Элективный курс "Физика вокруг нас" для 9-х классов

Разделы: Физика


Пояснительная записка

Элективный курс “Физика вокруг нас” предназначен для учащихся 9 класса, которые уже знакомы с такими понятиями, как физические явления, законы, теории, методами исследования, применяемыми в физике, практическим применением физических теорий.

Содержание элективного курса не является дополнением или расширением школьной программы. При изучении данного курса делается акцент на развитие наблюдательности, умение видеть красоту физики в ее неисчерпаемости, бесконечности познания окружающего мира, в яростной напряженности мысли и остроте споров, из которых рождается истина.

При изучении данного курса предполагается выполнение творческих заданий, лабораторного эксперимента.

Курс рассчитан на 17 часов учебного времени и набирается из 6 модулей (по количеству основных разделов школьного курса физики) по 1 -5 часов. Каждый модуль представляет собой самостоятельный блок, так как содержание отдельных разделов может оказаться для отдельных учащихся неинтересным, тогда его можно будет пропустить без ущерба для восприятия остального материала.

Основные цели курса:

  • Показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к тем явлениям, к которым мы привыкли настолько, что не замечаем их, перспективное развитие науки и техники, а также показать в каких сферах профессиональной деятельности им пригодятся полученные знания.
  • Создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у учащихся в области физического эксперимента.
  • Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Задачи курса:

  • Способствовать формированию познавательного интереса к физике, развитию творческих способностей у учащихся.
  • Развивать интеллектуальную компетентность учащихся. Формировать навыки выполнения практических работ, ведения исследовательской деятельности. Совершенствовать навыки работы со справочной и научно популярной литературой.

По окончании изучения курса учащиеся должны

знать:

  • Какие физические законы можно использовать при объяснении процессов, происходящих в окружающем нас мире.
  • Особенности своего организма с точки зрения законов физики.

уметь:

  • Работать с различными источниками информации.
  • Наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений.
  • Моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков, ставить исследовательские задачи.

Система аттестации учащихся:

После окончания изучения курса зачет ставится при выполнении следующих условий:

1. Активное участие в подготовке и проведении семинаров, изготовлении моделей.

2. Выполнение не менее половины лабораторных работ.

3. Составление не менее одного полного отчета о проделанном экспериментальном задании.

Программа элективного курса

Первый модуль (5 ч.)

1. Введение (1 ч.)

Задачи и содержание курса. Организационные вопросы. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

2. Механика (4 ч.)

Движение поездов на поворотах. Торможение автомобилей. Движение велосипеда. Образование холмов. Вибрации и смеси.

Лабораторная работа: “Образование холмов. Смеси и вибрация”

 Второй модуль (1 ч.)

Колебания и волны

Лабораторная работа: “Почему вода выливается из ведра?”

 Третий модуль (4 ч.)

Жидкости и газы

Свойства падающей воды. Янтарь и закон Архимеда. Свойства трясины. Свойства смолы.

Лабораторная работа: “Свойства трясины. Свойства смолы”

 Четвертый модуль (3 ч.)

Теплота

Греющий лед. Вода и лед. Сохранение тепла.

Лабораторная работа: “Выделение тепла при замерзании воды”

 Пятый модуль (1ч.)

Взаимодействие молекул

Свойства стекла в воде.

 Шестой модуль (3ч.)

Оптика

Свечение глаз животных. Образование радуги. Свойства солнечного зайчика.

Лабораторная работа: “Дисперсия света”

 Учебно-тематический план

№ модуля № занятия Дата Тема занятия Форма проведения занятия Всего часов по теме
Лекция Практическое или семинар Лабораторное
ПЕРВЫЙ 1   Введение 1 ч.     5 ч.
2   Как поворачивают поезда?   1 ч.  
3   Как тормозит автомобиль?   1 ч.  
4   Почему не падает велосипед?   0,5 ч. 0,5 ч.
5   Как действует на смесь вибрация?

Как образовались холмы?

