Компетентностный подход к организации системы контроля по информатике

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


“Изменилась не только сумма знаний,
необходимых современному человеку,
еще большие перемены произошли
в способах изучения нового”.
С. Пейперт

Понятия “компетентностный подход” и “ключевые компетентности” получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации Российского образования. В материалах “Модернизации образования” компетентностный подход к обучению выдвигается в противоположность концепции “усвоения знаний”.

Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают компетентности, компетенции и метакачества.

Компетенцииэто обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека.

Компетентность можно отследить в ситуации включения в реальную жизненную деятельность. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но и сами по себе еще не делают человека компетентным. Ядром компетентности являются деятельностные способности – совокупность способов действий.

В общем случае можно сказать, что в основу понятия “компетентный человек” взята способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.

Технологию конструирования компетенций, которую предложил А.В. Хуторской, можно представить следующим образом:

  • определение ключевых компетенций в каждом учебном предмете;
  • проектирование предметных образовательных компетенций;
  • проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

Таким образом, меняется смысл термина “развитие” и принципиально меняется позиция учителя, направленная на формирование “развивающего пространства”, где основным результатом деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций.

“Самое главное в жизни – это собственный опыт”.
В. Скотт

А.В. Хуторской в понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Следовательно, компетентностный подход усиливает прикладной, практический характер всего школьного образования, в том числе и предметного обучения. Ключевая мысль состоит в том, что для обеспечения “отдаленного эффекта” школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления и использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

В результате традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: Знания – Умения – Навыки + Опыт деятельности.

Следовательно, основной целью образования становится “выращивание” личностного потенциала ученика, а компетентностный подход рассматривается как фактор повышение качества образования.

В этих условиях возрастает значимость информатики как фундаментальной науки и как предмета, так как именно на уроках информатики даже в большей степени, чем на других учебных предметах, формируются те стороны современной личности, которые востребованы информационным обществом сегодня.

Перед предметом информатики стоят следующие цели:

  • формирование информационной культуры учащихся на всех этапах обучения с использованием всех форм основного и дополнительного образования для обеспечения общекультурной компетентности выпускников;
  • раскрытие потенциала информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных проблем и “жизненных” задач с целью обеспечения уровня методологической компетентности выпускников;
  • формирование у обучающихся системно-информационного восприятия мира, стремления к продолжению образования, самообразованию для обеспечения в дальнейшем социальной адаптации в информационном обществе и успешной профессиональной и личностной самореализации.

Основными целями рассматриваемого компетентностного подхода к обучению информатике являются индивидуализация учебной деятельности гимназистов и интеллектуальное развитие личности за счет создания модели “развивающего пространства” и обогащения деятельностного опыта учащихся.

Компетентностный подход требует от учителя переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе. Так, вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т.д.

Организация контроля является важнейшей составной частью педагогического процесса, так как выполняют основную роль – работает на повышение качества знаний.

Современное состояние информатики позволяет по-новому взглянуть на методы контроля эффективности обучения. Чаще всего для этого используются словесные и письменные методы. Но в школьной информатике около 30% составляет теоретический материал, остальная часть приходится на практику. И если знания контролируются с помощью распространенных методик (преимущественно тесты или контрольные работы, которых в последнее время появилось достаточное количество), то, как проверить сформированность практических навыков работы с компьютером? Недооценивается роль практических и исследовательских методов, с помощью которых можно проверить, как учащиеся справляются с решением творческих и экспериментальных задач, выяснить глубину и прочность знаний, навыков и умений, способность применять их при выполнении учебных заданий. Кроме того, количество и качество практических работ не соответствует требованиям современного образования. Недостаточно внимания уделяется проблеме формирования и оценке общепредметных знаний и умений.

