Конспект по развитию речи для детей 4–5 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • уточнить знание детей о частях тела и головы;
  • знать назначение каждой части головы;
  • охрана здоровья, меры безопасности;
  • развитие речи детей;
  • развитие коммуникативных способностей.

Материал:

  • зеркало (по количеству детей);
  • коробочки с пахучими веществами;
  • фланелеграф большой;
  • альбомный лист бумаги (на каждого ребёнка);
  • нарисованные части головы: волосы, уши, нос, глаза, рот ( на каждого ребёнка);
  • картинки с разными видами овощей;
  • запись с разными звуками природы;
  • коробочки с песком, горохом, семечками;
  • косынка;
  • натуральные фрукты и овощи;
  • перфокарты, карандаши.

Ход занятия:

1.- Ребята, сегодня все пришли с хорошим настроением в детский сад?

Воспитатель берёт колокольчик и подходит к ребёнку, звонит ему около ушка и говорит:

- Петя, доброе утро!

Петя берёт колокольчик и делает тоже около ушка другого ребёнка. И так по кругу дети желают друг другу доброго утра.

2. Дети садятся за столы.

- Сегодня мы будем составлять портрет необычным способом.
- Назовите свои части тела. На занятии мы посмотрим, как важна человеку голова.
- А у вас есть голова? Потрогайте её, погладьте себя по голове.
- А у кого ещё есть голова?
- Что есть на голове? (дети перечисляют).

У ребят на столах лежат листки бумаги, на них нарисована фигура головы.

- На что похожа фигура? В течение занятия мы приделаем к ней все нужные части и посмотрим, какой портрет у вас получится.
- Каким цветом у вас волосы на голове? У всех ли они одинаковые? Для чего нам нужны волосы? (ответы детей).
- Что же надо делать, чтоб ваши волосы были красивыми, здоровыми? (стричь, мыть, расчёсывать).

Дети выбирают любой макет волос и прикладывают его к своей фигуре головы.

3.

“На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются”.

Дети отгадывают, что это может быть.

- Поморгали своими глазками. Возьмите зеркала, посмотрите какие вы все красивые. Каким цветом глаза у Лены? А у Серёжи?
- А для чего нам глаза? (различать цвета; видеть окружающий мир; читать книги и т.д.)
- Какие бывают глаза? (узкие, большие, маленькие и т.д.) А у лисы, какие? А у Светы?
- Нашим глазам, также как рукам и ногам нужна гимнастика, глаза у нас тоже устают.

Проводится гимнастика для глаз.

- Но для ваших внимательных глаз можно провести игру (“Чего не стало”).
- Как вы думаете, глаза надо беречь, как это делать? (тёмные очки в солнечную погоду носить; не смотреть долго телевизор; не читать лёжа книги).

Работа с перфокартой: ребята отмечают карандашом картинки, как надо беречь глаза.

После задания ребята подходят столу и выбирают бумажные глаза для своего портрета.

Физ. минутка

Помощник за дверью издаёт какие-нибудь звуки.

- Дети, вы слышите какой- то звук? Что вы услышали? Что помогает вам слышать?
- Какие уши лучше слышат – большие или маленькие? У кого есть большие уши? А маленькие?
- А теперь небольшое задание для ваших ушек. Определите, что это за звуки.

Включаю детям запись: журчанье ручейка; голоса домашних животных; шум ветра, прибоя и т.д.

А кто назовёт, как надо ухаживать за ушами? (дети называют, как беречь уши).

- Добавьте к вашему портрету ушки, какие вам нравятся.

Приглашаем ребят подойти к столу, где стоят разные бумажные коробочки (можно пометить их цветом или фигурами и т.д.)

Выберите себе любую коробочку, какая вам нравится. Ваша задача – определите, что лежит в коробочке, не открывая её (в коробочке маленькие дырочки, чтоб хорошо ощущался запах).

- Вика, что лежит в твоей коробочке? Как ты узнала? Что помогло вам определить ,что лежит в коробочке?

У всех зверей, у всех людей имеются носы.
Носы важны, носы нужны не только для красы.
И ни чихнуть, и ни вздохнуть без носа нам нельзя.

- Как же нужно ухаживать за носом, чтобы он исправно у нас работал? (беречь себя от простуды; пользоваться носовым платком; не толкать в нос мелкие предметы и т.д.)

Ребята выбирают “нос” для своего портрета и приделывают к своей “голове”.

- Посмотрите на свои портреты и скажите, чего ещё не хватает? Что есть во рту? Для чего нам рот, зубы, язык?
- А вот сейчас мы поиграем в игру с нашим язычком. Игра называется “Определи на вкус”.

Детям завязываются глаза, воспитатель каждому ребёнку даёт откусить какой-нибудь фрукт или овощ, определить что это.

- Авы ухаживаете за своим ртом? Как вы это делаете? (ответы детей).

Дети выбирают “ротики” и доделывают портрет.

- Какие лица у вас получились? (весёлые, грустные, злые и т.д.) Придумайте имена своим человечкам.
- Все ли части головы важны для человека или нет? Что бы вы пожелали всем ребятам и взрослым? Так давайте беречь наше здоровье.