Система работы по организации питания в детском саду для детей с туберкулезной интоксикацией

Разделы: Работа с дошкольниками


Наш детский сад компенсирующего вида для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции функционирует на базе типового дошкольного учреждения, которое отвечает всем гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям и работает в режиме круглосуточного пребывания детей при пятидневной рабочей неделе. Имеет 4 возрастные группы, наполняемость групп по 15 детей. Детский сад комплектуется из числа контингентов, состоящих на учете у врача фтизиатра детского отделения противотуберкулезного диспансера.

Давно известно, что туберкулез – болезнь социальная, к сожалению, она опять « подняла голову» в наше нелегкое время. Необходимо как можно раньше решать вопросы оздоровления детей данного профиля. «Положение о туберкулезных детских садах для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции с малыми и затихающими формами туберкулеза» издано Минздравом СССР в 1961 году, поэтому устарело и не во всех своих разделах отвечает требованиям сегодняшнего дня: типового положения о ДОУ, реформе образования, а самое существенное – состоянию здоровья детского населения. От того, как организовано питание в детском саду во многом зависит физическое и нервно-психическое развитие детей, а также заболеваемость.

Мы изучили нормативные и методические документы по организации питания и разработали свою систему, которая нашла отражение в модуле (см. Приложение № 1). Первый блок нашего модуля отражает нормативно-правовую и методическую базу, на которую мы опираемся при организации питания в детском саду (см. Приложение № 2). Нормы продуктов в день на одного ребенка отличаются от других дошкольных учреждений. Повышены нормы молочных, мясных продуктов, овощей и фруктов. В начале работы по организации сбалансированного питания мы столкнулись с такой проблемой, что для нашего вида учреждения (детский сад с туберкулезной интоксикацией) нигде не отражено примерное 10-ти дневное меню (см. Приложение № 3). Сами составили примерное 10-ти дневное меню (осенне-зимний и весенне-летний вариант) с учетом всех требований по организации сбалансированного питания и первыми в городе утвердили его у санэпидемиологов. Далее на основе нормативных и технологических документов оформили 62 технологические карты (см. Приложение № 4) и 5 вариантов карт-раскладок. Важным аспектом управленческой деятельности считаем разработку «Программы производственного контроля» по выполнению требований санитарного законодательства. Настоящая программа помогает избежать многих недоразумений «Роспотребнадзора», планировать и отслеживать все мероприятия, связанные с производственным контролем и в соблюдении санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса с воспитанниками и, правильной организации санитарно-эпидемиологического режима в дошкольном учреждении. Второй блок отражает самый важное направление всей системы работы – контроль за организацией питания. Следующий шаг отразил анализ особенностей питания детей дошкольного учреждения.

Проанализировав все его стороны, мы пришли к выводу, что имеются проблемы, которые нуждаются в коррекции. Например, занижены нормы выдачи блюд, не соблюдается технология мытья посуды, повторяемость одних и тех же блюд и др. Отсюда возникает вопрос о контроле за организацией питания детей. Заведующая, отвечая за работу учреждения, несет ответственность за организацию правильного питания. Основным управленческим решением является издание приказа об организации контроля за питанием (см. Приложение № 5). Для того, чтобы он был систематическим, объективным, результативным, глубоким нами систематизирована циклограмма «Организация контроля за питанием в ДОУ», где отражено 24 объекта контроля, периодичность, форма контроля и разработан инструмент контроля (см. Приложение № 6). Таким образом, вся работа по организации питания с детьми, сотрудниками и родителями нашла отражение в этом документе. Система контроля, которая проводится в нашем детском саду, обеспечивает все соответствующие требования по организации детского питания. Поэтому контроль правильной организации питания осуществляется в нашем учреждении на всех уровнях, на от руководителя и до привлечения к участию в нем членов родительского комитета.

Более подробно раскроем этот блок, который включает в себя ряд объектов. Первый объект отражает контроль за соблюдением натуральных норм питания, который осуществляется через меню – требование, где обозначены меню, выход блюда, раскладка, норма, цена, сумма, наименование продуктов, норма на ребенка по плану и по факту, прослежены отклонения. Очень удобно работать по 5-ти дневному меню, так как за неделю прослеживается набор продуктов, разнообразие рациона (см. Приложение № 7). Один раз в 10 дней кладовщик предоставляет отчет о соблюдении норм, анализируя его мы вносим изменения в меню на следующую неделю. Одни раз в месяц она через накопительную ведомость отслеживает выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на одного ребенка. Ежемесячно бухгалтер городского управления образования делает отчет о соблюдении норм питания.