Решение данной проблемы можно найти в интеграции различных методов оценки результатов, учитывающих все три аспекта обучения: развивающий аспект (активность, инициативность, творческий подход учащихся в учебном процессе); образовательный аспект (полнота, прочность и широта знаний, сформированность умений и навыков); воспитательный аспект (самостоятельность, ответственность и умение работать как индивидуально, так и в команде), т.е. требуется создание системы контроля, основу которой составляет ведущий метод (технология). Этот метод является доминирующим, выполняет системообразующую роль – связывает воедино все локальные приемы и методы, используемые на уроке.

Опыт работы подтвердил эффективность использования такой системы. Трудность заключается в разработке задач и проектов. Это, как правило, в информатике ложится на плечи учителя.

При проверке знаний в качестве ведущего метода используются логико-аналитические задачи, при контроле сформированности практических навыков можно использовать проектный или исследовательский метод. Данные технологии имеют богатые дидактические возможности. Принципиальным отличием от традиционных методов обучения является их многофункциональность – кроме средства обучения можно применять для организации системы контроля: в качестве конспекта при изучении нового материала, как основа для проекта или учебной дискуссии на стадии повторения и обобщения материала. В этом состоит новизна применения этих методов.

Используемые методы позволяют осуществить проверку знаний сразу по нескольким темам и дают возможность оценить развитие общенаучных навыков и степень овладения информационной технологией.

Структура задач и проектов содержат два модуля: информационный и контрольный. Информационный модуль задач можно использовать в качестве обучающего материала по выбранной теме, при раскрытии смысла сложных понятий, для трактовки принципов, при разработке и (или) реконструкции классификаций.

Система контроля, созданная на основе логико-аналитических задач и проектов, позволяет оценить качества компетентности ученика через

  • создание проблемных ситуаций;
  • метод экспертной оценки;
  • развернутые тесты, психологическую диагностику;
  • комплексную систему отслеживания учебного продвижения учащихся (“портфолио” ученика);
  • уровневую оценку компетентности.

В содержании задач используются темы сложные для понимания разделов информатики (“Информация”, “Алгоритм”, “Информационная культура”), для раскрытия которых, в основном, применяются лекции. Информационный модуль состоит из учебного материала по конкретной теме, это, как правило, неструктурированный или слабо структурированный текст, который учащийся должен проанализировать, выделить структуру и найти ключевые слова.

В контрольный модуль входят несколько разнотипных и разноуровневых заданий, формирующих ИКТ-компетентность и расположенных в порядке познавательной сложности (таксономия Б. Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).

Задачи такого типа способствует развитию способности учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать и делать выводы. При решении задач формируются и оцениваются общеучебные навыки, осуществляется проверка развития навыков самостоятельности, инициативы и творческого подхода.

Кроме того, при работе с текстом задачи формируется “компетентность понимания”, которая в материалах PISA (“Программа международной оценки обучающихся”) занимает значительное место. Учащимся требуется проявить умения наиболее общего интеллектуального характера:

  • уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения;
  • уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать её, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;
  • уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения;
  • уметь извлекать нужную информацию из текста;
  • уметь обобщать факты и делать выводы;
  • уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе анализа выводы, объясняющие что-либо и т.д

В Приложении 1 можно посмотреть пример такой задачи.

Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов как технология компетентностно-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать “способностью к деятельности”. В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.

Проектный метод используется в качестве ведущего для проверки уровня практической подготовки учащихся в овладении информационными технологиями, использовании эффективных методов и средств для создания информационного продукта. Китайская пословица “Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда” как нельзя лучше характеризует данный вид деятельности.

В процессе создания информационного продукта происходит формирование следующих уровней компетентности ученика:

  • уровень исполнительской компетентности (правильное создание информационного продукта, преобразование его по схеме, разработанной под руководством учителя);
  • уровень технологической компетентности (правильное создание информационного продукта по схеме, самостоятельно спланированной учащимися, и понимание возможностей его преобразования);
  • уровень экспертной компетентности (умение обоснованно, качественно оценить самостоятельно созданный информационный продукт, указав его достоинства и недостатки).

