Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Разработка урока. Тема: "Внутренние воды и водные ресурсы России". Обобщающий урок

Разделы: Преподавание географии


Тип урока: контрольно-обобщающий

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Обеспечить повторение и закрепление знаний по картам и литературе;
  2. Продолжить закрепление изученной терминологии;
  3. Формировать общеучебные навыки (работа с картой, учебником);
  4. Формировать знания об основных источниках загрязнения вод;
  5. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание сохранить её, любовь к поэзии;
  6. Закреплять навыки самостоятельной работы.

Развивающие задачи:

  1. Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность;
  2. Формировать навыки коллективной работы;
  3. Осуществлять уровневую дифференциацию знаний;
  4. Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.

Методы и приемы работы:

  1. Зачет по теме в устной и письменной форме;
  2. Контроль знаний с применением разных форм деятельности (работа у карты, практические задачи, разгадывание кроссворда).
  3. Опережающее задание: практическое применение полученных знаний в выполнении творческой работы.

Форма проведения урока:

  1. Работа в группах.

Оформление:

  1. Физическая карта России;
  2. Пейзажи с изображением рек;
  3. Музыкальное оформление.
  4. Эпиграф: “Вода: нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”. А. де Сент-Экзюпери

Ход урока:

1. Организационный момент.

Создание соревнующихся групп, экспертной группы (2 учащихся).

2. Обобщение и контроль знаний.

Учитель:

С горы, сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей её – и к небесам
Она взлетит тогда|
Теперь ты мне ответишь сам
Зовут ее … (вода)

Здравствуйте! Я приветствую вас на контрольно-обобщающем уроке “Внутренние воды и водные ресурсы России”. А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери “Вода: нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”.

Но сегодня мы не просто подводим итоги и определяем уровень ваших знаний, полученных на уроках, посвященных этой теме. Нам предстоит установить, кто из вас больше знает о водах страны. А победители будут удостоены звания “Член клуба Всезнайка”. Кто больше наберет баллов, следуя по заданному маршруту, тот и станет членом этого клуба. А эксперты нам во всем помогут.

Итак, за работу! Мы отправляемся в клуб “Всезнайки”. А вот и основные этапы нашего путешествия. (На доске схема маршрута).

1. Подготовительный —> 2. Картографический —> 3. Практический 4. Капитанский —> 5. Интеллектуальный —> 6. Творческий —> 7. Клуб “Всезнайка”

I этап (подготовительный):

Разминка: правильный ответ – 1 балл, дополнение – 0,5 балла. Отвечает первый, поднявший руку:

  1. Что мы относим к внутренним водам?
  2. Верно ли утверждение, что внутренние воды – это пресные воды?
  3. От чего зависит распределение внутренних вод по территории?
  4. Найдите ошибку:
    • Река Лена берет начало из озера Байкал и впадает в море Лаптевых.
    • Река Волга берет начало с Валдайской возвышенности и впадает в Черное море.
  5. Логическая цепочка. Исключите лишнее и объясните:
    • Лена, Енисей, Амур;
    • Исток, устье, бассейн реки;
    • Река, озеро, море.

II этап (картографический)

Работа у карты. Правильный ответ – 1 балл. По одному представителю от команды, прослушав четверостишье о реке, если необходимо, дают ее название, показывают ее на карте, называют исток и устье, а также к бассейну какого океана она принадлежит:

1. Коварная, лихая, сумасбродная, /
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь свободная
Могучая сибирская река.

    (Ангара)

4. От Тувы до океана
В клочьях серого тумана,
Поперек Сибири всей
Катит воды Енисей.

2. О, Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.

5. Она бежит промеж корней,
Сквозь рощи ивняковые,
Города стоят на ней
Старинные и новые.
Свой не меняя цвет и вкус,
Все дальше пробивается,
Её встречает белорус,
И говорит – красавица!
На Украине широка
И кругами оправлена…
Международная река
Россией в путь отправленная.

(Днепр)

3. То над Доном сад цветет,
Во саду дорожка;
На нее я б все глядел,
Сидя из окошка.

III этап (практический)

Практическое задание. Правильный ответ – 5 баллов. Особенности хозяйственного использования рек во многом зависит от падения и уклона рек. Сейчас ваша задача, определить падение, уклон рек, указанных на карточке. Ответить на вопрос: “Богата ли река гидроэнергоресурсами?”

1 группа – Ангара
2 группа – Лена
3 группа – Енисей
4 группа – Волга
5 группа – Нева

IV этап (капитанский)

Конкурс капитанов. Правильный ответ – 3 балла. Ответьте на вопросы, используя карту:

1. Какое озеро во время Великой Отечественной войны называлось “дорогой жизни”? Для кого оно было “дорогой жизни”?

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит…

Объясните причину происшедшего изменения в поведении реки. Как выглядит русло Терека в нижнем его течении? Почему берега его покрыты галечником и валунами?

Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалась к морю против бури,
Не одолев их буйной дури …
Но силой ветров от залива
Прегражденная Нева
Обратно шла гневна, бурлива,
И затопляла острова
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервеняясь,
На город кинулась…

Какое явление описано А.С. Пушкиным в этом отрывке?

4. А.П. Чехов так сказал об этой реке: “Я не видел реки великолепнее… Могучий, неистовый богатырь, который не знает куда девать свои силы и молодость”. Поэт И. Кокарев посвятил ей стихи:

Тебе кипучее начало
Дано вершинами Са