Система уроков изучения творчества Б.Пастернака в 11-м классе

Разделы: Литература


(Сопровождается презентацией “Б.Пастернак. Путь в жизни и в литературе” Приложение 1)

(1 слайд)

Учитель: Писатель, о чьей судьбе и чьём творчестве пойдет речь на уроке, жил и работал в непростое, суровое время. Родившись в конце 19 века, он юношей встретил революцию 1917 года и гражданскую войну, будучи зрелым мастером, пережил трагические годы сталинизма, разделил судьбу народа, боровшегося с фашизмом, снискал горькую славу опального поэта на заре оттепели 60-ых. Б.Л. Пастернак сумел глубоко пережить дух времени, в котором жил, а затем передал его атмосферу в написанных им стихах и прозе.

(2 слайд)

Цели урока:

1. Проследить жизненную судьбу поэта и направление его творческого поиска, осмыслить неразрывное единства его непростой биографии и мужественной поэзии;

2. Обогатить свое представление об окружающем мире взглядом на него через призму поэзии Б.Л. Пастернака;

3. Подготовить себя к созданию письменного суждения о личности поэта, его творчестве или отдельном его произведении. (3 слайд)

Учитель: Воссоздавая облик поэта, А.А. Ахматова вспоминала: “…Он поведал мне, что перед ним вьётся путь золотой и крылатый, где он вышнею волей храним…”. В письмах самого Пастернака то и дело встречается это краткое крылатое слово “путь”. Но оказался путь вовсе не “золотой и крылатый”, как предрекала поэт Ахматова, он обещал страшное, роковое. (4 слайд)

Учитель: Готовность к подвижничеству, жертвенности жила в душах русской интеллигенции. Именно эти черты запечатлел Пастернак в “Четырёх отрывках о Блоке”, написанных в конце жизни.

Жить и сгорать у всех в обычае.
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.

Учитель: Откуда и куда вел путь, ставший символом творческой судьбы Пастернака? Он уводил к духовному возмужанию от благополучного московского детства, семейного комфорта, обособленного мира элитарной интеллигенции. (Биография Приложение 2) (Презентация “Биография Б.Пастернака” Приложение 3) (5 слайд)

Учитель: В 1914 году выходит первый сборник “Близнец в тучах” с предисловием Н. Асеева – одного из участников “Центрифуги”. Асеев назвал Пастернака “одним из подлинных лириков новой русской поэзии”. Поэт признавался, что писал книгу под воздействием Блока. Само название книги автор выбрал “из подражания космологическим мудрёностям”, которыми отличались книжные заглавия символистов. (6 слайд)

Учитель: Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!”, неизменно открывающее книги избранной лирики пастернака, считается наиболее показательным для ранней манеры поэта. (Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником)

Анализ стихотворения “Февраль. Достать чернил и плакать!”

Учитель: Как бы вы определили тему стихотворения? Предполагаемый ответ: Тема весенней природы и тема творчества.

Учитель: Как они взаимодействуют друг с другом? Предполагаемый ответ: Именно весна становиться причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству. (Комментарий учителя: Стихотворение построено на уподоблении ранней весны, ливня и поэтического вдохновения, начала творчества. Причем акт творчества становиться естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной.)

Учитель: Что в стихотворении становиться средством сближения таких вещей как весна, грачи, проталины – и чернила? Предполагаемый ответ: Этим средством становиться черный цвет: черные проталины, черные грачи и чернила. Черный у Пастернака лишён мрачности, он знаменует победу весны над зимой.

Учитель: Какие ещё детали подчеркивают ощущение праздника? Предполагаемый ответ: Атмосферу весеннего пробуждения создают и “благовест” – колокольный звон, и “клик” - победный возглас колёс.

Учитель: Как очерчивает поэт присутствие в стихотворении лирического героя? Предполагаемый ответ: О лирическом герое рассказывают глаголы: достать, писать, перенестись. Глаголы, относящиеся к лирическому герою, стоят в инфинитиве. Эта форма имеет оттенок побуждения к действию со стороны природы. (Комментарий учителя: Поэт бросается навстречу природе, её стихии. Он пассивно отдаётся своим впечатлениям, отливающимся в стихи. И чем меньше сознательной воли лирического героя в этом замешано, тем ближе оказывается процесс стихотворчества к природным процессам.)

Учитель: В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?

