Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы на примере рассказа А.Платонова "Третий сын"

Разделы: Литература


Цель: нравственное воспитание учащихся; знакомство с особенностями биографии и творчества писателя; анализ рассказа “Третий сын”.

Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщение учащегося с элементами беседы, элементы лингвостилистического анализа.

Оборудование: портрет А.Платонова, медиапроектор.

Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…
А.П.Чехов

1. Слово учителя.

Читать Платонова трудно. Дело тут не в только в “трудном” платоновском стиле.

Стиль - это мировоззрение, жизненная позиция, выраженная в художественном слове. Именно стиль “вел” Платонова, иногда вопреки его рациональным установкам, идеологическим и политическим пристрастиям, - к открытию трагического содержания жизни ХХ века. А. Платонов явно не относится к художникам, творчество которых позволяет расслабиться, забыться, уйти от проблем. Его произведения погружают читателя в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, тупики сознания, горе одиночества. Но здесь нельзя поставить точку. Продолжая традицию великой русской литературы, Андрей Платонов пишет правду - взыскует истину. Литература, по Платонову, ответственна перед жизнью. Мало погрузить человека в боль времени, надо поднять его с “адова дна” существования, снять с него кору отчуждения и равнодушия, пробудить творческие силы, помочь обрести “высшую участь”.

Читать Платонова трудно, но если мы хотим понять жизнь человека ХХ века, понять себя, то Андрей Платонов предлагает свою помощь, свое знание, оплаченное сердцем. Время не раз отрекалось от писателя, писатель от времени - никогда.

Вечные ценности, которые выстрадал художник, о которых не уставал напоминать, остаются актуальными и по сей день.

Как же складывалась творческая судьба А.Платонова?

2. Сообщение учащегося - биография писателя с использованием медиапроектора.

 В самой ранней автобиографии Андрей Платонов сообщает о себе: Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже. Уже десять лет тому назад Ямская чуть отличалась от деревни. Деревню же я до слез любил, не видя ее до двенадцати лет. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри... не дома, а хаты, куры, сапожники...

Работал я во многих местах, у многих хозяев. У нас семья была одно время в десять человек, а я — старший сын — один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду.

Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машины, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится.

...И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце...

Теперь исполняется эта мечта. Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу!..”

Этот рассказ о фактах своей жизни, так по-платоновски превращающийся в размышление о смысле жизни, помещен в первом и единственном сборнике стихов А. Платонова “Голубая глубина”, вышедшем в 1922 году. Когда он писал эти возвышенные слова, ему не было еще и двадцати трех лет. Это молодость, почти юность.

Но время было таким, что за плечами у молодого мечтателя оказался уже немалый жизненный опыт, и практические умения, и теоретические знания.

Он брался за все. И все у него получалось.

В 1917 — 1918 годах работал на Воронежском паровозостроительном заводе.

В годы гражданской войны был бойцом отряда ЧОН, корреспондентом газеты в Новохоперске: имеете с отцом, Платоном Фирсовичем Климентовым, водил поезда, работая па одном с ним паровозе.

Окончив Воронежский железнодорожный техникум, был губернским мелиоратором, руководил строительством воронежской электростанции

Одновременно начал писать и писал много, увлеченно — как прозаик, поэт, критик, публицист, пропагандист-просветитель Множество его статей рассеяно в воронежских газетах и журналах тех лет. За год до сборника стихов вышла его публицистическая книга “Электрификация” Это был стихийный взрыв талантливости, столь характерный для многих его современников, людей революционной эпохи

Его отношение к революции было восторженным, но он принял ее не как люмпен Шариков, который видит в революции возможность неограниченного хамского “потребления” Для Платонова революция — это воодушевление таланта, который получил свободу для заветного дела, для воплощения мечты, выношенной веками народных ожиданий.

Время нашло в Платонове своего необычайно чуткого работника и поэта.

Платонов был настоящим рабочим, мастеровым человеком, которому до всего есть дело и который, как и его герои, был томим жаждой добраться до самой сути любого механизма, любого явления природы. И — уже совсем по-писательски — он хотел понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб.

Природный русский, коренной житель одной из центральных областей России, он с любовью вводит свою землю в свое творчество. Названия родных мест часто звучат в его прозе: Ямская слобода, Тамлык, Усмань, Потудань, Ясная Меча... Но — как и многие его герои — легкий и подвижный человек, искатель и странник по жизни, он способен к перевоплощению, способен чувствовать, как родные, иные края и земли. В особенности его притягивала своей тайной, своей великой, угнетенной и возрождающейся жизнью пустыня. Близкой и понятной была ему юная Мария Нарышкина, “песчаная учительница”, для которой “пустыня была ее родиной, а география — поэзией”.

Подхваченный горячим ветром странствий, он дважды, в 1933 и 1934 годах, сам побывал в Туркмении. Эти поездки дали ему пищу для размышлений, результатом которых стали “Такыр” и “Джан”. Мало печатается, но много и зрело работает

А. Платонов во второй половине 30-х годов. Грянула война.

В конце 1942 года Платонов был призван в действующую армию и до конца войны служил корреспондентом “Красной звезды” непосредственно на фронте. Редактор “Красной звезды”

Д. Ортенберг вспоминал: “Скромная и внешне неприметная фигура Платонова, наверно, не соответствовала читательскому представлению об облике писателя. Солдаты при нем не чувствовали себя стесненными и свободно говорили на свои солдатские темы”. Платонов многое увидел в русском человеке на войне. Это было время его большого творческого подъема.

