Эколого-ориентированное музыкальное движение в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Современное общество, являясь сложным поликультурным пространством, в котором взаимодействуют не только традиционные культуры, но и субкультурные образования, породили проблемы, угрожающие дальнейшему существованию и природы, и человека, и цивилизации. Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. Чрезвычайно сложные и многогранные экологические проблемы современного мира могут быть успешно решены только при условии повышения экологической культуры общества в целом и становления экологической субкультуры подрастающего поколения.

В этом контексте возрастает интерес к проблеме становления экологической субкультуры детей, которая, с одной стороны, станет “хранилищем” традиционной экологической культуры, а с другой – будет отражать социально-экологические перемены современного общества; станет той экологической культурой, которая будет формировать внутренний мир подрастающего человека; станет тем субъективным отношением ребенка к природе, которое будет иметь положительную эмоциональную окраску и будет выражаться в поступках, практических действиях, в деятельности и в ценностных ориентациях. Знание специфических особенностей экологической субкультуры современного ребенка, факторов и механизмов ее становления позволит максимально эффективно решать задачи его личностной социализации, а также основные задачи образования: адаптации, развития и самореализации личности в быстроменяющихся социально-культурных условиях современной жизни.

Л.Д. Назарова отмечает, что нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье, детских и учебных заведениях могут привести к экологизации морали общества, т.е. постепенной перестройке сознания. Но это произойдет лишь тогда, когда нормы нравственного отношения к природе станут внутренней потребностью личности. Мы полагаем, что достичь этого можно при условии формирования экологической субкультуры детей, когда упомянутые нормы не будут насильственно навязываться или декларироваться нзвне, а под воздействием особых условий и воспитательной среды будут формироваться в каждом ребенке, который станет взрослым с развитым экологическим сознанием [6, 27].

Субкультура экологическая как одно из проявлений “экологической культуры вообще” охватывает собой сферу отношений человека к природе. Речь идет не о любых отношениях, а о тех и в той мере, в которых и в какой мере представлено позитивно-творческое, позитивно-созидательное начало деятельности людей, направленное на гармонизацию интересов человека, общества и возможностей природы.

С точки зрения Н.С. Дежниковой, Л.Ю. Ивановой – связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Мы еще добавим, что не только общество, но и каждый отдельный человек как носитель экологической субкультуры, как обладатель экологического сознания, экологического мышления, экологического поведения. Поэтому без изменений в субкультуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Н. Рерих говорил, что “жизнь может быть преображена утверждающим понятием культура”, мы считаем, что жизнь может обрести самоценность после становления экологической субкультуры [7, 24].

На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях “экологическое образование и воспитание”, “экология человека”, “экология души” и некоторых других. Отдельным понятием мы выделяем “экологию движения”, помня о том, что во-первых, для адаптации к окружающей среде человек должен двигаться очень активно, ведь движение играет большую роль в социально-биологическом процессе. А во-вторых, ребенок – существо двигательное по своей природе, ему свойственно находиться в движении.

Поэтому мы считаем целесообразным применять разные виды музыкального движения для закрепления полученных знаний, умений и навыков экологического характера. Во время прогулок, наблюдений, экскурсий музыкальное движение будет усиливать восприятие красоты окружающей природы, вызывать интерес, поможет ребенку быть ближе к природе и обрести духовность.

Музыкальное движение в воспитательном процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей музыкально-эстетической среды образовательного учреждения.

Известно также, что использование двигательных заданий позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это особенно важно для детей, отличающихся неустойчивым психоэмоциональным состоянием и быстрой утомляемостью.

Использование движения как средства эколого-эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин:

  • воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним;
  • формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;
  • рассмотрение связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях;
  • формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у детей планетарное мышление на основе формирования социально-экологического идеала;
  • становление начального этапа духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности, воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты музыки и движения [3, 70].

В работе по экологическому воспитанию детей важным является использование разных видов движений, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая, в соответствии с поставленными воспитательными задачами, деятельность.

