Школа и семья: сотрудничество и сотворчество

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями


Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.

В.А. Сухомлинский

- Что представляет собой ребенок? Каковы его особенности, потребности, каковы скрытые, не замеченные еще возможности?
- Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера. Иной с матерью, иной с отцом, с бабушкой, дедушкой, иной со строгим и с ласковым педагогом, иной на кухне и среди ровесников…

Я.Корчак

Введение.

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем – взаимодействие семьи и школы.

Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семейное воспитание, чтобы вместе реализовать все способности ребенка. Семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт – никто не сможет составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека.

На сложном пути развития ребенок вступает во взаимодействие, в сотрудничество со множеством людей. Для маленького ребенка мы, его близкие, - то звено, которое связывает его со всеми достижениями человеческой культуры. Правильные, разнообразные формы сотрудничества ребенка со взрослыми - вот основа развития духовной жизни.

Глава 1

Если брать в основу концепцию доктора психологических наук, профессора

В.Я. Ляудис “Психологические основы инновационного обучения”, то структурной управляемой единицей воспитательного процесса является совместная творческая деятельность учителя, учащихся и родителей. Суть такого стиля воспитания заключается в гармоничном стиле семейного воспитания. В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи. Совместные праздники, совместные игры, праздничные газеты, концерты, спектакли – это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.

Глава 2.

Для достижения результатов можно выделить два принципа для успешного взаимодействия.

Принцип сотрудничества:

  • Знать и учитывать личные качества ребенка и взрослого;
  • Ценить в каждом человеке компетентность, инициативу, ответственность;
  • Максимально развивать и поддерживать инициативу, творческие способности взрослого и ребенка, умение проявить их в школьном коллективе;
  • Поощрять достижения и личный вклад каждого родителя в дела школы.

Принцип уважения и доверия:

  • Уважать человека в себе и уважать всех;
  • Создавать свободу доверия на основе взаимоуважения;
  • Бережно и чутко относиться к родителям, избегать противоборства и конфликтов, так как в итоге страдают дети.

Глава 3.

Чтобы правильно построить семейное воспитание, нужно вникать в духовный мир и стремления. Родители являются первыми педагогами. Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее развитие ребенка, влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.

Маленьким детям свойственно театральное восприятие жизни – они постоянно обитают в мире своего воображения. Но вот останутся ли такими же непосредственными, когда подрастут, зависит от взрослых. Для ребенка родители, учителя – это режиссеры в спектакле с названием – “ЖИЗНЬ”. Театральное, игровое восприятие жизни свойственно детям, особенно маленьким. Они часто представляют себя в вымышленных ситуациях, разговаривают с воображаемыми друзьями. Вы вспомнили себя? Было такое? Игра и была жизнь. Как девочки играют в дочки-матери? Роли распределены, все очень серьезно – как в настоящей семье:

- А давай ты пошла в магазин.

- А давай эта кукла будет моя дочка.

- А давай я буду доктором.

Мальчик проносится с развевающим полотенцем на шее. Он – Зорро или Бэтмен. Для перевоплощения достаточно одной детали. Палка вместо шпаги, стул – машина, и самолет. Все это – золото детства. Его неисчерпаемое богатство, которое, взрослея, человек теряет. Почему? Одна из гипотез заключается в том, что взрослые насильственно отрывают детей от мира их фантазий и игры, усаживая за науки, переключая на реальные предметы, приспосабливая их к тем “правилам игры”, которые существуют в современном обществе. И дети постоянно привыкают, что мир их воображения да и они сами никому не интересны. Всех волнуют лишь их успехи в школе и “умение вести себя хорошо”. Тут-то и наступает угасание всех талантов. А совместное творчество помогает их оживить.

Ребенок оригинален в общении. Фантазируя, дошкольник, школьник пытаются понять мир. С годами, к сожалению, у многих детей происходит как бы утечка способности к творчеству. Одна из причин – убогость умственной, эмоциональной и эстетической жизни семьи и школы. Есть такое понятие – энергетика мозга. Формируется она в детстве. У школьников она разная. В чем причины различия? В наследственности? Не только. Многое зависит от того, достаточно ли у школьника стимулов к проявлению творческой энергии. Если он недогружен делами, требующими применения творческих способностей, энергия угасает.

