Проблемы воспитания социально-ориентированной личности будущего специалиста

Разделы: Администрирование школы, Социальная педагогика


В наше время, когда общество предъявляет к человеку высокие требования: умение добывать новые знания и умение применять их на практике, умение работать с новыми техническими средствами, умение общаться, мы, взрослые должны помочь детям максимально подготовиться к дальнейшей жизни. В “Концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе” дается определение социализации. “Социализация – процесс двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой стороны – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт”. Социализируясь, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Дополнительное образование сегодня – необходимое звено в воспитании многогранной личности, способной мыслить универсально.

Сегодня Центр дополнительного образования детей, “Творчество”, поселка Чернышевский является составной частью единой системы образования поселка и предназначен для интеллектуального, духовного развития детей и подростков, удовлетворения их разнообразных образовательных и социально – культурных потребностей.

На сегодняшний день занятость детей нашего поселка в объединениях и студиях Центра составляет 70%. Это воспитанники от 4 до 18 лет. Они занимаются в спортивной секции, студиях художественно-эстетического, декоративно-прикладного, естественно-научного, социально-патриотического, образовательно-развивающего, технического направлений. Именно здесь, в Центре, начинается возвращение к истокам национальных культур России и Республики, поэтому основной идеей организации учебно – воспитательного процесса является раскрытие подлинных человеческих способностей и качеств, приобщение к духовно-нравственным ценностям через организацию праздников.

Придя в наш Центр, ребенок сразу же ощущает к себе внимание не как к ученику, а, прежде всего, как интересной загадочной личности, которую надо понять, узнать и помочь. В ЦДОД “Творчество” нет таких понятий как: “ты должен”, “ты обязан”. Отсутствие актов принуждения позволяет ребенку самостоятельно осуществить поиск в разных направлениях деятельности, попробовать себя художником и техником, музыкантом или спортсменом, а грамотные и тактичные педагоги, работающие в Центре, сумеют своевременно заинтересовать и направить ребенка именно в тот вид деятельности, который соответствует его способностям и возможностям. Хочется обратить особое внимание на организацию свободного времени подростков.

Важным видом деятельности подростков в сфере свободного времени становится трудовая деятельность. Это труд, за который выдается соответствующее вознаграждение в денежной форме или в общественном признании значимости выполненной работы в самых разнообразных формах, что позволяет подросткам социально самоутвердиться среди сверстников и взрослых. Трудовая деятельность отличается от школьных домашних занятий, открывает дополнительные возможности для осуществления личностного подхода к социализации подростков в свободное время. Включение в труд, значимый не только для общества, но и для самого подростка, посильная мотивированная работа, импонирует подросткам и стимулирует их вхождение в жизнь в новых условиях современного рынка. Это, безусловно, дает подросткам толчок к мысли о необходимости социального совершенствования и саморазвития. В процессе трудовой деятельности подростки впервые обретают понятие о том, что такое трудовая деятельность, рабочее напряжение, производственное сотрудничество. Учит и воспитывает в процессе трудовой деятельности подростков сама жизнь. В то же время, трудовая деятельность может формировать полезные качества, может быть нейтральным процессом, а может при определенных условиях и деформировать подростка как личность. Поэтому важно при включении детей в трудовую деятельность педагогически правильно и целесообразно ее организовать.

Все мероприятия, проводимые Центром, учитывают участие детей как их активного субъекта, представляя широкие возможности самоутверждения и самореализации своих потенциальных творческих способностей. Необходимо только не забывать о стимулах. Воспитанники тренера-педагога Перекрестова Анатолия Ивановича (секция “Горные лыжи”) благодаря упорному труду – и своему и педагога - на протяжении уже нескольких лет занимают призовые места в разноуровневых соревнованиях по горным лыжам. Вдохновенно и творчески работают с воспитанниками талантливые педагоги: декоративно – прикладные студии - Бурдак Марина Михайловна (“Декоративные промыслы”), Замалеева Светлана Анатольевна (“Фантазия”), Цвелодуб Анна Анатольевна (студия технического творчества “Золотые руки”), Бондарева Лидия Александровна (художественная студия). Эти люди, имея “золотые руки” и изобретательный ум, могли бы зарабатывать больше в любом другом месте. Но любовь к творчеству, желание передавать свой опыт и знания, общаться с такими же влюбленными в свою работу людьми, а самое главное – с “маленькими взрослыми” оставляют их на этом поприще. Наверное, именно поэтому, их воспитанники являются призерами различных выставок и конкурсов районного и республиканского уровня. Некоторые наши выпускники продолжают дело своих педагогов. Но не все так красиво и гладко. Если взглянуть на окружающий мир глазами подростков, особенно через СМИ, то можно сказать, что культ денег стоит на первом месте, в связи с эти дети воспринимают их как самую большую ценность и как призыв к действию по их добыванию любыми способами. Средства массовой информации в этом случае играют не лучшую роль в социальном воспитании подростков. Скорее, они осуществляют антисоциальное воздействие, пропагандируя потребительство, насилие, противоправные действия, что обуславливает эгоистическое отношение к труду. Из нашей жизни уходят такие понятия как престиж труда, профессии. Важно выделить еще и то, что при переходе от обязательного среднего образования к основному девятилетнему, школа отчисляет “неудобных” подростков 7-9 классов. В связи с чем остро встает вопрос профессионального самоопределения, трудоустройства и социальной защиты подростков 14-16 лет. В нашем Центре больше всего таких подростков и детей из семей “социального риска” проходят обучение в объединении начального технического моделирования “Золотые руки” (руководитель Цвелодуб Анна Анатольевна). Уже в течение девяти лет она собирает вокруг себя одних мальчишек. Стиль работы педагога можно определить как демократичный, очень уважительный к личности будущего мужчины, защитника Родины, очень много внимания уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. “Клуб выходного дня” (руководитель Цельникова Татьяна Леонидовна) и театр-студия “Подмостки” (руководитель Бондарева Лидия Александровна) в рамках социально-педагогической поддержки семьи, детей и подростков ведут работу по следующим направлениям: коррекция девиантного поведения; комплексная поддержка детей и семей, находящихся в кризисной ситуации; информационно-просветительская деятельность с подростками и их родителями; социализация и адаптация детей; культурная и спортивно-оздоровительная деятельности с детьми и их семьями. Круг умений подростков становится достаточно широк, но возможности их применения в реальной жизни значительно ограничены.

Рассмотренный спектр видов деятельности, реализуемых в ЦДОД “Творчество”, показывает необходимость совершенствования содержательного наполнения свободного времени ребенка, что напрямую связано с изменением правового статуса личности, ее избирательным отношением к содержанию свободного времени и обуславливается необходимостью повышения социальной активности детей, их подготовкой к новым условиям жизнедеятельности общества.