    1 ч.
ВТОРОЙ 6 (1)   Почему вода выливается из ведра?     1 ч. 1 ч.
ТРЕТИЙ 7 (1)   Почему капля “камень точит”?     1 ч. 4 ч.
8 (2)   Почему не разрушается янтарь?   1 ч.  
9 (3)   Почему болото засасывает?     1 ч.
10 (4)   Жидкостью или твердым телом является смола?   0,5 ч. 0,5 ч.
ЧЕТВЕРТЫЙ 11 (1)   Что делают вороны на льду? 0,5ч. 0,5 ч.   3 ч.
12 (2)   Почему возможна зимняя рыбалка?   1 ч.  
13 (3)   Как уберечься от холода?   1 ч.  
ПЯТЫЙ 14 (1)   Почему стекло режется ножницами? 0,5ч. 0,5 ч.   1 ч.
ШЕСТОЙ 15 (1)   Почему у кошки глаза светятся?   1 ч.   3 ч.
16 (2)   Далеко ли до радуги?   0,5 ч. 0,5 ч.
17 (3)   Какова температура солнечного зайчика?   1 ч.  
ИТОГО 2 ч. 9,5 ч. 5,5 ч. 17 ч.

Методические рекомендации к проведению занятий

Первый модуль

Занятие 1. “Введение”

Вводное занятие, на котором учащиеся знакомятся с содержанием курса и формами работы, системой аттестации, проводится инструктаж по охране труда. На данном занятии учащиеся получают задания к занятию 2.

Занятие 2. “Как поворачивают поезда?”

Рассмотреть работу системы “рельсы-колеса”. Какие трудности возникают при повороте поезда и как их можно решить.

Занятие 3. “Как тормозит автомобиль?”

Примеры расчета тормозного пути автомобиля, требования безопасности, предъявляемые к торможению машин.

Занятие 4. “Почему не падает велосипед?”

Особенности вращательного движения. Движение велосипеда на поворотах. Гироскоп.

Занятие 5. “Как образовались холмы? Как действует на смесь вибрация?”

Образование холмов и ледниковые периоды Земли. Очистка зерен с помощью вибрации. Возможности наиболее плотной упаковки картофеля.

Второй модуль

Занятие 6. “Почему вода выливается из ведра?”

Влияние атмосферного давления, сил тяжести и поверхностного натяжения на процесс выливания воды.

Третий модуль

Занятие 7. “Почему капля “камень точит”?”

Давление струи воды. Отличие давления струи воды и капель. Применение явления гидравлического удара.

Занятие 8. “Почему не разрушается янтарь?”

Твердость янтаря, вымывание янтаря морскими волнами. Янтарь и архимедова сила.

Занятие 9. “Почему болото засасывает?”

Физические свойства трясины. Вязкость. Понятие ньтоновской и бингаммовской жидкостей. Как замедлить процесс погружения в трясину.

Занятие 10. “Жидкостью или твердым телом является смола?”

Исследование физических свойств смолы их анализ и классификация.

Четвертый модуль

Занятие 11. “Что делают вороны на льду?”

Выделение тепла при образовании льда. Теплопроводность льда. Рост льда.

Занятие 12. “Почему возможна зимняя рыбалка?”

Уникальные свойства воды. Замерзание воды.

Занятие 13. “Как уберечься от холода?”

Терморегуляция живых организмов.

Пятый модуль

Занятие 14. “Почему стекло режется ножницами?”

Виды разрушения веществ. Хрупкое разрушение. Эффект Иоффе. Трещины Гриффитса.

Шестой модуль

Занятие 15. “Почему у кошки глаза светятся?”

Особенности строения глаз кошки. Рассеивание света от изображения, полученного от собирающей линзы.

Занятие 16. “Далеко ли до радуги?”

Образование радуги. Способы определение расстояний до недоступных объектов.

Занятие 17. “Какова температура солнечного зайчика?”

Легенда об Архимеде и зеркалах: правда или вымысел? Получение высоких температур с помощью зеркал. О яркости предмета и его изображения.

Подведение итогов работы.

Список литературы

  1. Енохович А.С. Справочник по физике. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. - М.: Просвещение, 1986.
  3. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988.
  4. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. - М.: Просвещение, 1977.
  5. Ланина И.Я. Не уроком единым. - М.: Просвещение, 1991.
  6. Перельман Я.И. Занимательная физика. - М.. Наука, 1983
  7. Синичкин В.П. Синичкина О.П. Внеклассная работа по физике. – Саратов: Лицей, 2002.
  8. Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. - М.. Наука, 1985
  9. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика. - М.: АРКТИ, 2000.
  10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика. - М.: АСТ, 1998.