Замечательный педагог Антон Макаренко утверждал, что с детьми можно говорить обо всем, только необходимо учитывать, кто говорит, как говорит, а мне хочется добавить: при каких условиях. Для детского театра – это может основной вопрос.

Театр дает уникальную возможность из НИЧЕГО сотворить НЕЧТО: создать свой образ, придумать свою историю.

Глава 4.

Мир детства неотделим от мира взрослых. Мироощущение детей прямо зависит от общественного климата. Никогда еще не было так, чтобы взрослые жили одним, а дети – другим. Они старательно повторяют взрослых. Они активны и искренни, когда активны и искренни взрослые, они равнодушны и инфантильны, когда в обществе понижается гражданский тонус. Театр, разумеется, чутко реагирует на это, вынужден реагировать – тут действительно дети подгоняют. Мир стал обнаженнее. Сегодня он просматривается дальше, а дети умеют видеть острее.

В современных условиях, думается, театр детства должен выступать и как своеобразный посредник между миром детей и взрослых. Как проповедник идей и проблем детства, чтобы уберечь, защитить маленького человека.

Детский театр должен уметь “прельщать” своего зрителя. И не только детей, но и взрослых зрителей – педагогов и родителей. Если мы серьезно озабочены проблемами воспитания, то должны думать о воздействии нашего искусства и на наставников. Современные социологи и психологи считают, что нравственное здоровье грядущего общества будет зависеть от взаимоотношений “отца и сына”. В самом деле когда начинается отчуждение в семье? Когда дети опережают нас, а мы этого не замечаем и с упорством взрослых. Которые, в сущности, только старее, а не старше, пускаем в ход силу – авторитет, запреты… А необходим СОЮЗ. И искусство, детский театр в особенности, может помочь ему. Театр нужен взрослым. И взрослые нужны детскому театру точно так же, как они нужны самим детям. Удивительная и творческая атмосфера возникает в зрительном зале, когда рядом сидят отцы и дети, старшие братья и сестры, как мы говорим – “смешанный зал”, где собрались зрители разных возрастов – от 6 до 70 лет. Взрослые своей реакцией помогают усилить воздействие театра на ум и сердце юного человека. Но и сами они в свою очередь освобождаются от предрассудков, которые невольно накапливаются опытом, возвращают себе непосредственность, свободу суждений, подвижность воображения. Только в ситуации духовного единения разных возрастов в зрительном зале возникают условия, когда с юными можно говорить всерьез и о самом важном.

Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами. В это помогают совместные творческие дела, в которых с другой стороны раскрываются тончайшие переживания, пробуждаются чувства. Родители – тоже режиссеры. Для них, как для хорошего режиссера, главное не удачный спектакль, а то, что происходит с актером, героем, ребенком. И спектакля, и человека достойного не бывает без правды чувств, без искренности переживаний. Театр дает повод поговорить о сложном мире человеческих отношений, вместе разобраться в тех вопросах, которые волнуют ребенка сегодня. Коллективное творчество дает еще одно очень ценное приобретение: опыт взаимодействия с другими людьми, чувство среди них.

Глава 5.

Одним из наиболее действенных методов остаётся общее увлечение каким-то общим делом. В этом мне помогает работа театральной студии: совместные вечера, праздники, театрализованные постановки. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание быть вместе способствуют тому, что позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях.

Престиж искусства для детей определяется отношением взрослых к нему. Но как часто мы высокомерно полагаем, что все детское принижает наше достоинство, не интересно для нас. “Чем больше мы стареем, тем понятнее становятся для нас дети, которыми мы когда-то были, тем яснее видим то человеческое существо, каким мы призваны стать. Да, несомненно, есть люди, которые предали самих себя, пойдя на компромиссы, ложь, но эти люди , по существу, мертвы или ущербны. Но если вам так необыкновенно повезло, что вы разглядели ваше детство, если вы возвращаетесь к нему со всеми ресурсами вашей памяти, опыта, то вы окажетесь в ситуации благоприятной для творческого духа и труда”, - говорил шведский режиссер театра и кино Ингмар Бегман.

