Проблема социализации личности слабовидящих школьников в средних и старших классах посредствам преподавания литературы

Разделы: Литература


Об историческом прошлом человека, его настоящем написано много! Но все так же велико стремление людей к постижению себя, оценки своей личности. Философы, антропологи, психологи, представители педагогический науки, деятели литературы и искусства стремятся все глубже исследовать и раскрыть сущность человека, понять закономерности жизненного проявления личности, закономерности в реализации физический и интеллектуальных возможностей, яснее увидеть перспективы в эпохе. Все эти вопросы в разные годы решались по-разному. В последнее время, когда много внимания уделяется вопросам психологии, как в отечественной, так и в зарубежной литературе появляется ряд экспериментальных и теоретических работ, анализ которых показывает, что “мышление является одним их наиглавнейших компонентов для формирования социализации личности ребенка, мышление это важнейший психологический процесс, при помощи которого человек отражает действительность, со всеми ее связями и отношениями”1. Перед школьными учителями стоит непростая задача – создать так называемый мост, который будет служить средством взаимоотношения между личностью ребенка и окружающей действительностью. Система преподавания в современных школах направлена на гармоничное развитие личности ребенка во всех ее направлениях, одним их важных компонентов этой системы является предмет литературы, который направлен сформировать представление о вечных жизненных ценностях, учит рассуждать, думать, анализировать.

Проблема гармоничной реализации системы формирования социализации личности ребенка, всегда была актуальна. Этот вопрос особенно остро стоит в процессе обучения, формирования мыслительной деятельности слабовидящих детей. “Беглое” чтение, грамотное и логичное построение мысли, формирование индивидуального мнения на основе прочитанного произведения – задачи, которые призван решить учитель литературы для достижения наиглавнейшей цели – помочь сформировать посредствам предмета литературы адекватное представление об окружающем мире и осознания своего места в реальной действительности. Работа по решению данных целей и задач должна вестись с учетом особенностей мыслительной деятельности детей с нарушением зрения. Очевидно, что дети с ослабленным зрением обладают более тонкой психикой, а так же может наблюдаться задержки психического и умственного развития, страдает центральная нервная система ребенка.

Учителю литературы, работающему со слабовидящими детьми, необходимо представлять особенности методологии, выстроить определенную иерархию задач в процессе обучения для достижения цели социализации личности таких детей через предмет литературы.

Актуальность преподавания предмета литературы в коррекционной школе для слабовидящих детей диктуется психологическими особенностями детей с нарушением зрения:

  • во-первых, повышенной чувствительностью ребенка к несправедливости, которая иногда перерастает в агрессивность по отношению к окружающим его людям и окружающему миру;
  • во-вторых, чувством социальной уязвимости и незащищенности;
  • в-третьих, чувством обреченности и неверия в собственные силы.2

И поэтому в коррекционной школе для слабовидящих детей предмет литература помимо обучения общеобразовательным навыкам; читать, анализировать, думать, рассуждать, берет на себя и дополнительную функцию адаптации детей к современным условиям. В рамках коррекционной школы эта функция, наряду с общеобразовательными задачами предмета литературы является не менее важной и значительной. Литература как дисциплина также содержит и воспитательные задачи: воспитание инициативности, предприимчивости, преодоление конфронтационных установок в ученической среде. Но главное, предпринята попытка решить коррекционные задачи, т.е. “профилактика вторичных отклонений”3, снятие состояния неуверенности, настороженности - "я не такой как все", агрессивности к окружающему миру и людям.

Главное, на фоне современной общей низкой культуры, повседневного небрежного отношения к понятиям нравственности культуры, чтобы у ребенка появилось чувство значимости, нужности себя для друзей, семьи, общества через реализацию своих собственных способностей, умений, знаний.

Системная работа на уроках литературы, над проблемой социализации личности ребенка такова: в 5, 6 классах мы закладываем понятия: “мораль”, “нравственность”, “добро – зло”, “дружба – любовь”, “честь – совесть”, “Родина”, “природа”, “человек”, “культурный человек”, “счастливый, здоровый человек”. Изучение и расшифровка всех этих понятий происходит довольно эффективно, т.к. сопровождаются художественными иллюстрациями из изучаемых произведений. Таким, образом, дети не только теоретически учатся понимать и различать понятия, но и получают наглядное представление о них.

