Урок по теме "Фенолы"

Разделы: Химия


Образовательные задачи:

Главная: изучить состав, строение, свойства фенола и его соединений

Сопутствующие:

  • на примере фенола конкретизировать знания учащихся об особенностях строения веществ, принадлежащих к классу фенолы, рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства
  • познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами фенола и некоторых его соединений, изучить качественные реакции на фенолы
  • рассмотреть нахождение в природе, применение фенола и его соединений, их биологическую роль

Развивающие задачи:

  • совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения
  • продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении химического эксперимента

Воспитательные задачи:

  • продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)
  • расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека
  • рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)

Тип урока:

урок - изучения новых знаний.

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический (химический эксперимент – ученический и демонстрационный)

Средства обучения:

ТСО (графопроектор и кодосхемы), школьный химический эксперимент (демонстрационный и ученический), опорные конспекты, тестовые задания по материалам ЕГЭ (уровень А для работы на уроке, уровни В и С для выполнения дома)

Оборудование и реактивы:

Демонстрационный эксперимент: растворы С6Н5ОН, NaOH, FeCl3, бромная вода, HNO3(конц), Na, пробирки, резиновые пробки

Лабораторный опыт на определение наличия фенольных соединений в чае: пробирки с раствором чая, раствор FeCl3

План урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

3.Изучение новых знаний

? Какие спирты называются ароматическими

Работа по кодосхеме 1

? Будут ли отличаться химические свойства у соединений, в одном из которых группа -ОН связана непосредственно с бензольным ядром, а в другом через атом углерода !!! Верно, согласно одного из положений теории Бутлерова, которое гласит, что свойства органических соединений зависят не только от состава вещества и порядка соединения атомов в молекуле, но и от взаимного влияния атомов и групп атомов друг на друга. Причем, наибольшее влияние оказывают атомы непосредственно связанные друг с другом. Влияние атомов или групп атомов, не связанных непосредственно ослабевает по мере их удаления друг от друга.

  • Определение фенолов Соединения, в которых ароматический радикал фенил С6Н5- непосредственно связан с гидроксильной группой, отличаются по свойствам от ароматических спиртов, настолько, что их выделяют в отдельный класс органических соединений, называемый фенолами.

  • классификация и изомерия фенолов В зависимости от числа ОН-групп различают одноатомные фенолы (например, вышеприведенные фенол и крезолы) и многоатомные. Среди многоатомных фенолов наиболее распространены двухатомные:

Как видно из приведенных примеров, фенолам свойственна структурная изомерия (изомерия положения гидроксигруппы).

  • Физические свойства фенола Следствием полярности связи О–Н и наличия неподеленных пар электронов на атоме кислорода является способность гидроксисоединений к образованию водородных связей

Это объясняет, почему у фенола довольно высокие температуры плавления (+43) и кипения (+182). Образование водородных связей с молекулами воды способствует растворимости гидроксисоединений в воде:

Способность растворяться в воде уменьшается с увеличением углеводородного радикала и от многоатомных гидроксисоединений к одноатомным. Метанол, этанол, пропанол, изопропанол, этиленгликоль и глицерин смешиваются с водой в любых соотношениях. Растворимость фенола в воде ограничена.

  • Строение молекулы фенола

Кодосхема 2

  • неподеленная электронная пара атома кислорода притягивается 6-ти электронным облаком бензольного кольца, из – за чего связь О – Н еще сильнее поляризуется. Фенол- более сильная кислота, чем вода и спирты.
  • В бензольном кольце нарушается симметричность электронного облака, электронная плотность повышается в положении 2, 4, 6. Это делает более реакционноспособными связи С - Н в положениях 2, 4, 6. и ? – связи бензольного кольца.
  • Химические свойства фенола (проводится демонстрационный эксперимент)

а) Рассмотрим реакции фенола по ОН-группе:

Кислотные свойства у фенола выражены сильнее, чем у спирта С2Н5ОН. Фенол – слабая кислота (карболовая).

б) Реакции фенола по бензольному кольцу:

Какой вывод о взаимном влиянии атомов в молекуле фенола можно сделать?
Фенильная группа C6H5 – и гидроксил –ОН взаимно влияют друг на друга. (кодосхема 3 )

в) Качественная реакция на фенолы

С6Н5ОН + FeCl3 —> фиолетовое окрашивание С6Н5ОН + Br2 —> белый осадок С6Н4(ОН)2 + FeCl3 —> зеленое окрашивание,
С6Н3(ОН)3 + FeCl3 —> красное окрашивание,

Проводится ученический эксперимент по определению наличия фенолов в чае

  • Получение фенола самостоятельно (по опорному конспекту)
  • Физиологическое действие фенола и его применение

Фенол - ядовит!!! При попадании на кожу вызывает ожоги, при этом он всасывается через кожу и вызывает отравление.

Биологическая роль соединений фенола (кодосхема)

Положительная

Отрицательная (токсическое действие)

  • лекарственные препараты (пурген, парацетамол)
  • антисептики (3-5 % раствор –карболовая кислота)
  • эфирные масла (обладают сильными бактерицидными и противовирусными свойствами, стимулируют иммунную систему, повышают артериальное давление: - анетол в укропе, фенхеле, анисе - карвакрол и тимол в чабреце - эвгенол в гвоздике, базилике
  • Флавоноиды (способствуют удалению радиоактивных элементов из организма)
  • фенолформальдегидные смолы
  • пестициды, гербициды, инсектициды
  • загрязнение вод фенольными отходами
  • Первичное закрепление знаний ПОДУМАЙ и ОТВЕТЬ (задания части А ЕГЭ)
  • Рефлексия

Домашнее задание § 18