Методологическая основа проектирования образовательной среды начальной школы

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Начальная школа по своей природе явление уникальное, поскольку ребенок и родители оказываются после детского сада в иной образовательной среде, принимают новые социальные роли, строят новые отношения с окружающим миром и собой. Следовательно, для успешности данного процесса педагоги должны знать особенности субъектов образования и учитывать их в своей педагогической деятельности.

Поскольку в этот период происходит психологическое “присвоение” ребенком своего нового социального статуса – это предполагает формирование внутренней позиции школьника. Она в нашей гимназии характеризуется положительным отношением к учению и школе, стремлением к социально нормативным формам поведения, к овладению социально значимыми знаниями и умениями.

Процесс становления “позиции школьника”, вхождение в учебную деятельность как ведущую предопределяет уровень психического развития, проявления и изменения интеллектуальных и личностных качеств младшего школьника. Эта социальная ситуация требует от него встать в позицию ученика, стать активным субъектом учебной деятельности. Причем учебная деятельность не дана ребенку в готовом виде, ее необходимо построить и освоить.

Одновременно в этот период жизни происходит переход от наглядно-образного к понятийному, абстрактно-логическому (теоретическому) мышлению. Формируются такие важнейшие мыслительные новообразования как способность к анализу, внутреннему мыслительному планированию и рефлексия. Таким образом, уже 9-10 летние дети становятся способны достаточно адекватно оценивать учебную ситуацию

Интересы младших гимназистов неустойчивы и ситуативны. У них более выражен интерес к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, музыка, пение). Дети с удовольствием занимаются сочинением небольших стихотворений, сказок, охотно и много рисуют, поют, ставят инсценировки. Таким образом, наши школьники обладают высоким творческим потенциалом.

Начальная школа гимназии осуществляет триединый учебно-воспитательный процесс, в котором обучение непосредственно направлено на усвоение детьми социального опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно в процессе обучения.

Образовательный процесс, реализуемый в начальной школе гимназии, основывается на методологическую основу включающую:

Антропологичесеский подход, разработанный русскими философами Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, П.Ф. Флоренским, которые считали, что человек - это эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Из этих положений естественно вытекает вывод о том, что культурная сущность человека является системообразующим компонентом целостной жизнедеятельности.

Культурологический подход в нашем понимании - это видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку. Компонентами культурологического подхода в образовании выступают:

  • отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
  • отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
  • отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;
  • отношение к школе как целостной культурно-образовательной среде, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

Индивидуально-личностный подход в гимназии состоит в рассмотрении образования как среды, растящей и питающей развитие личности. Ребенок выступает как субъект образования. Механизмом его развития выступает персонализация.

В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в образовательно-воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности образования, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств – высшим показателем его эффективности.

Личностные качества, обнаруживаются и развиваются в деятельности, именно деятельность стоит между обучением и личностным развитием, поэтому мы в своей концепции опираемся на деятельностный подход. Деятельность - наиболее эффективное средство саморазвития, средство убеждения. Чтобы она была личностноразвивающей, деятельность должна быть разнообразной, охватывающей умственную, практическую, эстетическую, эмоциональную и физическую сферы, дающие возможность самовыражению личности. Следовательно, развитие личности как процесс представляет собой усвоение обобщенно-смысловых структур деятельности.

В современной стратегии модернизации российского образования акцент сделан на формирование и развитие компетенций ученика. Само понятие компетенции интегрирует в себе как знания, умения и навыки, так и индивидуальный опыт ученика, определяющий уровень его личностного развития. В связи с этим нам представляется целесообразным объединить в образовательном процессе когнитивную и личностно-ориентированную модели. В рамках компетентностного подхода, нацеленного не только на овладение учеником некоторой суммой знаний, умений, навыков, но и на формирование субъектного опыта личности.

Мы стремимся в образовательном процессе не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы:

  • самоопределения,
  • самореализации,
  • саморазвития,
  • адаптации,
  • саморегуляции,
  • самозащиты,
  • самовоспитания .

Они необходимы для становления самобытной личности, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Реализация целей и задач возможна, если ориентирами, направляющими образовательную деятельность, станут принципы:

Принцип природосообразности образования означает отношение к ребенку как к части природы, осуществление образования в соответствии с законами развития детского организма, учитывая особенности физического развития, состояние здоровья ребенка, создавая условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании, общении с людьми и природой, творчестве, обеспечивая адекватную преемственность этапов детского развития.

