Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Разработка урока. Тема: "Внутренние воды и водные ресурсы России". Обобщающий урок

Разделы: Преподавание географии


Тип урока: контрольно-обобщающий

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Обеспечить повторение и закрепление знаний по картам и литературе;
  2. Продолжить закрепление изученной терминологии;
  3. Формировать общеучебные навыки (работа с картой, учебником);
  4. Формировать знания об основных источниках загрязнения вод;
  5. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание сохранить её, любовь к поэзии;
  6. Закреплять навыки самостоятельной работы.

Развивающие задачи:

  1. Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность;
  2. Формировать навыки коллективной работы;
  3. Осуществлять уровневую дифференциацию знаний;
  4. Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.

Методы и приемы работы:

  1. Зачет по теме в устной и письменной форме;
  2. Контроль знаний с применением разных форм деятельности (работа у карты, практические задачи, разгадывание кроссворда).
  3. Опережающее задание: практическое применение полученных знаний в выполнении творческой работы.

Форма проведения урока:

  1. Работа в группах.

Оформление:

  1. Физическая карта России;
  2. Пейзажи с изображением рек;
  3. Музыкальное оформление.
  4. Эпиграф: “Вода: нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”. А. де Сент-Экзюпери

Ход урока:

1. Организационный момент.

Создание соревнующихся групп, экспертной группы (2 учащихся).

2. Обобщение и контроль знаний.

Учитель:

С горы, сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей её – и к небесам
Она взлетит тогда|
Теперь ты мне ответишь сам
Зовут ее … (вода)

Здравствуйте! Я приветствую вас на контрольно-обобщающем уроке “Внутренние воды и водные ресурсы России”. А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери “Вода: нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”.

Но сегодня мы не просто подводим итоги и определяем уровень ваших знаний, полученных на уроках, посвященных этой теме. Нам предстоит установить, кто из вас больше знает о водах страны. А победители будут удостоены звания “Член клуба Всезнайка”. Кто больше наберет баллов, следуя по заданному маршруту, тот и станет членом этого клуба. А эксперты нам во всем помогут.

Итак, за работу! Мы отправляемся в клуб “Всезнайки”. А вот и основные этапы нашего путешествия. (На доске схема маршрута).

1. Подготовительный —> 2. Картографический —> 3. Практический 4. Капитанский —> 5. Интеллектуальный —> 6. Творческий —> 7. Клуб “Всезнайка”

I этап (подготовительный):

Разминка: правильный ответ – 1 балл, дополнение – 0,5 балла. Отвечает первый, поднявший руку:

  1. Что мы относим к внутренним водам?
  2. Верно ли утверждение, что внутренние воды – это пресные воды?
  3. От чего зависит распределение внутренних вод по территории?
  4. Найдите ошибку:
    • Река Лена берет начало из озера Байкал и впадает в море Лаптевых.
    • Река Волга берет начало с Валдайской возвышенности и впадает в Черное море.
  5. Логическая цепочка. Исключите лишнее и объясните:
    • Лена, Енисей, Амур;
    • Исток, устье, бассейн реки;
    • Река, озеро, море.

II этап (картографический)

Работа у карты. Правильный ответ – 1 балл. По одному представителю от команды, прослушав четверостишье о реке, если необходимо, дают ее название, показывают ее на карте, называют исток и устье, а также к бассейну какого океана она принадлежит:

1. Коварная, лихая, сумасбродная, /
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь свободная
Могучая сибирская река.

    (Ангара)

4. От Тувы до океана
В клочьях серого тумана,
Поперек Сибири всей
Катит воды Енисей.

2. О, Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.

5. Она бежит промеж корней,
Сквозь рощи ивняковые,
Города стоят на ней
Старинные и новые.
Свой не меняя цвет и вкус,
Все дальше пробивается,
Её встречает белорус,
И говорит – красавица!
На Украине широка
И кругами оправлена…
Международная река
Россией в путь отправленная.

(Днепр)

3. То над Доном сад цветет,
Во саду дорожка;
На нее я б все глядел,
Сидя из окошка.