Предполагаемый ответ: И чeм случaйнeй, тeм вepнee

Слaгaются стиxи нaвзpыд.

Учитель: О февральской оттепели не взахлеб, а навзрыд. Поэтом найдено слово наиболее сильно выражающее всплеск чувств. Сравнения и метафоры, которыми изобилуют ранние стихи Пастернака, часто кажутся произвольными, даже непонятными. Какие из выразительных средств стихотворения поразили ваше воображение? Предполагаемый ответ: Сравнение “грачи, как обугленные груши”, метафоры: “клик колес”, “сухая грусть на дно очей”, “грохочущая слякоть весною чёрною горит”. Следует отметить аллитерацию, используемую поэтом, чтобы передать стук колес по мостовой, чавканье весенней слякоти под ногами.

Учитель: Именно такие необычные, сымпровизированные образы гораздо ярче и точнее обычных, легко понимаемых образов, в них-то и проявляется в полной мере авторская индивидуальность. Исследователь творчества Пастернака А. Синявский назвал его поэтический метод “метафорической скорописью действительности”. (7 слайд) В 1921 году художник Ю. Анненков нарисовал замечательный карандашный портрет поэта. “Б. Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивы и звучный голос”, - вспоминает художник. У людей существует различное отношение к жизни. Кто-то восхищён ёю, а кто-то удручён сложившимися обстоятельствами. А человек, назвавший свой сборник стихов “Сестра моя – жизнь”, каким представляется вам? Предполагаемый ответ: Этот человек влюблен в жизнь. Поэт ощущает себя частью целого, частью природы, понимая своё с ней родство, жизнь для него стала сестрой. (8 слайд)

Учитель: В 1922 году вышла книга стихов “Сестра моя – жизнь”, посвящённая М. Лермонтову. Если в ранних стихах образы нанизывались на образы, сравнения на сравнения, то в этой книге Пастернак начинает овладевать потоком поэтических образов. (Чтение стихотворения “Сестра моя – жизнь” наизусть подготовленным учеником)

Анализ стихотворения “Сестра моя – жизнь”

Учитель: Какова лирическая ситуация стихотворения? Предполагаемый ответ: Лирический герой едет в поезде (вагоне) к любимой. Тема стихотворения – это ощущение, восприятие окружающего мира влюблённым.

Учитель: Как поэт передает чувство влюбленности? Предполагаемый ответ: Герой восхищен весенним дождем, свежестью, ароматом грозы. Для него, влюбленного, расписанье поездов “грандиознее святого писания” Чувство любви, переполняющей героя, выражено в метафоре, завершающей стихотворение “сердце, плеща по площадкам вагонным дверцами, сыплет в степи”.

Учитель: Для чего поэт использует аллитерацию? Предполагаемый ответ: Повторение согласных имитирует перестук колес, который отзывается в сердце, и в душе поэта, и в окружающем мире. Стук сердца уподобляется стуку колес.

Учитель: Есть ли в стихотворении образ любимой?

Предполагаемый ответ: Героиня изображена несколькими штрихами: “глаза, что в грозу лиловы”, “фата-морганой любимая спит”. Любимая остается мечтой, видением, предчувствием счастья.

Учитель: В первых двух строфах стихотворения звучит несвойственное Пастернаку типично романтическое противопоставление. В чем оно проявляется? Предполагаемый ответ: Это противопоставление лирического героя и “людей в брелоках” - трезвомыслящих и пошлых. Для лирического героя мир природы созвучен чувствам, душе, а “люди в брелоках” его не понимают, у них “свои резоны”, влюбленный среди них смешон со своим поэтическим восприятием жизни.

Учитель: Мир природы, каким он показан в стихотворении? Предполагаемый ответ: Природа помогает понять, что происходит в душе героя: “рушится степь, обгорающая ночь, солнце, садясь, соболезнует”. Это стихотворение является концентрацией мироощущения лирического героя, равенства человека и жизни, жизни и мира.

Учитель: Определите стихотворный размер произведения. Предполагаемый ответ: Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. К нему не раз обращался М. Лермонтов, подчеркивая ритмом искренность, исповедальность лирического монолога.

Учитель: А чем ещё стихотворение близко лермонтовской поэзии, а в чем отличие? Предполагаемый ответ: Общим у Пастернака и Лермонтова является мотив одиночества, непонимания окружающими лирического героя, но Лермонтову не свойственно восхищение жизнью, миром, хотя лермонтовский герой тоже находил утешение и понимание в мире природы.

