Занятие "Просыпание природы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель и задачи:

  1. Формирование бережного отношения к себе и ко всему, что нас окружает.
  2. Образовательной направленности: закреплять знания и представления детей о характерных признаках весны; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление; уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе; приобщать детей к народным пословицам и поговоркам; формировать умение видеть происходящее в природе.
  3. Оздоровительной направленности: учить согласовывать своё поведение с факторами природной среды.
  4. Воспитательной направленности: формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, дать проявить взаимопомощь; воспитывать ответственное и бережное отношение к миру природы; развивать социально-значимые качества: сопереживание, желание прийти на помощь.
  5. Развивающей направленности: обогащать словарный запас детей; развивать связную речь; закреплять умение участвовать в практической деятельности, общаясь со сверстниками в микрогруппах; тренировать умение слышать других и запоминать услышанное; формировать практические навыки и умения в проведении экспериментов.

Предварительная работа:

  1. Чтение народных примет о весне;
  2. Рассматривание картин с изображением времён года;
  3. Рисование первоцветов;
  4. Разучивание игр со словами;
  5. Слушание звуков металлофона;
  6. Составление предложений;
  7. Проведение эксперимента с грязной водой.

Материал и оборудование:

  1. Металлофон;
  2. Магнитофон; аудиозапись “голоса птиц”;
  3. Карточки с изображением примет весны;
  4. Магнитная доска;
  5. Картина;
  6. Разрезные картинки;
  7. “Птичка - невеличка”;
  8. Картинки – подсказки “перелётные птицы”;
  9. “Волшебные палочки”;
  10. Банки с грязной водой, пустые банки, вата, марля, ткань, песок;
  11. Бутылка с минеральной водой.

Используемые технологии и методы:

  1. Использование технических средств;
  2. Работа в микрогруппах;
  3. Исследовательская и поисковая деятельность;
  4. Художественное слово;
  5. Вопросник;
  6. Речемыслительная деятельность;
  7. Иллюстративный материал;
  8. Имитационные упражнения;
  9. Дыхательная гимнастика;
  10. Логоритмическое упражнение;
  11. Угощение.

Ход занятия

Дети входят в комнату, педагог предлагает поиграть в игру “Капель”. Дети встают в круг, педагог ударяет по высокой ноте металлофона, дети остаются стоять; ударяет по низкой ноте – дети присаживаются. (Повторяет несколько раз).

Педагог: - Ребята, на что похожи звуки металлофона? (На капель).

- В какое время года бывает капель? (Весной).

- Какие чувства живут в капели? (Радость, веселье).

- Когда вы слышите эти звуки, у вас какое настроение? (Доброе, приподнятое, радостное, весёлое).

- Почему? (Ответы детей).

Педагог предлагает детям обратить внимание на магнитную доску, на которой изображено окно и прикреплены карточки с изображением примет весны:

- Вы в окошко посмотрите,

Что увидели – расскажите.

- Что вы видите? Какие изменения происходят в неживой природе? (Бегут ручьи, появились сосульки, лужи, тает снег, по реке движется ледоход, видны проталины).

- Молодцы, а что происходит в живой природе? (Набухают почки, прорастают первоцветы – подснежники, выходят из берлоги медведи с медвежатами, у животных происходит линька). Ребята, о весне есть народные пословицы и поговорки. Послушайте их внимательно и запомните.

  • Много воды – много травы.
  • Апрель с водой, май с травой.
  • Вода на лугу – сено в стогу.
  • Вода с гор потекла – весну принесла.
  • Мокрый апрель – хорошая пашня.
  • Длинные сосульки – к долгой весне.
  • Рано затаит – долго не растает.
  • Ранний прилёт грачей – к тёплой весне.

Прочитав пословицы и поговорки, педагог просит детей рассказать одну запомнившуюся, дети могут помогать друг другу. (Другой вариант: педагог начинает, дети заканчивают).

Педагог предлагает детям оглядеться, оглянуться и сказать, что они видят весеннего в комнате? (Картина).

- Что изображено на картине? (Весенний лес).

- Ребята, вы хотите отправиться в весенний лес? Отправляемся! Перепрыгнем канавку, перешагнём ручеёк. (Дети имитируют движения).

- Вы в лесочек заходите,

На пенёчках отдохните.

Дети рассаживаются на стульчики – пенёчки. Проводится упражнение “Просыпание природы”. Дети выполняют движения под слова педагога.

- Потянулись, одна рука-веточка вверх;
- Обернулись, другая рука вверх;
- Деревца вокруг проснулись, пальцы-листочки растопырить;
- И друг другу улыбнулись. дети улыбаются друг другу.

Педагог: - Просыпается, оживает природа! Ребята, вдохните носом воздух, чем пахнет в весеннем лесу? (Смолой, свежестью, прошлогодними листьями, первоцветами, талым снегом).

- Послушайте, что вы слышите? (Звучит аудиокассета “Голоса птиц”).

- Как вы думаете, почему птицы так весело щебечут? (Они рады весне).

- Откуда появилось так много птичьих голосов? (Вернулись перелётные птицы).