При организации эколого-ориентированных видов музыкального движения прежде всего необходимо уделять внимание следующим вопросам:

  • формированию понимания самоценности природы;
  • осознанию ребенком себя как части природы;
  • воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
  • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;
  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей влечет за собой другие изменения;
  • пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;
  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду,
  • осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
  • усвоению основ экологической безопасности;
  • усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании воды, энергии в быту;
  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни [2, 55].

Таким образом, эколого-ориентированное музыкальное движение способстсвует не только закреплению знаний экологического характера, но и помогает детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела, показать эмоционально, выразительно, осознанно собственное отношение к изображаемому персонажу, явлению, что будет способствовать возникновению у ребенка позитивных чувств – любви, эмпатии, сострадания, восхищения, удивления – созидать позитивное поле возможных идей и действий.

Само по себе музыкальное движение имеет большое значение в воспитании дошкольников; оно вызывает положительные эмоции – ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что оно несет в себе. С игрой, движением ребенок быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет.

Эколого-ориентированное музыкальное движение детей дошкольного возраста может быть представлено в разных видах. Эти виды имеют свою классификацию:

  • Игры делятся на сюжетные, в которых дети отражают взаимосвязи в природе, обыгрывают природные персонажи и несюжетные, в которых дети отражают явления природы, свойства природных объектов.
  • Для этюдов, в которых дети раскрываются и пластически, и музыкально, предлагается более сложный по содержанию и разнообразный музыкальный материал. Этюды-настроения – это двигательное воплощение изменчивых природных явлений (времена года, погода); передача характера и повадок природных персонажей, а также двигательное воплощение основного настроения музыкального произведения, контрастных эмоциональных состояний или градаций одного настроения. Этюды-сюжеты подразумевают обыгрывание экологических сюжетных рассказов, сказок, передачу эмоционального состояния изображаемого персонажа. При этом от детей младшего возраста требуется простейшая имитация движений. В среднем возрасте повышаются требования к сходству с образом, к переживаниям его. В старшем возрасте требуются эмоциональные, выразительные движения, осознанное отношение к ним, формирование своего отношения к образу.
  • Упражнения подразделяются на игровые и танцевальные. Назначение упражнений заключается в развитии у детей актерского мастерства, совершенствовании движений.
  • Хороводы представляют собой коллективное песенно-хороводное действие. Движения в хороводе могут комментировать текст песни, а могут быть не связаны с текстом.

В игре проявляется уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников. Ребенок сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей-сверстников.

Этюды способствуют тому, что дети раскрываются и пластически, и музыкально, знакомятся с более сложным по содержанию и разнообразным музыкальным материалом. В этюдах дети учатся ставить перед собой простые музыкально-двигательные задачи, они с удовольствием занимаются танцевальным творчеством, сочиняя танцы различного содержания.

Хоровод – это массовый танец, его рисунок – простой круг – олицетворяет движение Солнца вокруг Земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрываются целые сценки, участники изображают животных и птиц, насекомых, растения.

Примерный подбор эколого-ориентированных движений по теме “Весна”

Игровое упражнение “Весенние ручейки” (Использован материал программы Т.В. Нестеренко, К.В. Тарасовой “Гармония”, 7-й год жизни)

Ф. Брейер, “Быстрый ручеёк”

Программное содержание. Почувствовать настроение музыки; услышать два составляющих её предложения и разную длину фраз во втором из них. Воплотить услышанное в равномерном легком беге “цепочкой” за ведущим, со сменой направления движения.

Описание движений. Дети встают “цепочкой”.

Такты 1-8. Легко бегут за ведущим по окружности зала.

Такты 1-8 повторяются. Ведущий меняет направление движения на противоположное.

Такты 9-10. Меняется направление движения (“Ручеёк огибает препятствия”).

Такты 11-12. Меняется направление движения.

Такты 13-16. Меняется направление движения.

Такты9-16. Движения повторяются.

Методические рекомендации. Первоначально “цепочку” ведет взрослый, обращая внимание детей на крутой поворот при смене направления движения. Затем ведущим “ручейка” может быть тот ребёнок, который хорошо слышит изменения в музыке.