Учитель: А. Синявский писал о своеобразии лирического героя и природы в лирике Пастернака: “В его стихах природа превращается в главного лирического героя. Она, оживая, не отдаляется от человека, а, наблюдая за ним, как бы втягивает его в свой мир”. Пастернак не стремился говорить за весь мир от своего лица, а предпочитал, чтобы мир говорил за него и вместо него: “Не я про весну, а весна про меня”. (9слайд)

Учитель: В начале 30-х в стихах Пастернака появляются черты естественности, которые свойственны, по его собственным словам, “опыту больших поэтов”. В 1932 году появляется книга стихов “Второе рождение”. Второе рождение переживала и сама поэзия Пастернака. Она заговорила новым языком. К стихам, написанным ранее, поэт стал относиться критически. Отнюдь не все из них он потом переиздавал. А те, что переиздавал, перерабатывал и порой существенно. Какова была правка. Легко понять, заглянув в творческую мастерскую поэта. (10 слайд) Сравните 2 фрагмента стихотворения “Венеция”, датированных 1912 и 1928 годами. Стихотворение “Венеция” было навеяно путешествием в 1912 году через Швейцарию в Италию. Прочтите фрагменты вслух. Какой вариант наиболее конкретный?

Предполагаемый ответ: Наиболее конкретный второй вариант, образ открывающегося окна и баранки более понятны нам.

Учитель: Сравните изменения, которым подвергнул поэт строфу.

Предполагаемый ответ: Пастернак заменил смутные строки о “сонной стоянке” – неожиданно рискованным, но более выразительным и простым сравнением.

Учитель: Поэт добивается “мгновенной, рисующей движение живописности, хотел, чтобы читатель зримо представил себе город на воде. Прозаичность образа его не пугала”. (11 слайд) Уже в сборнике “Поверх барьеров”, в поэмах “Спекторский” и “Охранная грамота” Пастернак изложил свои взгляды на внутреннюю суть искусства и его значение в истории человеческого общества.

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Пастернак выразил мужественную решимость писать, преодолевая собственные поэтические навыки, жить, несмотря на опасности и трагические перемены. (12 слайд)

Учитель: 30-е вызывали тревогу, овладевавшую умами наиболее проницательных современников. После гибели певца дворянской чести Н. Гумилева, гибели С. Есенина и В. Маяковского, после I съезда советских писателей с “блестящими речами”, Пастернак предпочитал не витийствовать на публичных сборищах. У него был свой путь. Он круто уводил его от “праздно болтающих”, обрекал на трудные раздумья в одиночестве. (13 слайд) В начале 40-х стиль Пастернака изменился до неузнаваемости. Изменилось мировоззрение, ощущение жизни. Во многом этому способствовала атмосфера Переделкина, подмосковного дачного поселка, где жил в то время Б. Пастернак. Пастернак породнился с Переделкином, можно сказать избрал его финалом своей судьбы или же Переделкино избрало поэта. (14 слайд) “Здесь будет всё пережитое”, - сказал пастернак о сборнике 1941 года “На ранних поездах”. Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву. Он разглядел в этой подмосковной обыденности красоту дорожной толпы. На этой грани между городом и посадом, в вагоне пригородного поезда в самый канун войны поэт видит лицо народа и лицо России.

Я молча узнавал России
Неповторимые черты.

Эти строки проникнуты живым теплом, любовью к утренним попутчикам поэта. Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повседневной шелухи, вписаны в историю. (15 слайд) Рубеж 40-х разделил творческий путь пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая ясность и простота. Его стихи “одухотворены присутствием раскрывшегося поэту огромного образа России”. От того, что написано до “Ранних поездов” автор отрекся бесповоротно. Взыскательный мастер отказывался не только от всего написанного за три десятилетия, жестче любого сталинского проработчика он судил прожитую жизнь: “неоправдавший обещания”, “малочисленность и ничтожество сделанного”, - это написано человеком, шагнувшим за пятьдесят. “Зерно не даст всхода, если не умрет” - Пастернак любил эту евангельскую мудрость. В сознании жизненного краха коренилась надежда на возрождение.

(16 слайд) Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Предвестия свободы оказались ложными. Но в их свете Пастернак начал писать главный труд своей жизни роман “Доктор Живаго”. Содержание романа – это, в сущности, духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго.