Принцип культуросообразности определяет отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность (П. Флоренский). Он означает, что культурное ядро содержания образования должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку определяться, исходя из его понимания как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Принцип ценностно-смысловой направленности образования ориентирован на создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни.

Принцип гуманизма провозглашает приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности в образовательном процессе.

Принцип активности личности требует рассматривать личность не как объект воздействия, а как субъект познания и преобразования окружающего мира, стремящегося к саморазвитию и самореализации.

Личностная направленность принципов образовательного процесса определяющим образом влияет на его ценности, в качестве которых выступают:

  • не знания, а личностные смыслы учения и жизни ребенка;
  • не отдельные умения и навыки, а индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
  • не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика;
  • не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика, овладение им компетентностями.

Восхождению человека к общечеловеческим ценностям способствуют функции образования.

Важнейшая из них - гуманитарная, суть которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности. Для этого образование должно заложить в личность механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога.

Не менее важной является культуросозидательная функция, обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление культуросозидательной функции предполагает отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей.

Третьей важнейшей функцией образования является социализация, то есть обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношение индивида к миру, социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловое ядро.

Под развивающей средой мы понимаем совокупность условий, обеспечивающих развитие личности в процессе учебной деятельности. В частности, решая задачи социокультурного образования, мы создаем развивающую среду, в которой развитие учащихся происходит через познание и присвоение ими культурных ценностей как национальных, так и общечеловеческих. Таким образом, развивающая среда обеспечивает формирование у школьников навыков самообразования, способностей, необходимых для самостоятельного познания окружающей действительности и успешной социализации.

В развивающей среде мы выделяем три компонента:

  • содержательный, определяющий содержание деятельности субъектов образовательного процесса,
  • процессуальный, определяющий оптимальные методы деятельности субъектов,
  • рефлексивный, обеспечивающий получение и анализ информации об эффективности образовательного процесса.

Однако каждый ребенок живет в конкретной социальной среде. Воспитание в гимназии не способно изменить социальную среду и микросреду ребенка, но в состоянии оказать на нее влияние, а главное - помочь ребенку выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам социальной среды, научить ребенка активному участию в ее позитивном изменении.

В культурологическом смысле термин “среда” - устойчивая совокупность вещественных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые оказывают влияние на его духовные потребности, интересы и ценностные ориентации в области культуры.

Следовательно развивающая среда – это конкретное, непосредственно данное каждому индивиду социокультурное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Таким образом, среда способствует духовному формирование и социализации личности младшего школьника.

В процессе социализации младший школьник приобщается к определенной культуре, усваивает определенные культурные нормы и ценности. Ребенок является не плоским одномерным, чисто природным или чисто социальным существом, и не двусторонней биосоциальной системой, а трехсторонней биосоциокультурной.

Развитие личности ребенка в начальной школе процесс сложный и многогранный, поэтому необходимо, чтобы каждый учитель владел достаточным “технологическим репертуаром”. Следовательно, овладение теорией и технологией развивающего обучения становится необходимым условием успешной работы учителя на этой ступени образования. Реализовать это условие непросто, так как при этом возникает ряд проблем. Главная из них в том, что теория развивающего обучения не представляет в настоящее время единой научной концепции, а складывается из различных направлений, основанных на оригинальных, экспериментально проверенных идеях их создателей. (1)

Таблица 1. Технологии развивающего обучения.

Технология Л.В.Занкова Технология Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Основная цель обучения – формирование и развитие познавательной активности учащихся. Эта цель достигается через:
  • создание проблемных ситуаций;
  • организацию учебной деятельности, позволяющей раскрывать субъектный опыт учащихся;
  • включение учащихся в планирование учебной деятельности на уроке;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказыванию собственного мнения и поиску различных способов решения учебной задачи;
  • оценивание не только конечного результата, но и самого процесса деятельности ученика;
  • поощрение оригинальных способов деятельности ученика;
  • развитие рефлексивных умений учащихся.
  • Отличительными особенностями системы работы в данной технологии являются:
  • преобразующий характер деятельности учащихся, их активная мыслительная деятельность;
  • интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества;
  • коллективный поиск, направляемый учителем и пробуждающий самостоятельную мысль учеников;
  • сотрудничество и общение на уроке, создание условий для естественного самовыражения каждого ученика, проявления инициативы и самостоятельности.
Основная цель обучения – формирование теоретического мышления, в основе которого лежит содержательное обобщение. Цель достигается через:
  • создание проблемных ситуаций;
  • построение модели учебной задачи, отражающей некоторое всеобщее отношение, найденное в процессе преобразования условий задачи;
  • включение учащихся в научный поиск;
  • организация коллективно-распределенной деятельности учеников.
  • Отличительными особенностями данной технологии являются:
  • специальное построение учебного предмета, организующее познание учеником генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования;
  • наличие у ребенка внутренних познавательных мотивов, идущих от познавательных потребностей;
  • понимание и принятие ребенком учебной задачи;
  • позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности, самостоятельно осуществляющего все ее этапы: целеполагание, планирование, реализацию, анализ и оценку результатов;
  • самостоятельный поиск и построение оснований собственных действий, овладение общими принципами решения задач определенного класса.