- Каких перелётных птиц вы знаете? (Ласточки, стрижи, грачи, кукушки, скворцы, жаворонки…). Если дети затрудняются, показать карточки-подсказки.

- А что птицы делают весной? (Вьют гнёзда).

- Из чего птицы вьют гнёзда? (Из веточек, травы, шерсти животных).

- Ребята, посмотрите, к нам прилетела птичка. Она нам хочет рассказать свою историю - рассказ “Птичка - невеличка”.

(Берёт в руку птичку-игрушку и рассказывает детям рассказ от её имени).

- Свила я себе гнездо на ветках дерева, высоко от земли, и высидела птенцов. Пищат птенцы, есть хотят. Собралась я лететь за насекомыми для своих птенцов, а им строго настрого наказала не высовываться из гнезда. Когда я прилетела обратно, птенцы наперебой мне пытались рассказать, что произошло, но я не поняла начала рассказа. Помогите мне, пожалуйста. Вот что они мне говорили:

(дети составляют предложение правильно)

- Птенец послушал маму не. (Птенец не послушал маму).

- Он гнезда из выпал. (Он выпал из гнезда).

- Два помогли зайца птенцу. (Два зайца помогли птенцу).

- Спасибо, ребята! Теперь мне всё ясно, мой любопытный птенец вертелся, крутился, высовывался из гнезда, и упал вниз. Что произошло потом, мне рассказали зайцы. Пробегал мимо заяц – косые глаза, услышал громкий писк птенца, прибежал на помощь. Посадил птенца на лапу, протянул её вверх… Но не достал. Позвал заяц – косые глаза своего брата зайца – длинные уши. Прибежал брат на помощь. Встал один заяц другому зайцу на спину, потянулся… и посадил птенца в гнездо. В это время прилетела я, поблагодарила зайцев и накормила птенцов. Мне пора лететь в гнездо. До свидания!

Педагог предлагает детям пройти на полянку поиграть в упражнение-перевоплощение:

- Вокруг себя вы повернитесь,

И в птенцов вы превратитесь. (Дети поворачиваются и превращаются в птенцов: чив – чив - чив).

- Птенчики, расскажите, что случилось с птенцом? Почему? (Птенец был непослушным и выпал из гнезда).

- Как вы думаете, что сказали птенцу его братья, сёстры? (Ответы детей).

- А они обрадовались, когда птенец оказался опять в гнезде? (Ответы детей). Педагог предлагает детям обняться.

- Вокруг себя вы повернитесь,

И в ребят вы превратитесь. (Дети поворачиваются и превращаются в детей).

Педагог задаёт вопросы:

- А вы слушаетесь свою маму, взрослых? (Ответы детей).

- Ребята, а если бы вы оказались на месте зайчат, как бы вы поступили? Почему? Не забывайте, что вы люди. (Высказывания детей).

Педагог делает заключение: человеку нельзя подходить к птенцу и к гнезду, потому что птица почувствует запах человека и не подлетит к гнезду. Погибнут все птенцы.

- Ребята, посмотрите, эти волшебные палочки нам оставила птичка. (Предлагает детям встать в круг).

Логоритмическое упражнение:

- Вы передаёте палочки следующему после того, как простучите слоги слова, которое я скажу. (Предполагаемые слова: капель, ручей, лужа, ледоход, сосулька, почки, первоцветы, проталины, слякоть). Дети стучат палочками столько раз, сколько слогов в слове. Если кто-то затрудняется, остальные ребята могут помочь товарищу - прохлопать в ладоши.

Педагог хвалит детей, убирает палочки.

- Что-то мне пить хочется. Как вы думаете, где в лесу можно взять воду? (Высказывания детей).

Педагог раздаёт детям разрезные карточки. Дети составляют эти карточки, у них получаются две картинки: лужа, ручей. Таким образом, они разделились на две микрогруппы.

- Я подчерпнула воду в ручье, и в лужи, посмотрите, какая она? (Грязная). Можно такую воду пить? Почему? (Пить её нельзя, можно отравиться, заболеть).

Педагог предлагает детям, у которых на карточки лужа пройти к одному столику, детям у которых на карточки ручей, подойти к другому столику.

Эксперимент “Очисти воду”.

На столиках стоят банки с грязной водой, пустые чистые банки, вата, марля, ткань, песок.

- Подумайте, обсудите, как вы можете очистить воду, и попробуйте это сделать.

Дети выполняют эксперимент. У какой микрогруппы вода стала чище?

- Хорошо, ребята! Сейчас у вас в баночках более чистая вода. Но стоит ли рисковать своим здоровьем и пить такую воду? Перед тем как идти отдыхать в лес, что надо сделать? (Взять с собой воды).

- Пора возвращаться в детский сад. (Дети имитируют движения: перепрыгивание ручья, перешагивание лужи, канавки).

- Молодцы, вы сегодня много сделали полезных дел, и пословицы запомнили, и в лесу побывали, и птичке помогли, и воду очистили. А сейчас встаньте в круг, скажем какие вы ребята.

Дети встают в круг и говорят речёвку:

Мы весёлые ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!

Педагог угощает детей чистой минеральной водой, провожает детей в группу.