погружение в тему;
  3. Объяснение нового материала;
  4. Закрепление;
  5. Проверка, полученных знаний;
  6. Выставление оценок;
  7. Рефлексия.

Ход урока:

Слова учителя: Здравствуйте, я предлагаю вам сегодня вместе со мной поговорить на одну очень интересную тему. Посмотрите вокруг – как вы думаете, чем можно объединить те предметы, что вы видите?

С чем они у вас ассоциируются?

Итак, ваше мнение, о чем мы будем говорить на уроке?

- Да, о средневековой Европе, а если быть точнее о средневековом жилище феодала, рыцаря – его крепости, замке.

А тема урока будет звучать так: Мой дом – моя крепость. Это старая английская пословица. Почему я именно так сформулировала тему, вы сами попытаетесь мне ответить во время урока.

Запишите тему.

Каждый из вас с понятием “средневековый замок” уже встречался и имеет о нем некоторое представление. Пожалуйста, назовите те ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите это выражение. Я буду записывать их на доске.

Сейчас на слайде вы видите те понятия, с которыми обычно ассоциируются эти два слова у наших современников. Можете заметить они не слишком отличаются от ваших.

Может быть, выберем одно из них и обсудим – почему именно это явление? Как они могут быть связаны?

А что такое замок, что означает это понятие. Давайте выясним – те кто сегодня работает за компьютером, при помощи сети интернет найдите нам определение, используя известные вам поисковые системы.

Молодцы, очень хорошо. Сейчас посмотрите на доску, я вам продемонстрирую несколько иллюстраций.

Здесь были показаны европейские замки раннего средневековья, вы должны были обратить внимание, что практически у всех было нечто общее. Что это?

Сейчас я прошу вас послушать мой рассказ о том, как и почему появлялись некоторые составляющие части средневекового замка, то есть эволюцию замка.

Во все времена люди, которым грозила война, старались укрываться в каких-нибудь защищенных местах. В начале средних веков центральная власть ослаблена – почти отсутствует. Жители должны сами защищать себя от захватчиков (викингов, арабов или гуннов) и возводить первые укрепления. Это стены, которые укрепляют старые башни.

Для большей безопасности вокруг замка сооружают ров, наполненный водой. Чаще всего вода там стоячая, и время от времени рвы надо чистить. Это была тяжелая неприятная работа.

С Х века для большей безопасности владельцы возводят башни, венчающие сверху искусственную насыпь, отсюда берет свое происхождение донжон – центральная башня замка.

Запишите определение в тетрадь.

Вход в замок защищен подъемным мостом. Как только мост поднимается, в замок становится невозможным проникнуть, если только не прорваться через рвы, опускную решетку и ворота. На берегу канала подступ к подъемному мосту охраняется небольшим фортом – это барбакан. Найдите определение этого слова в интернете.

Запишите понятие барбакан.

И вот перед вами универсальная схема типичного средневекового замка.

 Прекрасно, слушали меня вы очень внимательно – предлагаю назвать сейчас последовательность появления составляющих частей замка.

Ну что ж с внешним видом замка мы схематично познакомились. Теперь возникает вопрос – неужели замок создавался только для защиты и обороны? Что бы разобраться так это или нет, нам помогут тексты, которые лежат перед вами. В ходе работы мы попытаемся выделить функции, которые выполнял замок в эпоху средневековья.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Посмотрите на экран – вот те функции, которые выполняет замок. Вы хорошо справились с этим заданием.

Запишите информацию.

А теперь самое время еще больше погрузиться в атмосферу феодального замка. Обратить наше внимание на святую - святых замка, на крепость – донжон. Она слишком важна, чтобы можно было пройти мимо. Это последний оплот для живущих в замке.

Большей частью донжон возводился совершенно в стороне от других построек. При этом его старались поставить в том месте, где находился родник или устраивали цистерну: не имея воды, осажденные не могли долго противостоять врагу. Стены этой башни отличались толщиной до 3-4 метров. Формы башен были различные: квадратные, прямо – и многоугольные, круглы, последние преобладали, так как лучше могли противостоять ударам стенобитных машин.