(Выступление ученика с индивидуальным сообщением о романе “Доктор Живаго” Приложение 4)

(17 слайд) Роман о Юрии Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением радости, преодолевающей страх смерти. (18 слайд) Стихотворение “Гамлет” можно считать ключевым для романа: именно им открывается семнадцатая стихотворная глава этого произведения.

(Чтение стихотворения “Гамлет” наизусть подготовленным учеником. Затем выступление ученика с индивидуальным сообщением – анализом этого стихотворения Приложение 5)

Учитель: Обращение к шекспировскому образу заставляет вспомнить формулу великого драматурга “Весь мир – театр и люди в нем актеры”. Ситуация Гамлета осмысливается как типовая ситуация каждого человека в этой жизни, а обращение “Я люблю твой замысел упрямый” относится не только к режиссеру драмы, но и к Создателю этого мира, в котором каждый достойно должен пройти предназначенный ему свыше путь. (19 слайд) Достойным до конца своей роли остался и Борис Пастернак. В 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия “За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы”. (20 слайд) Разразившийся вслед за этим беспочвенный политический скандал, получивший во всем мире название “Дело Пастернака”, напоминал по своим формам худшие явления прошлого. Ответивший первоначально благодарностью на заслуженную им награду, Пастернак через неделю угроз и травли был вынужден отказаться от премии. Пастернака вынудили подписать не им составленные печатные заявления. Были остановлены все издания его переводов, и поэт был оставлен без заработка. Сложилась парадоксальная ситуация: всемирная слава и одновременно одиозность его имени на Родине. Иностранный корреспондент попросил у Пастернака интервью. Борис Леонидович ответил, что не может, и вместо интервью дал клочок бумаги с новым стихотворением. Западные радиоголоса тут же прочли всему миру это стихотворение, и весь мир узнал правду о добровольном (в кавычках) покаянии Пастернака. Так поэт в один миг зачеркнул своё унижение. Снова стал самим собой.

(Чтение наизусть учеником стихотворения “Нобелевская премия”) (21 слайд) Одна из видеом А. Вознесенского посвящена 100-летию Пастернака. Перед вами плакат с чёрно-красной графикой “Век Пастернака”. Тут и лицо с пастернаковской фотографии, и распятие, и рассыпанные, как снег, парящие строфы… Поэзия и трагедия на одном листе. “Век Пастернака” - произносим мы вслед за поэтом. В нашей стране нация выражает свою судьбу через судьбу поэта. Так повелось.

Тема урока: Поэзия и проза в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”. Интерпретация стихотворения “Зимняя ночь”. (Презентациия “Поэзия и проза в романе Б.Пастернака “Доктор Живаго” Приложение 6)

(1 слайд)

Учитель: Стихотворение Б. Пастернака “Зимняя ночь” входит в цикл стихов, составляющих последнюю часть романа “Доктор Живаго”. Это роман особого типа – роман поэта Б. Пастернака о поэте Юрии Живаго, о поэзии и о том, как она рождается. Утверждение критика Л. Озерова, взятое в качестве эпиграфа к уроку, послужит для нас ключом для поиска взаимопроникновения, пересечения прозаического и поэтического текстов: “Он шёл на решительное сближение языка прозы и языка поэзии…” (2 слайд)

Цели урока: В ходе анализа раскрыть глубинный смысл стихотворения и его внетекстовые связи, узнать, “как живут стихи”, как рождается их смысл, как он расширяется и преображается, пересекаясь со смыслами прозаической части романа и с широким контекстом русской культурной традиции.

(3 слайд) (Под аккомпанемент вальса Свиридова ученики читают наизусть отрывок из романа “Доктор Живаго” и стихотворение “Зимняя ночь”)

(4 слайд)

Учитель: О том, что Ю. Живаго – поэт, мы узнаём впервые в главах о рождественских праздниках 1911 года. Праздник Рождества – фон, на котором разворачиваются события третьей части романа “Ёлка у Свентицких”. С темой Рождества связана и тема творчества (читатель присутствует при рождении поэта), и с темой любви (Тоня и Юра, между ними рождается чувство любви). Идея рождества жизни скрыта в самой фамилии главного героя – Живаго. Фамилия Живаго этимологически связана со словом “живой”. Живаго – форма винительного и родительного падежа слова “живой” в древнерусском языке, она вызывает ассоциации с именем “Христа, сына Бога живаго”. (5 слайд) Роман “Доктор Живаго” - это роман о преодолении смерти. Одно из ранних названий первых глав романа “Смерти не будет”. Стихи Юрия Живаго – залог его бессмертия, и не случайно Пастернак помещает их в финал романа. (6 слайд) Первый поэтический опыт Юрия – “Зимняя ночь” - задает образно-философскую тему всему художественному пространству романа.