При реализации проекта предполагается применение нескольких программных продуктов. Информационный модуль содержит идею (которая исходит от заказчика) создания проекта, разработку основных этапов работы над проектом, контрольный модуль – задания, которые упрощают работу учащихся (планирование) на пути от решения поставленной проблемы до создания продукта.

В процессе работы над проектом учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. В настоящее время существуют различные подходы к классификации проектов (по доминирующей деятельности, по характеру координации проекта, по продолжительности выполнения проекта и т.д.). Наиболее оптимальным представляется применение информационных, исследовательских, межпредметных и практико-ориентированных проектов.

Система действий учителя и учащихся по разработке проекта включает в себя следующие этапы:

  • выбор темы проекта, его типа, количества участников (класс разбивается на группы);
  • определение круга проблем для исследования;
  • поиск и обработка материалов;
  • оформление результатов;
  • защита проекта;
  • рефлексия.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации, развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний формируются навыки социального поведения и интереса к другому человеку как источнику познания.

Пример проекта, который учащиеся выполняют при организации контроля, представлен в Приложении 2.

Очень важным моментом является вопрос оценивания проекта. Наряду с традиционной пятибалльной системой важно использовать и другие способы оценивания результатов. Например, рейтинговую систему.

Рейтинговая система построена на накоплении и учете баллов за любые действия учащихся: выступление на конференции, самостоятельное овладение знаниями, умениями, навыками и разработка по собственной инициативе информационных продуктов, выполнение заданий сверх программы, победы в конкурсах, олимпиадах, конференциях и пр. Таким образом, составляется портфолио ученика.

Рейтинговая система инициирует творческую деятельность учащегося, активизируют учебную работу, пробуждает соревновательный дух. Ученик получает возможность проявить себя, стать лидером в классе или группе. Для учителя это возможность объективнее подойти к оценке результатов, проследить динамику усвоения знаний каждого учащегося, дифференцировать значимость оценок (самостоятельно выполненная работа или под руководством учителями, творческая или исполнительская, по инициативе учителя или по собственной, выполненная в рамках итогового контроля или оперативного.

Фактором успешности применения компетентностного подхода является формирование внутренней мотивации обучения. Наиболее важным для успешной познавательной деятельности учащихся являются мотивации по результату и процессу деятельности. Особенно значима в технологическом отношении вторая из названных видов мотивации, поскольку она напрямую зависит от используемой системы контроля и обучения. Применение перечисленных технологий позволяют создать условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, и, следовательно, внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Таким образом, компетентностный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение ученика в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и раскрытие личностного потенциала ученика, формирование самооценки и самоконтроля учеников и рефлексии учителя, которая позволяет добиваться лучших результатов в образовательном процессе.

Условия достижения результатов:

  • соблюдение принципов технологии развивающего обучения путем совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения, включая элементы проектной и исследовательской деятельности;
  • создание условий для формирования прогностических умений и реализации коммуникативных качеств личности;
  • диагностика успешности учащихся;
  • создание учебно-методического комплекса, в соответствии с концепцией личностно-развивающего обучения;
  • оперативность и объективность контроля знаний;
  • создание ситуации успеха;
  • обеспечение внутренней мотивации обучения, заинтересованности в изученном материале;
  • взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету в рамках дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А. Хуторской. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, № 5, 2003.
  2. Стратегия модернизации содержания общего образования. http://www.informika.ru/text/school/strateg.
  3. Панкратова Л.П., Челпак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – СПб., БХВ-Петербург, 2004.
  4. Н.Н. Самылкина. Современные средства оценивания результатов. М.:БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2007.
  5. Угринович Н.Д., Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для 10–11-х классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
  6. Макарова Н.В. Учебник по информатике для 10–11-х классов средней школы – СПб.: Питер, 2002.
  7. Бешенков, Ракитина Е.А.,Систематический курс: Учебники для 10–11-го класса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  8. Кузнецов А.А, Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д., Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по информатике. 11-й класс. – М.: Дрофа, 2001.
  9. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2–11-й классы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.