Мне кажется, что в этой проблеме просвечивает принципиально новое отношение к современному театру для детей в системе искусства, новое понимание самих границ детского театра, его целей, когда детство рассматривается в нерасторжимом, драматическом и серьезном единстве со взрослым миром.

Глава 6.

Театр – одно из самых важных средств эстетического и нравственного воспитания. Театр заставляет задуматься о долге, чести, об ответственности каждого из нас за все, что происходит на Земле. Во время театрального действия активно формируются такие качества, как сопереживание, сочувствие. Театр одновременно влияет на зрителя звучащим словом, действием, музыкой. Поэтому в каждом доме надо создавать атмосферу, способствующую интересу к театру, сначала к домашнему, потом школьному, самодеятельному.

Большие воспитательные потенциалы имеет подготовка к представлению и показ собственного мини-спектакля. Взаимодействие с родителями не только расширяет пространство деятельности, но и обогащает опыт совместной творческой деятельности, тем более, если родители не только зрители, а помощники и участники. Такая работа помогает реальному объединению воспитательных усилий педагогов и родителей, повышает престиж семьи.

Выводы.

В сотрудничестве и сотворчестве взрослых и детей происходит становление и развитие единства нравственной и интеллектуально-коммуникативной сферы личности всех участников детского и взрослого сообществ – учащихся, учителей, родителей.

Наставник, а театр – коллективный наставник, должен быть ведущим и не может оказаться ведомым. Вера в “особое назначение” нашего театра воодушевляет, мобилизует, придает энергию. С беспокойством и надеждой всматриваюсь в лица зрителей и верю, что уроки добра, преподанные театром, не пройдут бесследно, особенно если они подхвачены и продолжены в семье.

Приложение

Разработки вечеров, спектаклей, классных часов, родительских собраний, занятия для родителей.

Родительское собрание "Таланты и поклонники"

Задачи:

- укрепление духовной связи родителей с учащимися;

- поддержка творческих успехов учащихся;

- формирование потребности к творчеству у родителей и подростков.

Форма проведения:

Вечер в кругу друзей.

Подготовительная работа:

- подведение итогов творческих конкурсов, сочинений. Предметных декад;

- подготовка альманаха “Творчество”;

- выявление интересов, увлечений родителей;

- подготовка театрализованного представления.

Результат:

Успешность проведения вечера зависит от атмосферы сотрудничества, традиций класса, накопленного творческого материала.

Все это продукт совместного творчества.

Ход собрания

  1. Музыкальное поздравление родителей.
  2. Театрализованное представление.
  3. Поздравление и награждение победителей олимпиад, конкурсов, соревнований.
  4. Страницы альманаха “Творчество”. Стихи, сочинения, эссе, песни.
  5. Благодарственное слово родителям.
  6. Слово родителям.
  7. Подведение итогов.

Итоговое родительское собрание в 9 классе “Колесо школьной истории”

Задачи:

- подвести итоги работы с классом и коллективом родителей за 5 лет;

- вспомнить главные вехи в развитии коллектива родителей и учащихся;

- настроить родителей и учащихся на подготовку к сдаче учащимися экзаменов за 9 класс.

Форма проведения:

Совместный вечер воспоминаний.

Подготовительная работа:

- подготовка выставки различных материалов из архива класса;

- подготовка конкурсов;

Оформление класса или актового зала;

Подготовка грамот, памяток родителям и учащимся;

Сочинения прошлых лет;

Сочинение “Моим родителям. О них и о себе”.

 Ход собрания

  1. Вступительное слово.
  2. Проведение конкурсов: спортивный, музыкальный, исторический.
  3. Конкурс признаний.
  4. Выдержки из сочинений прошлых лет.
  5. Выступление учащихся с сочинениями-размышлениями “Моим родителям. О них и о себе”.
  6. Коллаж “Колесо школьной истории.
  7. Подведение итогов.