Анализ стихотворения “Зимняя ночь”

Учитель: В чем вы видите своеобразие композиции стихотворения?

Предполагаемый ответ: Стихотворение имеет рамочную или кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается строфами, тождественными по структуре и содержанию.

(7 слайд)

Учитель: Какое тематическое противопоставление намечено уже в первой строфе? Предполагаемый ответ: В первой строфе можно увидеть тематическое противопоставление образов метели и свечи.

Учитель: Каково смысловое наполнение каждого из образов в контексте стихотворения? Метель символизирует пространство всей земли, пространство снаружи, за окном. (“Мело, мело по всей земле, во все пределы”.) Образ свечи включает в себя пространство внутри комнаты. (“Свеча горела на столе”.)

Учитель: Метель – свеча – структурообразующая оппозиция всего стихотворения. Слова “метель” и “свеча” можно рассматривать как контекстуальные антонимы. Какие смысловые части в тексте стихотворения вы выделили бы? Предполагаемый ответ: Первая часть – это вторая и третья строфы, их объединяет тема метели, стихии снаружи. Вторая часть – это строфы четвертая, пятая и седьмая. Тема этой части – любовь, свидание, близость мужчины и женщины.

Учитель: Как поэт структурно соединяет эти части?

Предполагаемый ответ: Шестая строфа объединяет темы метели и любви. (“И все терялось в снежной мгле…”) Местоимение “всё” – контекстуальная замена слов, связанных с темой свечи и любовной близости. Первая, третья, шестая и восьмая строфы соотносятся и тематически, и структурно. Наличие в них рефрена объединяет строфы тематически, а синтаксический параллелизм ёще резче подчеркивает антитезу “метель – свеча”.

Учитель: Найдите слова, образующие лексико- тематическое поле “свеча”. Предполагаемый ответ: Свеча в стихотворении – это конкретно-изобразительный образ: свеча, пламя, озаренный потолок, ночник, на свечку дуло, а также метафорическое сочетание “жар соблазна”. Жар – огонь, пламя. Образ свечи может читаться как символ любви, тепла, жизни.

Учитель: Названы ли герои стихотворения? Какие детали говорят о их присутствии? Предполагаемый ответ: Герои прямо не названы, но они подразумеваются: это мужчина и женщина. Присутствие человека уже в самом событии – “свеча горела”. О присутствии в лирической ситуации женщины говорят детали одежды: башмачки и платье. Контекст употребления этих слов вносит в строфу тему обнажения, раздевания. Волнующая ситуация любовного свидания одухотворена, освящена любовью.

Учитель: Выделите в четвертой и седьмой строфах повторы слов с корнем крест/крещ. Раскройте смысл метафоры “судьбы скрещенье”. Предполагаемый ответ: Смысл словосочетания “судьбы скрещенье” вырастает из конкретно-изобразительного образа: тени на потолке в виде креста. Но его можно понять и как метафору: “судьбы скрещенье” - переплетение, объединение двух сердец, судеб мужчины и женщины.

Учитель: В христианской традиции крест – символ страдания и святости. Поэтому в словах “скрещенье”, “крестообразно” не только смысл физической близости мужчины и женщины, но и скрытая тема святости. Любовь, страсть в стихотворении Пастернака – это и страдание, которое приносит искупление и спасение. Тема святости продолжается в седьмой строфе. Как? Предполагаемый ответ: В основе сравнения в седьмой строфе лежит антонимическое сопоставление: “жар соблазна – ангел”. Слово “соблазн” входит в привычные словосочетания “дьявольский соблазн”, “греховный соблазн”. Сравнение жара соблазна и ангела вносит в тему любовной близости значение святости, чистоты.

