Информационно-коммуникативные технологии на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфики (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. В преподавании иностранного языка новые возможности открывают компьютерные технологии.

Компьютер играет все большую роль в современном образовании. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы:

- индивидуализация и дифференциация обучения;
- мотивация обучения;
- избежание трудностей при работе с печатными пособиями;
- дефицит времени.

Основную роль при решении этих проблем играют мультимедийные средства. Они просты в применении, их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на обучающихся велика. Они стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка не может не воспользоваться мультимедийными средствами для формирования коммуникативных компетенций на своих уроках. Они позволяют использовать новые формы и методы обучения для развития новой идеологии мышления.

По ранее принятой модели обучения:

- в центре технологии обучения - учитель;
- суть обучения - передача знаний (фактов);
- между обучающимися идет негласное соревнование;
- обучающиеся играют пассивную роль на занятиях;

Новая модель обучения в условиях современности основана на следующих положениях:

- в центре технологии обучения - обучающийся;
- роль учителя – научить учиться;
- в основе учебной деятельности - сотрудничество;
- обучающиеся играют активную роль в обучении;
- суть технологии - развитие коммуникативной компетенции обучаемых и способности к самообучению.

Мультимедийные средства позволяют решать основные задачи:

- активизацию учебной работы обучающихся;
- обеспечение реальной коммуникации с носителями языка;
- обеспечение доступа участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах;
- обеспечение взаимодействия между педагогами, обмен педагогическим опытом и дидактическими материалами.

Наиболее доступным из мультимедийных средств следует признать так называемый электронный учебник.

Достоинства электронных учебников:

  • Наглядность материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видео, анимации и т.д.).
  • Быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала).
  • Интерактивный режим позволяет обучающимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала.
  • Возможность регулярной корректировки учебника по мере появления новых данных (электронный учебник располагается на одном носителе).
  • Простота в применении.

Недостатки существующих электронных учебников, реализуемых в торговой сети:

  • Отсутствие учёта возрастных особенностей заявленного круга обучающихся.
  • Отсутствие “привязки” (несоответствие информации на дисках по отношению к тематике учебных занятий) к конкретному лексическому и грамматическому материалу программы, по которой занимается обучаемый.
  • Проработка в каждом из учебников всего 1 – 2 лексических тем и отсутствие серии учебников, соблюдающих преемственность лексико-грамматического материала.
  • Ограниченные возможности групповой и коллективной работы.

Ценность созданных учителем ЭУП (электронное учебное пособие) состоит в том, что материал в них даётся компактно, в нужной последовательности; нет ничего лишнего, всё “работает” на достижение цели и задач конкретного урока, в отличие от готовых фильмов и слайдов.

Для систематизации, обобщения и более прочного усвоения обучающимися страноведческого материала мною создаются и применяются в педагогической практике электронные учебники, которые выполнены в виде презентации Power Point. Эти электронные учебные пособия разработаны с учетом базисного учебного плана и рассчитаны на студентов НПО.

Перед вами структура, или так называемое МЕНЮ пособия по теме “THE RUSSIAN FEDERATION” (Приложение 1):

  1. Оно представляет собой определенный набор текстов для чтения и перевода. Тексты 2 уровней: “В” - базовый уровень, “А” - уровень ниже базового(IV,V,VIII, IX, XII, XIII страницы ЭУП).
  2. Грамматический материал в таблицах (XVII, XVIII, XIX страницы).
  3. Упражнения на закрепление грамматического материала, на усвоение прочитанного материала.
  4. Фотогалерея, где представлены фотографии к текстам (XXII, XXIII, XXIV страницы).
  5. Страница “NAMES”, с переводом географических названий и имен собственных.
  6. По завершению работы над материалом, обучающимся предлагается выполнить контрольный тест, где они сразу узнают свою оценку. (Приложение 2)
  7. Страница “HOME TASK”. Я благодарю обучающихся за работу и задаю домашнее задание (XXVII страница).

Данное пособие рассчитано на 6 учебных часов.

При работе с текстами ЭУП экономится время, дефицит которого испытывают некоторые обучающиеся, т. к. ЭУП позволяет обходиться без словаря благодаря наличию “всплывающих” подсказок или гиперссылок.

В текст могут быть включены иллюстрации, которые не обязательно должны присутствовать на странице. Их не “навязывают” читателю, однако, используя возможности гипертекста, их можно открыть для просмотра.

На каждой странице ЭУП имеется возможность навигации по информационному пространству пособия. Специальные кнопки позволяют быстро переходить к выполнению упражнений. В процессе выполнения упражнений можно пользоваться подсказками, которые приводят к правильному решению. Благодаря таким возможностям электронного пособия, решается проблема индивидуализации обучения.

Применение ЭУП позволяет решить проблему мотивации обучающихся, т.к. интерактивные игры, анимации и компьютерные тесты вызывают интерес. Обучающимся предоставляется возможность смены вида учебной деятельности, а значит, их действия становятся разнообразными. Эти приемы педагогической техники позволяют успешно формировать языковую компетентность.

Вывод:

Интеграция электронных средств в учебный процесс способствует:

- активизации познавательной деятельности обучающегося в процессе обучения иностранным языкам;
- освоению компьютерных технологий педагогом и обучающимися. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а дополняет его, являясь эффективным помощником;
- овладению обучающимися языковыми, речевыми знаниями, навыками и умениями, обеспечивающими формирование элементарной коммуникативной компетенции;
- повышению результатов качества образования и применению интересного, эффективного контроля усвоения изученного материала при интенсивном обучении.