Этюд “Весна” (Использован материал программы Т.В. Нестеренко, К.В. Тарасовой “Гармония”, 7-й год жизни)

А. Вивальди, “Весна” из цикла “Времена года” - а/з из репертуара программы “Гармония” для детей 5-го года жизни.

Программное содержание. Услышать в музыке радость пробуждения природы, звуки надвигающейся и проходящей грозы и вновь ликование и восторг. Воплотить услышанное в творческих выразительных движениях.

Описание движений. Можно предложить два образа: птицы (девочки) и дождь (мальчики). Каждая группа детей самостоятельно находит движения, соответствующие образу и характеру музыки. Девочки-“птицы” летают, танцуют, собираются стайками, щебечут, радуясь весне. Во время “грозы и дождя” - прячутся под воображаемую крышу (собираются в одном из углов зала). Мальчики-“дождинки” двигаются острым бегом врассыпную, прыгают на месте, кружась, и т.п.

Методические рекомендации. Педагог, наблюдая за творческими движениями детей, может предложить им двигаться в какой-то момент одинаково, повторяя придуманный кем-то из детей наиболее выразительный вариант движения.

Хоровод “Веснянка” (Использован материал пособия Бекиной С.И. “Музыка и движение”, старший возраст)

Программное содержание. Передавать движением характер песни.

Украинская народная песня

Перевод с украинского Л. Пеньёвской

Обработка С. Полонского

Ой, бежит ручьем вода,
Нет на снега, нет ни льда

Припев:

Ой, вода, ой, вода,
Нет ни снега, нет ни льда.

Прилетели журавли
И соловушки малы.

Припев:

Журавли, журавли
И соловушки малы.

Мы весняночку поем,
Весну красную зовем.

Припев:

Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.

Описание.

Вступление. Дети стоят двумя параллельными колоннами

Первый куплет. Каждый ведущий ведет свою колонну по полукругу от середины к боковым стенам, соединяют круг.

Припев. Положив руки на пояс, дети топают правой п левой ногой (по 2 раза), пятясь, расходятся к краям площадки. На повторение, те же поочередные притопы, и дети возвращаются на свои места.

Второй куплет. Дети бегут по кругу вправо, раскрыв руки в стороны, как крылья, изображая полет журавлей.

Припев. Движения повторяются.

Третий куплет. В середину круга выбегают заранее намеченные 5-6 плясунов, они, образуя свой круг, бегут в одну сторону, а оставшиеся во внешнем круге – в противоположную.

Припев. На первую половину припева дети хлопают в ладоши, на вторую – кружатся с поднятыми вверх и в стороны руками.

Исполняется любая плясовая украинская мелодия (например, гопак). Наружный круг раздвигается, а стоящие во внутреннем круге свободно пляшут, используя знакомые плясовые движения.

Методические указания. Для пляски можно использовать следующие движения: выставление ноги вперед на пятку, ковырялочка без подпрыгивания, выбрасывание ног и т.д.

Игра “Солнечные зайчики” (Материал разработан с опорой на пособие Анисимовой Г.И. “100 музыкальных игр для развития дошкольников”).

Цель. Учить различать музыкальные построения: вступление, запев, припев.

Ход игры. Дети выполняют движения в соответствии с текстом и характером песни “Солнечные зайчики”, сл. В. Шумилина, муз. В.Сорокина (Искорки. Вып. 1. Сост. В. Вит-лин. М.: Советский композитор, 1971).

Слова Движения
(Вступление).
Однажды явилась
Весна в детский сад Дети смотрят из-под ладошки.
И нам подарила
Веселых зайчат. Дети свободно гуляют по залу.
Припев:
Скачут, скачут по стене Дети бегают и ладошками ловят солнечные зайчики.
Солнечные зайчики.
Ловят, ловят, ловят их Дети смотрят на солнце из-под ладошки.
Девочки и мальчики.
(Проигрыш).
Играют зайчата Дети свободно ходят по залу.
С тех пор у ребят.
И в клетку зайчата Дети ладошками ловят солнечные зайчики.
Идти не хотят.
Припев.

