Школьный образовательный портал как инструмент для информатизации школьного образования

Разделы: Администрирование школы


Информатизация школьного образования является долгосрочной и многоплановой проблемой. В соответствии с проектом “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, федеральными целевыми программами “Развитие единой образовательной информационной среды” и “Электронная Россия”, краевой целевой программой “Информатизация образования: информационные технологии в общем образовании на 2001-2004 годы” школа призвана выполнить важнейший заказ государства по подготовке граждан к жизни в информационном обществе и, таким образом, одной из основных целей образования, связанных с процессами информатизации, выделяется создание единого информационного пространства и воспитание информационной культуры обучающихся, педагогов, родителей. В результате анализа и систематизации накопленного опыта была разработана Программа информатизации школы №108 на 2005-2008 гг.

Цель программы: Создание единой информационной и образовательной среды, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования, внедрять их во все виды и формы образовательной деятельности.

Среди задач, направленных на достижение цели, коллектив школы выделил основные:

  • Cоздание системы, обеспечивающей коммуникационные информационные потоки между участниками образовательного процесса в школьном пространстве с последующей интеграцией в районное, городское, краевое образовательное пространство.
  • Создание школьного информационно-образовательного портала, включающего в себя: нормативно-правовые документы ОУ, материалы педсоветов, совещаний, банк методических разработок учителей, применяющих ИКТ в своей профессиональной деятельности, советы социолога, психолога и т. д.

В Программе информатизации школы на первом этапе были определены следующие направления:

  • Организация работы с учителями, желающими применять компьютеры для преподавания своих дисциплин; обучение желающих основам компьютерной грамотности; повышение квалификации и переподготовка педагогов в рамках проекта ИСО (на базе ММЦ), в КК ИПК РО.
  • Создание учителям условий для подготовки и проведения всех видов школьных занятий с использованием информационных технологий и Интернета.
  • Разработка нормативно-правовой базы в области информатизации образовательного учреждения школы №108:
  • Предоставление учащимся и преподавателям доступа к многообразию современного программного обеспечения в сети Интернет и к медиаресурсам для индивидуальной работы во внеурочное время.

В ходе реализации первого этапа Программы информатизации наметились варианты для уточнения и корректировки некоторых шагов по осуществлению второго этапа Программы:

  • Включение в практику работы МО по предметам регулярных обзоров, анализа и рецензирования новых цифровых ресурсов по предметам.
  • Участие учителей-предметников в районных, городских мероприятиях (таких как фестиваль образовательных идей, фестиваль “Открытый урок”, проводимый газетой “1 сентября”, Интернет-государство учителей, Августовский Интернет-педсовет).
  • Создание презентационного кабинета, что позволит качественно улучшить, расширить возможности применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.
  • Повышение ИКТ-культуры учителей-предметников через приобщение их к участию, разработке сетевых мероприятий, к использованию сетевых информационных ресурсов таких, как городской и районный образовательный порталы и стала реальностью такая идея, как школьный образовательный портал.

Отчетливо проявилась потребность в месте, где можно разместить методическую информацию, где можно получить квалифицированную помощь от администрации и специалистов, где идет активное обсуждение педагогических и воспитательных вопросов и можно включиться в это обсуждение, задать свой вопрос и получить на него ответ, а также можно выставить на суд коллег свои творческие работы и многое другое. И, что немаловажно, сделать все перечисленное можно всегда, в любое удобное время, информацией можно воспользоваться в любой форме – распечатать нужный материал, сохранить на диск, прочитать. Для реализации всех задумок и был создан школьный образовательный портал, идея создания которого принадлежит директору школы Дебеловой Т.А.

Рождение портала началось с создания инициативной группы, которая проанализировала заказы, поступающие от администрации, учителей, выявила информационные потоки, имеющиеся в школе и создала структуру портала. Участники инициативной группы впоследствии стали членами школьной команды по информатизации и конструктивно и плодотворно работают по реализации школьной программы информатизации. Информационные потоки рационально и целенаправленно могут быть реализованы и использованы только при организации локальной сети во всей школе. Информационное пространство школы наиболее полно можно реализовать, создав Школьный образовательный портал. Это:

В настоящее время ведется заполнение и тестирование портала. Были созданы несколько форм для автоматического заполнения данных учителями, а именно - экспертиза мультимедиа дисков, заказ на компьютерное оборудование для уроков учителей-предметников и др. Предполагается создание новых форм для автоматического внесения информации на портал в рубрике “Методическая служба” от руководителей МО, автоматизация процесса выставления статей и уроков.

На данный момент на школьном портале работают форумы по прошедшим педсоветам, форум в помощь аттестующимся учителям и др. Уже сегодня на школьном образовательном портале создается банк педагогических идей по использованию ИКТ учителями школы. Организована и проводится на базе школы педмастерская по обмену опытом учителями, использующими ИКТ в своей деятельности. Учителя школы принимают участие в конкурсах пединициатив, проводимых в рамках проекта “Информатизация системы образования”, в проекте “Дистанционное обучение на профильном уровне с применением Интернет”.

Учебными программами, курсами и методическими материалами, размещёнными на школьном сервере могут воспользоваться все желающие. Учителя-предметники разрабатывают собственные цифровые образовательные ресурсы по преподаваемым предметам и выставляют их на портал. Такая форма работы с медиаресурсами, как экспертирование дисков помогает учителям закрепить навыки работы на компьютере, определиться с вариантами использования ИКТ на уроке, выявить потребности в электронных ресурсах.

Участие в жизни школьного образовательного портала способствует овладению всеми участниками образовательного процесса современным инструментарием взаимодействия – коммуникационными связями на основе информационных технологий, делает процесс использования информационных ресурсов для решения проблем образовательного процесса более эффективным.

Наш информационно-образовательный портал на сегодняшний день является локальной сетевой оболочкой, которую планируется после тестирования выставить в Интернет.