Второй объект нашей циклограммы отражает оценку качества приготовления пищи. Она проводится по методике органолептической оценки, через ведение журнала «Бракераж готовой продукции», суточные пробы готовой продукции и соответствующие акты – проверки (все акты, карточки, матрицы представлены в Приложении № 8). Контроль за выходом блюд осуществляется постоянно, но используется такая форма, как периодическое составление акта. Кроме этого нами разработана методика «Порядок контроля за качеством приготовления пищи». Особо хочется остановиться на контроле за качеством и безопасностью готовой продукции и сырья. Наиболее удачное решение в этом вопросе – ведение журнала «Регистрации сертификатов, поступивших продуктов», где отражены перечень поступивших продуктов, № фактуры, количество поступившей продукции, сертификат соответствия данного продукта, срок реализации. Параллельно ведется «Журнал по отбраковке консервов на складе и пищеблоке». Эффективным методом является контроль за сроками хранения и своевременного использования скоропортящихся продуктов, через ежедневное ведение журнала «Бракераж сырой продукции», и специально разработанными карточками контроля (акты). Поставка продуктов осуществляется централизованно. Функция контроля за соблюдением правил и требований транспортировки осуществляется 1 раз в квартал с привлечением родительского комитета и составлением соответствующего результативным приемом считаем оперативный контроль за закладкой блюд, который ежемесячно фиксируется соответствующим документом. Постоянно отслеживаем санитарное состояние на пищеблоке, в групповых помещениях, маркировку оборудование и посуды. в результате продолжительной работы пришли к выводу, что эффективной формой является проведение дней «ДРК» (см. Приложение № 9), матрицы которых разработаны в нашем дошкольном учреждении. Организация питания в учебно-воспитательном процессе является составной частью общей работы. У нас разработан ряд карточек наблюдения и анализа питания детей в группах, содержание которых отражают разное направление работы по организации питания, они представлены в схемах, памятках.

В детском саду функционирует три режима питания, графики питания и ведется отслеживание по этому вопросу.

Проблема питания детей с аллергическими заболеваниями также актуальна для наших детей. Организация индивидуального питания осуществляется через листки питания, в которых указано имя, фамилия ребенка, диагноз, аллерген и набор продуктов, которыми заменяется. Данный лист находится на пищеблоке и в группах. Сбалансированным считается то питание, где калорийность соответствует норме. Калорийность пищевого рациона отслеживают разные структурные подразделения, начиная от медицинского работника до специалистов «Роспопребнадзора».

Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима при организации детского питания является составной частью общей работы дошкольного учреждения. В детском саду этот вопрос контролирует прежде всего медицинский работник через ведение специальных журналов (Ф-04-46,Ф-04-44), учет использования дезинфицирующих средств. Санитарное состояние пищеблока групп, кладовых помещений проводится регулярно, результаты выносятся на планерки. Привлечение родителей в работе «Дня диагностики, регулировки, коррекции» дает положительные результаты в работе по организации питания.

На основании Постановления главы администрации города питание в детском саду осуществляется за счет бюджетного ассигнования, т.е. родители не вносят родительскую плату за питание детей. Выделяется достаточная денежная сумма для организации калорийного, разнообразного пищевого рациона дошкольников. Поставка продуктов осуществляется через заявку, проводится анализ фактур, учет количества.

Питание в дошкольном учреждении пятиразовое, дети регулярно получают в течение года свежие фрукты, овощи, соки, витамины. Поскольку детский сад функционирует в режиме круглосуточного пребывания, то ребятишки, которые ночуют, обязательно перед сном получают молоко с кондитерским изделием (печенье, пряник и т.п.). Целенаправленно отслеживаем поступление и расход финансирования, учет детодней и стоимость питания на 1 ребенка в день, с которым через 5-ти дневное меню знакомим родителей. Вопрос по организации питания решаем совместно с родителями (см. Приложение № 10). Проводим анкетирование «Любимое блюдо вашего ребенка», «Устраивает ли вас питание в детском саду», тестирование. Для разнообразия детского меню проводили «Рецепты на бис», где просили родителей написать самые фирменные рецепты их семьи. Интересно прошло дефиле «Модный базар», по показу формы для организации дежурства детей (см. Приложение фото). Проводятся консультации по темам «Витамины – залог здоровья», «Организация питания в летний период», «Если у вашего ребенка аллергия» и т.д. Большая работа организована и с детьми. Дошкольное учреждение расположено на окраине города и участки разбиты на определенные зоны, есть сад с фруктовыми и ягодными деревьями, огород, витаминная горка. Там с детьми выращиваем овощи, лакомимся ягодами и фруктами, знакомим с пряными травами. Происходит это в процессе различного вида занятий, экскурсий, практических минуток по приготовлению блюд и сервировке стола. Для познавательного развития детей знакомят с разнообразным количеством дидактических игр, типа «Свари суп» (назвать компоненты блюда), «Узнай и назови» (Отгадать что за овощи) и т.д.

Внедренный в 2006 году проект « Юный поваренок» позволил не только расширить знания детей о полезных и вредных продуктах, об особенностях животной и растительной пищи, о разнообразии блюд, но и выработать практические навыки по приготовлению некоторых из них. Особенно детям нравится готовить салаты и бутерброды. Дошкольники проявляют столько творчества, выдумки, таланта в процессе работы (см. Приложение фото).

Таким образом систематическая, планомерная, целенаправленная деятельность всего коллектива помогла добиться определенных результатов. Устранены проблемы, ряд недостатков в организации питания детей с туберкулезной интоксикацией. Возрастные и физиологические параметры у детей соответствуют норме. За три года не было ни одного случая инфекционного заболевания. Меню разнообразное и устраивает родителей.