Примерный подбор эколого-ориентированных движений по теме “Домашние животные”

Игра “Козел” (Использован материал пособия Анисимовой Г.И. “100 музыкальных игр для развития дошкольников”).

Цель. Учить распределению внимания.

Ход игры. Дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки “Полька” И. Саца (к спектаклю “Синяя птица”) одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как “козел стучит копытом”. Другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой всеми детьми повторяются слова, напоминающие им о характере образных движений.

Козел сердит, козел молчит,
Он копытами стучит,
Бородой своей трясет,
Никак капусту не найдет.

Чтобы дети сразу активно включились в игру, следует предварительно научить всех ритмично выполнять притопы и покачивания головой. Затем перейти к распределению действий, выполняемых подгруппами одновременно. Игра повторяется со сменой заданий у играющих.

Игровое упражнение “Лошадки” (Автор движений С. Руднева).

Дарондо, “Танец”

Программное содержание. Услышать и воспроизвести в движениях “лошадок” и “кучеров” меняющийся характер 3-х частного музыкального произведения: решительность и упорство в 1-й части и при её повторении (“кучера” сдерживают напор рвущихся вперед “лошадей”); весёлая беззаботность - во 2-й части: (“кучера” пустили “лошадей” вскачь).

Описание движений. Дети образуют пары, встав друг за другом и сцепив руки: стоящий впереди протягивает руки назад ладонями вверх, стоящий сзади “цепляется” своими пальцами за согнутые пальцы стоящего впереди партнера. Получается “упряжка” - “лошадка” и “кучер”. “Лошадь слегка натягивает поводья”: чуть подается вперед, а “кучер сдерживает лошадь”: чуть отклоняется назад. Соединенные руки параллельны полу.

1 часть. Такты 1-8. “Упряжки” движутся одна за другой высоким шагом. Головы “лошадей” упрямо наклонены вперед. “Кучера” сдерживают их движение. На 8-м такте дети опускают руки, прыжком на двух ногах поворачиваются кругом и снова берутся за руки, меняясь ролями.

Такты 9-16 (повторение со 2-й вольтой). Те же движения, но в обратном направлении. В конце ещё раз меняются ролями.

2-я часть. Такты 17-32. “Упряжки” движутся по кругу прямым галопом (“кучера пустили лошадей вскачь”). В 24-м такте делают поворот, как в такте 8, и (такты 25-32) скачут в обратном направлении.

3-я часть. Движения, как в тактах 1-16.

Методические рекомендации. При разучивании упражнения лучше не менять роли, поворачиваясь прыжком в обратную сторону через каждые 8 тактов, поскольку необходимо, чтобы каждый ребёнок почувствовал разницу в движениях и мышечных состояниях “лошади” и “кучера”: устремление вперед и сдерживание этого напора (приходится упираться ногами и откидываться корпусом назад). Нужно специально учить детей сохранять равновесие, чтобы не упасть при прыжке с поворотом.

Так как в одной статье очень сложно отобразить все теоретические и методические вопросы данной темы, мы рекомендуем следить за выпуском нашего методического пособия “Экология движения”, в котором будут представлены авторские, хорошо зарекомендовавшие себя игры, пляски, хороводы экологического содержания, направленные на развитие экологического сознания и становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования, а также способы их подбора и комбинирования в разнообразной деятельности детей.

Список литературы

  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2000.
  2. Васильева, М.Н. Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой /М.Н. Васильева //Справочник старшего воспитателя. - 2007. - №0 (апрель). - С. 55-59.
  3. Зебзеева, В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста /В.А. Зебзеева //Управление ДОУ. - 2007. - №3. - С. 68-77.
  4. Ионова, Е.Б. Языком танца и поэзии об экологии /Е.Б. Ионова //Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. - 2005. - №10.
  5. Назарова, Л.Д. Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру /Л.Д. Назарова //Управление ДОУ. - 2007. - №3. - С. 26-40.
  6. Сапогова, Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства: Уч. пос. для высшей школы. М.: Академический проект, 2004.