Учитель: Любовь искупает всё, в том числе и грех, также как крестное страдание искупило грехи человеческие. Страсть по-славянски значит прежде всего страдание. “Страсти Господни” - страдания господа на кресте за все человечество. Для Пастернака загадка земной любви в одном ряду с загадками жизни, смерти, творчества. Как поэт рисует художественное пространство в стихотворении? Предполагаемый ответ: Лирическое событие совершается одновременно в двух пространствах: в пространстве всей земли и в замкнутом пространстве комнаты, освещённой горящей свечой. Пространство комнаты (стол, потолок, угол) конкретное, ограниченное оконной рамой. Постранство всей земли (“Мело, мело по всей земле, во все пределы”) огромное, безграничное.

Учитель: “Во все пределы” - как вы понимаете это выражение? Предполагаемый ответ: Слово “предел” многозначно, в словаре Ожегова одно из его переносных значений определяется как “судьба”. (Такой уж ему предел/судьба - на чужбине умереть”.) Мело “во все пределы” - мело во все судьбы людские.

Учитель: Можно ли назвать образ метели символическим? Что значит этот символ в контексте стихотворения и в контексте всего романа? Предполагаемый ответ: Образ метели в стихотворении конкретен и символичен одновременно. С одной стороны, это фон, на котором развертывается лирическое действие, с другой – это символ безличной стихии, враждебной человеку.

Учитель: Эта стихия действует не только в художественном мире стихотворения, она “господствует” и “соперничает” с человеком на протяжении всего романа “Юрий Живаго”.

В первой книге романа метель, буря, зима – атрибуты смерти и болезни. С развитием сюжета образ метели получает социальное звучание. Метель становится символом социальных катаклизмов. Последние октябрьские революционные бои в Москве. Юрий Живаго узнаёт о введении в России диктатуры пролетариата. То, что происходит в городе, - “последние залпы сломленного сопротивления”, “слабые зарева залитых пожаров” - кажется ему сходным с тем, что происходит в природе. Включение стихотворения “Зимняя ночь” в текст романа позволяет сделать вывод о том, что и в художественном мире стихотворения метель – это не просто природная стихия в феврале, но и символическое изображение социальных бурь.

(8 слайд) Вспомните, в каких произведениях русской литературы метель не просто явление природы, но и “действующее лицо”, компонент сюжета, символический образ?

Предполагаемый ответ: В пушкинских произведениях “Метель”, “Капитанская дочка” метель – символ рокового стечения обстоятельств. В поэме А. Блока “Двенадцать” метель – стихия революции. Герои романа М. Булгакова “Белая гвардия” Турбины – люди, заблудившиеся в железном буране революции. Метель метёт по страницам русской литературы.

(Аналитическая работа с отрывками из текста романа.)

(9 слайд)

Учитель: Стихотворение “Зимняя ночь” пишет Юрий Живаго. В каком контексте оно впервые появляется, и когда оно было закончено? (Находят и читают четвертый и пятый абзац в отрывке “Ёлка у Свентицких” и второй и третий абзацы из отрывка “Опять в Варыкино”).

Предполагаемый ответ: Замысел стихотворения “Зимняя ночь” возникает во время Рождественских праздников в 1911 году, когда юные Тоня и Юра влюблены друг в друга. Завешение стихотворения “пришло” через 10 лет в Варыкино, где Лара и Юрий спасались от стихий революции.

Учитель: Назовите общую тему прозаических фрагментов и стихотворения.

Предполагаемый ответ: Тема любви, судьбы влюбленных в мире войн и революций (стихий). Следует отметить общность сюжета: герой и героиня, свидание, свеча.

Учитель: Есть ли сходство в композиционно-пространственной организации фрагментов прозы и стихотворения?

Предполагаемый ответ: Антитеза - мир за окном и мир в комнате – является композиционным стержнем прозы и стихотворения.

Учитель: Через какие детали описания реализуется противопоставление в прозаическом тексте?

“Ёлка у Свентицких”

Мир за окном Мир в комнате
“ледяная стужа” “зажженные свечи”
“чёрный лёд” “огарок в подсвечнике”
“серым инеем” “новая свеча на подоконнике”
“толстый слой льда и снега” “огонь свечи проникал на улицу”

“Опять в Варыкино”

Мир за окном Мир в комнате
“голубела зимняя морозная ночь” “свет лампы”
“роскошь морозной ночи” “посмотрел в окно”
“волки воют на луну на поляне” “белые листы бумаги”
  “лампа горела”

Учитель: В чём проявилась конкретность, предметность лирической ситуации в прозаическом тексте? Предполагаемый ответ: Точно обозначено время и место действия: Рождество 1911 года. Камергерский переулок, комната Паши, зима 1918 года, Варыкино, дом Микулициных. Конкретное описание улицы в главе “Ёлка у Свентицких” с использованием реалистичных сравнений: “Лёд толстый, как стеклянные донышки битых бутылок”, “дымились двери чайных и харчевен”, “обмороженные лица прохожих, красные, как колбаса”. Конкретный образ свечи (лампы) – “свеча на подоконнике из нераспечатанной пачки”, “свет лампы на столе в кабинете”. У главных персонажей есть собственные имена: Юра и Тоня, Паша и Лара, Лара и Юра.