Вход устраивался на высоты примерно 5 метров, на уровне 2 этажа. Лестницу в случае опасности убирали. Донжон делился на этажи с помощью деревянных и каменных перекрытий. Подвальный этаж центральной башни был занят темницей или кладовой. Там не было или ни одного отверстия или очень скудные.

На втором этаже находился большой зал – центр жизни замка, там проходили обеды, приемы, устраивались советы и вершился суд

Следующий этаж – личные покои хозяина замка и его жены, на четвертом и пятом комнаты для прислуги и детей, там же располагались гости.

И на самом верху жил башенный сторож – его работа считалась самой тяжелой, так как он должен был следить за всем происходящим, как в замке, так и в его окрестностях.

А что же мы увидим, заглянув в парадный зал? Это, как правило, самое большое помещение. В зале есть возвышение – помост, место господина. Пол настилали из досок, глины или намного реже – из каменных плит. Чтобы было теплее устилали соломой. Конечно, такое покрытие нуждалось в регулярном обновлении, что происходило не часто и на полу среди соломы скапливалась грязь и отбросы.

Стены завешивали коврами. Единственным источником тепла в помещении служил открытый очаг, который в 12 веке переместился из центра комнаты к стене, превратившись в камин.

Окна, небольшие – бойницы, их затягивали пергаментом или промасленной тканью, также запирали деревянными ставнями. Стекло было очень большой редкостью, увидеть можно было только разве в храме.

В летние дни солнечного света, пропускаемого окном, было достаточно для освещения; зимой кроме огня камина, его заменяли масляные лампы, смоляные факелы или сальные свечи, которые прикрепляли к стенам. Все они сильно коптили, поэтому стены и потолок в замке были черными от копоти.

Мебели было мало и практически все предметы, кроме кровати были многофункциональными. Сундук – основной вид мебели служил одновременно шкафом, сиденьем и столом. Сидели также на длинных скамьях, табуретках. Кресло - предмет роскоши и предназначался только для хозяина. Кровати вошли в обиход достаточно поздно. Они были очень широкими, поскольку на них спало по несколько человек одновременно – это помогало лучше спастись от холода.

Мы уже упоминали, что стены тоже требовали утепления, т.к. их в то время еще не шпаклевали, требовалось утепление – их завешивали шпалерами, которые и украшали и утепляли холодные помещения, шпалерами же закрывали окна в виде портьер.

Шпалеры – это стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом. В Европе шпалеры появились в 12-13 веках в Германии. Для ранних шпалер характерна невысокая плотность, ограниченность цветовой гаммы, насыщенность символикой. Изображения были простые: геометрические узоры, геральдические знаки, позже появляются шпалеры на исторические сюжеты.

1662- во Франции была открыта королевская мануфактура братьев Гобеленов, которая объединила все шпалерные мастерские Парижа. Так возникает промышленное производство шпалер. С тех пор в обиход вошло слово “гобелен”, что, по сути, означает то же самое.

Итак, мрачноватый силуэт замка, большие, но слабо освещенные помещения, винтовые лестницы, сторожевые башни, крошечные окна, очаг с жаровней и массивная мебель. Действительно сюжет получается довольно угрюмый. Но если присмотреться повнимательнее обнаружатся интересные смысловые акценты и декоративные изыски. Роскошь того времени – мощь и неприступность.

Сейчас хочу предложить вам – выполнить небольшую работу и получить оценки за урок.

Выполнение теста.

Средневековая Европа породила множество замков. Великобритания, Франция, Испания, Швейцария особенно богаты ими. Возникнув первоначально лишь для обороны, впоследствии они становятся многофункциональными центрами.

У всех замков есть особенности в зависимости от страны, но также, как мы сегодня заметили, много общего. Они могут возвышаться в горах, у кромки ли воды или же посреди открытого поля. Но повсюду укрепленные феодальные замки удивляют нас своей поразительной мощью, величественностью и будут поражать, и удивлять еще не одно поколение людей

Домашнее задание: выяснить какова судьба средневековых замков в наше время.

Выставление оценок.

Рефлексия.