Выделенные новообразования свидетельствуют, что рассматриваемая теория направлена, в основном, на развитие когнитивной сферы учащихся. В этом проявляется ее сила, но вместе с тем и известная односторонность. Поэтому основное направление дальнейшего совершенствования систем развивающего обучения педагоги связывают с усилением их личностной направленности, созданием условий для развития ценностной, личностно-смысловой сферы гимназистов. Наибольшие возможности для этого предоставляют те теории и системы, которые обращены к субъектному опыту ребенка, к его нравственной, а не только интеллектуальной сфере. Таковой является система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Развитие Л.В. Занков и его последователи понимают как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. По Л.В. Занкову, такими новообразованиями младшего школьника являются анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление и практическое действие в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждое новообразование рассматривается как результат взаимодействия ума, воли, чувств школьника, то есть как результат деятельности целостной личности, поэтому их формирование и продвигает развитие личности в целом.

Актуальна для каждого человека проблема сохранения своей индивидуальности. Ребенок, оказавшись в условиях гимназии, стремится понять смысл новой для себя ситуации, достичь успеха и при этом сохранить свою индивидуальность. Каждый учитель начальных классов на основе отобранного содержания организует "окультуривание" субъектного опыта, обращаясь к сознанию личности, основам ее жизнедеятельности, способностям к саморегуляции.

Все педагоги гимназии используют в своей практике элементы проектных технологий, обеспечивающих формирование и развитие проективного творческого мышления гимназистов. Результатом применения интерактивных, проектных образовательных технологий является высокий уровень и качество образованности. Способность создавать собственные проекты, их обоснование, умение аргументировано защищать их - это и есть показатель уровня креативного мышления учащихся.

В педагогической практике гимназии активно используются элементы проблемного обучения. Оно представляет собой способ организации активного субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Обучающийся переживает процесс познания как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, постижение и понимание научных фактов, принципов, закономерностей и условий действия и поступка, как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации.

Траектория и содержание действий обучающегося в проблемном обучении выглядит так:

Анализ проблемной ситуации

Постановка проблемы

Поиск недостающей информации и выдвижение гипотез

Проверка гипотез и получение нового знания

Перевод проблемы в задачу

Поиск способа решения

Решение

Проверка решения

Доказательство правильности решения задачи

Этот путь хотя и длителен, но интересен и продуктивен с точки зрения развития мышления и личности обучающегося.

В гимназии разработана, опробирована и успешно внедряется технология ролевого взаимодействия. Она направлена на подготовку гимназистов к переходу от учебного типа деятельности к социальному. В учебном ролевом взаимодействии воссоздается предметное и социальное содержание жизни социума. Основу технологии учебного ролевого взаимодействия составляет создание в образовательном процессе социально ориентированных ситуаций, дающих возможность каждому школьнику “прожить” роли разных участников поликультурного общества и принять решение с максимальным учетом интересов всех взаимодействующих сторон. Такая технология обучения направлена на становление ценностно-смысловой установки личности.

Концепция самовоспитания и саморазвития личности учащегося является преемницей концепции развивающего обучения. Принимая все принципиальные позиции развивающего обучения, технология самовоспитания опирается не только на познавательный интерес; она делает ставку на потребности личности в самоулучшении, самосовершенствовании.

Главной целью, технологии самовоспитания личности учащегося Селевко Г.К. (2), является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.

Мы считаем, что активная позиция ученика, в образовательной среде гимназии, способствует развитию его как субъекта, интенсивному становлениию познавательной деятельности ребенка, формированию рефлексивных навыков и критического мышления, способствуют формированию компетентностей в образовательном процессе.

Литература:

  1. Личностно-ориентированное обучение. Хрестоматия. Под ред. Ивановой Е.О., М. 2002.
  2. Селевко Г.К. Современная российская гимназия в системе полного среднего образования. (Теория и практические рекомендации)/“Завуч” №1, 2007.