Учитель: Лирическая ситуация стихотворения представлена одновременно и символически-обобщенно, и конкретно-предметно. В чем выражается конкретный и символический план стихотворения?

Конкретный план Символико-обобщенный
“свеча горела на столе” “свеча горела” повтор 8 раз
“на свечку дуло из угла” “мело, мело во все пределы”
“ночник” “потолок” “тени” “всё терялось в снежной мгле”
“два башмачка” “платье” “судьбы скрещенье”
“в феврале” “жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла крестообразно”

Учитель: Символический смысл стихотворения связан с традиционными повторяющимися образами: свеча, метель, пространство всей земли. Конкретность изображения подчеркивает единичность, неповторимость лирической ситуации. Отношения прозаического и стихотворного текстов романа художественно моделируют взаимоотношения повседневности и художественного текста. Конкретные образы, реальные люди приобретают символическое значение: свеча – символ любви, жизни; холод, мороз, метель – символ враждебной человеку стихии; он и она – образы любящих друг друга мужчины и женщины. Из повседневности рождается поэтический шедевр.

(10 слайд) Пастернак так описывал процесс создания стихотворения “Зимняя ночь” Юрием Живаго: “Тоска сосала его сердце. Но ещё больше томило его ожидание вечера и желание выплакать эту тоску в таком выражении, чтобы заплакал каждый”.

Как бы вы определили художественный смысл стихотворения “Зимняя ночь”?

Предполагаемый ответ: Если коротко сказать, о чём это стихотворение, оно покажется достаточно традиционным. Это стихотворение о любви и страсти двух людей, героев романа “Доктор Живаго” - Лары и Юры. Их любовь горит, как свеча, вопреки, или на фоне, социальных метелей, революции. Это стихотворение о любви и страсти любых других влюбленных, “скрестивших” свои судьбы вопреки “метелям” жизни.

Учитель: Настоящая лирика ценна во все времена тем, что каждый находит в ней созвучное собственным чувствам и переживаниям. Слова поэта выражают движение и своей души, и души каждого из нас. Многие современные исполнители выбирают для своих произведений стихи классиков. Есть в репертуаре А. Пугачёвой песня на стихи Б. Пастернака “Зимняя ночь”. Послушайте и сопоставьте со своим впечатлением от стихотворения интерпретацию произведения Пастернака в исполнении певицы.

(Слушают песню “Свеча” в исполнении А. Пугачёвой)

По окончании ученики получают задания для письменной работы по итогам урока.

Литература

1. Борисов В.Г. Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б.Пастернака “Доктор Живаго”. “Знамя”, №6, 1994

2. Власов А.С. “Стихотворения Юрия Живаго”. Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л. Пастернака. “Литература в школе”, №8, 2001

3. Вознесенский А. Благовещисм поэта. “Литературная газета”, №6, 1990

4. Казинцев А. Путь. К 100-летию со дня рождения Бориса Пастернака. “Москва”, №2, 1990

5. Лилеева А.Г. Поэзия и проза в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”. “Русская словесность”, №4, 1997

6. Пастернак Е.Б. Трагические годы. “За рубежом”, №7, 1990

7. Пастернак Е.Б. Нобелевская премия Бориса Пастернака. “Новый мир”, №2, 1990

8. Рыбаков В. Свеча на ветру. “Семья и школа”, №2, 1990

9. Синявский А. “Стояла зима. Дул ветер из степи…” О стихотворениях Пастернака на евангельские темы. Приложение к “Литературной газете” Досье, февраль, 1990

10. Суконин А. Ёще несколько слов о докторе Живаго. “Знамя”, №6, 1994

11. http://www.norem.ru/product.asp?id=1

12. http://www.russofile.ru/articles/article_72.php

13. http://www.stihi-rus.ru/1/Pasternak/