III этап (практический)

Практическое задание. Правильный ответ – 5 баллов. Особенности хозяйственного использования рек во многом зависит от падения и уклона рек. Сейчас ваша задача, определить падение, уклон рек, указанных на карточке. Ответить на вопрос: “Богата ли река гидроэнергоресурсами?”

1 группа – Ангара
2 группа – Лена
3 группа – Енисей
4 группа – Волга
5 группа – Нева

IV этап (капитанский)

Конкурс капитанов. Правильный ответ – 3 балла. Ответьте на вопросы, используя карту:

1. Какое озеро во время Великой Отечественной войны называлось “дорогой жизни”? Для кого оно было “дорогой жизни”?

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит…

Объясните причину происшедшего изменения в поведении реки. Как выглядит русло Терека в нижнем его течении? Почему берега его покрыты галечником и валунами?

Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалась к морю против бури,
Не одолев их буйной дури …
Но силой ветров от залива
Прегражденная Нева
Обратно шла гневна, бурлива,
И затопляла острова
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервеняясь,
На город кинулась…

Какое явление описано А.С. Пушкиным в этом отрывке?

4. А.П. Чехов так сказал об этой реке: “Я не видел реки великолепнее… Могучий, неистовый богатырь, который не знает куда девать свои силы и молодость”. Поэт И. Кокарев посвятил ей стихи:

Тебе кипучее начало
Дано вершинами Саян,
Недаром гордо, величаво
Ты мчишься в гордый океан.
Какая это река? В какой океан она мчит свои воды?

5. Путешествуя вверх по Волге, можно ли, если не на пароходе, то хотя бы на лодке, добраться до пункта с координатами 57° с.ш. и 32° в.д.? Почему?

V этап (интеллектуальный)

Решение кроссворда. Правильное, полное решение – 7 баллов. Время – 3 минуты. Используя атлас, знание терминологии, решите кроссворд “Внутренние воды России”

КРОССВОРД “ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ”

ПО ГОРИЗАНТАЛИ:

1. Поток воды, падающий с уступа в горах.
6. Граница между бассейнами двух рек.
8. Отношение падения реки на каком-либо участке к длине последнего.
9. Приток Волги.
12. Промерзание грунтов.
13. Излучина реки.
16. Приток Иртыша.
17. Вид питания реки.
18. Река, вытекающая из озера Байкал.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

2. Равнина, образовавшаяся из речных наносов перед устьем реки.
3. Часть речной долины, заливаемая водами при наводнениях.
4. Замкнутая естественная впадина на поверхности Земли, заполненная водой.
5. Изменение состояния реки во времени.
7. Объем воды, протекающий через поперечное сечение за единицу времени.
10. Река на севере России.
11. Ложе (понижение) по которому течет река.
14. Превышение истока над устьем.
15. Узкая долина горной реки.

ОТВЕТЫ:

ПО ГОРИЗАНТАЛИ:

1. Водопад. 6. Водораздел. 8. Уклон. 9. Кама. 12. Мерзлота. 13. Меандра. 16. Ишим . 17. Смешанное.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

2. Дельта 3. Пойма 4. Озеро 5. Режим 7. Расход 10. Таз 11. Долина 14. Падение 15. Ущелье.

VI этап (творческий)

Учитель зачитывает слова Платона, записанные на доске: “Самое необходимое в жизни – вода, но её легко испортить”. На прошлом уроке мы говорили о загрязнении воды человеком в процессе его хозяйственной деятельности. К сегодняшнему уроку каждая группа получила творческое задание: предложить свой проект охраны и очистки вод от загрязнения. Итак, слово группам.

Выступление рассчитано на 3 минуты. Максимальная оценка – 10 баллов.

После защиты проектов учитель предлагает прослушать стихотворение. (На фоне музыки)

Я не хочу, чтоб речка высохла,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый ветер так порою тих!
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастет тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою!
А подрасту – и я вам помогу
И рыбок золотых уберегу.

3. Подведение итогов.

Слово экспертам. Присуждение звания “Всезнайки” команде, получившей наибольшее количество баллов. Объявление оценок за урок.