В 1944 году он заболел туберкулезом, но работы военного корреспондента не оставил до конца войны.

Послевоенные годы оказались для него самыми трудными. Затравленный догматической критикой, писатель был почти лишен возможности печататься, его здоровье все ухудшалось, силы уходили, хотя работа никогда не прерывалась.

В оставшемся после него обширном рукописном наследии — проза, пьесы, статьи. В последние годы жизни вышло лишь три небольших сборника русских сказок в пересказе А. Платонова, один из них — “Волшебное кольцо” — под общей редакцией М. А. Шолохова.

Умер Андрей Платонович Платонов совсем еще не старым, неполных пятидесяти двух лет, 5 января 1951 года. 4

Вопрос классу: Что вас поразило в творческой биографии писателя?

(В Платонове поражает все — и его деятельная, подвижническая натура, и весь его литературный облик. Он — художник редкой, ни на кого не похожей стилевой манеры. У него словно бы нет предтеч, его не определишь ни в какую узко понятую литературную школу.)

3.Анализ рассказа “Третий сын”.

Художественно - философская система Платонова имеет свои устойчивые опоры, постоянные и верные ориентиры. И все же она, следуя за жизнью, преломляя ее, развивается. В середине и конце 30-х годов такие перемены начинают ощущаться в новой прозе Платонова. Это движение выразилось в таких рассказах, как “Третий сын”, “На заре туманной юности”.

Размышление о человеке и его деле, его участии в развитии жизни и раньше включало у Платонова чувство родительской любви и глубокого ответного чувства, переживаемого детьми.

В “Третьем сыне лишь тот “смелее делает успехи в жизни”, у кого есть неизмеримая защита материнской любви, отчего дома.

Какое трагическое событие собрало в доме всех сыновей?

(Умирает мать. Съезжается “могучая полдюжина сыновей”, чтобы проводить ее в последний путь.)

Кем стали в жизни сыновья?

(“Двое из них были моряками - командирами кораблей, один московским артистом, один, у которого была дочка, - физиком, коммунистом, самый младший учился на агронома, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден на груди за свое рабочее достоинство”.)

Как автор показывает страдания сыновей?

(“Сыновья молча плакали редкими задержанными слезами, искажая свои лица, чтобы без звука стерпеть печаль”, “все шестеро и седьмой отец находились вокруг мертвой матери и молчаливо оплакивали ее, скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери…”, “каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно…”)

Как повели сыновья поздней ночью? Можем ли мы объяснить это поведение?

(Поздней ночью, испытывая такую, в общем, понятную радость от встречи друг с другом, они затевают в соседней комнате, рядом с гробом матери, жизнерадостную возню).

Меняется ли отношение автора к ним?

(На наших глазах меркнет ореол могучей силы сыновей, перед нами оказываются всего лишь преуспевающие, здоровые физически и туповатые нравственно люди. Старший сын “ с восторгом убежденности” говорил о “ пустотелых пропеллера”. “Голос его звучал сыто и мощно, чувствовались его здоровые, вовремя отремонтированные зубы и красная глубокая гортань”.)

Обратите внимание на неожиданный и убийственно двойной смысл слова “пустотелый”.

На что обращает наше внимание автор? Поясните это слово.

(“Пустотелый” - значит абсолютно пустой, не наполненный душой. Можно сделать вывод, что у человека, говорящего об этих пропеллерах также пусто и в душе.)

Все ли забыли о причине приезда в дом матери?

(Нет, внучка остро переживает всю неуместность самодовольного веселья. “Мне бабушку жалко… Все живут, смеются, а она одна умерла”. Не выдерживает этого неосознанного кощунства веселья ее отец - третий сын. “До сих пор не слышно было его звука: он ничего не говорил и не смеялся. Он чем-то успокоил всех своих братьев, и они перестали даже разговаривать”.)

Много лет назад, на заре своей литературной работы Платонов писал: “Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все… да здравствует человеческий организм” “третий сын” особенно требовательно отстаивает чувство единой жизни всех поколений, которое поддерживается спасительной скорбью по каждому отдельному человеку.

Вывод: Сила рассказа в том, что он дает более глубокое, более человечное определение жизни.

Жизнь - это не только веселье от полноты жизненных сил и успехов, в том числе и трудовых.

А смерть не одно лишь отсутствие такого веселья. Жизнь включает в себя все состояния духа: и страдание, и тоску, и безутешную память. Она неполна без ощущения утраты того света, который погас вместе со смертью матери.

Когда в финале рассказа снова возникает образ “шести могучих людей”, - в их силе на наших глазах заметно прибавилось духовности. Одинокое горестное шептание вокруг мертвой матери, ночное переживание каждым своей утраты снова сделало их сильнее, вернуло друг к другу.

Ничем нельзя, по Платонову, разделить людей - в том числе и самой смертью, и полнота соучастия делает человека не “пылью”. А частицей неуничтожимого и всемогущего человечества.

А. Платонов оставил нам романы, повести, рассказы, стихи, статьи, пьесы, письма. Далеко не все из написанного им найдено и опубликовано. Но и то, что в разрозненных публикациях уже стало достоянием читателей, представляет огромный художественный материал, который надо осваивать.

Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра “Уроки нравственности А.Платонова”