В 7, 8-х классах должно произойти закрепление основных понятий, которые были изучены в предыдущих классах на более высоком и сложном уровне. Уровне сложных и серьезных произведений. авственность закладываем понятия "чности ребенка такова - кам достижения я детей с нарушением зрения.- цели системы являютсУчителю важно уметь заинтересовать ребенка не только в прочтении произведения, но и в работе над ним. Процесс “переноса” ситуаций и характеров из художественных произведений в реальную действительность называется актуализацией. Актуализация темы, характеров, идеи художественного произведения является неотъемлемой частью обучения предмета литературы. Самоопределение и самореализация невозможны без сознательной работы самой личности по формированию нравственного, деятельно-волевого характера.

На уровне 9,10-х классов должно произойти закрепление основополагающих принципов морали, норм поведения, ценностные ориентиры, доказательное аргументирование собственного мнения.

Уроки литературы в 11-12-х классах расширяет и углубляет знания учащихся, способствуют формированию самостоятельного взвешенного мнения, знания и аргументированной формулировки самоопределения в жизни. Перед нами предстает практически сложившаяся личность, которая обладает социально-ценными чертами характера. Но, к сожалению, у детей с ослабленным зрением, как правило, плохо сформированы такие социально-положительные черты характера как доброта, отзывчивость, вежливость и культура поведения, терпимость, честность, отзывчивость. “Воспитание данных черт характера у слабовидящих детей затруднено без актуализации самовоспитания, все это происходит вследствие асоциального опыта, приобретенного в раннем детстве и низкой мотивации к социально-приемлемому образу жизни”4. В процессе актуализации самовоспитания детей с нарушением зрения необходима поддержка в формировании у них представления о положительных чертах характера, “усвоении позитивных социальных норм”5 и правил поведения и общения, мотивации к изменению личностных свойств, в овладении поведенческими навыками, выработке полезных привычек, лежащих в основе формирования черт характера. На формирование всего этого должны быть направлены уроки литературы.

Анализируя исследования социализации школьников в школе для слабовидящих детей, можно выделить специфичные черты:

  • резкое изменение институциональных условий и форм социализации, резкое усиление глобальных, средовых, личностных факторов дезадаптации;
  • резкое увеличение числа социально неблагополучных детей из малообеспеченных, социально-незащищенных семей, детей, лишенных родительской опеки, семейной поддержки, культуры и теплоты семейного воспитания, особенно из маргинализированных слоев населения;
  • растущая криминализация детской среды, особенно рост количественный и качественный - групповых и административно наказуемых преступлений, наркомании, формирование средовой лояльности к групповым формам употребления наркотических препаратов;
  • рост случаев немотивированного насилия, агрессивности, демонстративно-асоциального поведения, складывание особой криминально-корпоративной системы отношений между разными возрастами и группами.

Все эти черты у детей с нарушением зрения осложняются и обостряются недугом, вызывая у них повышенную агрессивность к окружающим его людям и миру в целом или навязчивые мысли о своей неполноценности и бессмысленности жизни.

Становится совершенно ясно, что работа по социализации личности подобного рода детей должна вестись не только со стороны учителя литературы. Необходимо, чтобы благотворное воздействие на ребенка оказывалось со стороны психолога, социолога, врачей, воспитателей. Только в этом случае подобного рода процесс не будет однобоким, а будет являться эффективным и результативным.

Таким образом, основной акцент в преподавании уроков литературы в школе для слабовидящих детей строится с учетом рефлексивных особенностей учащихся. В основные функции литературы как дисциплины в школе для детей с нарушением функции зрения добавляется и функция социализации личности ребенка. Литература помимо основных задач: научить ребенка мыслить, анализировать, рассуждать, делает наибольший акцент на формирование личностных качеств учеников, через изучение и прочтение того или иного художественного произведения. Учителю литературы нужно помнить, что недостаток зрения выступает той проблемной зоной, которая формирует целостно-смысловые основания самоопределения человека в социуме, закрепляя его Я-ОБРАЗ, сформированный первичными практиками социализации в начальной школе, и обеспечивает стартовые возможности для детей с нарушением зрения во взрослую жизнь.

И поэтому главная задача учителя – помочь слабовидящему ребенку через уроки литературы активно познать социальную действительность, создать условия для его наиболее полной самореализации в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алехина Е. М., Осипов П. Н. Взаимосвязь эстетического воспитания и самовоспитания учащихся. – М., 1993.С.80
  2. Назарова Т.П. Мыслительная деятельность при слабовидение у младших школьников, при решении арифметических задач, автореферат, кандидатская диссертация.- М., 1975.С. 57
  3. Солнцева Л.И. Психология особенности слепых и слабовидящих школьников, РГПУ им. А.И. Герцена, сборник научных трудов. - Л., 1980. С. 60
  4. Орлов М. Ю. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991. С. 59
  5. Там же. С. 56
  6. Шапиро Д. конфликт и общение. Кишинев: ARC, 1997.