Практика создания портфолио в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Образовательная технология “портфолио” в средней и основной школе рассматривается как часть программы профильного обучения и предъявление своих достижений при поступлении в профессиональные учебные заведения.

Учителя начальной школы многие годы бережно собирали и хранили первые работы своих учеников и учениц в папках, чтобы вручить их выпускникам и выпускницам школы. “Палочки” и “крючочки”, рисунки, задачки и диктанты, фотографии и творческие работы явно, но не поэтапно, показывали интеллектуальный рост девчонок и мальчишек. Портфолио, как новая и актуальная форма внеклассной работы, позволяет проследить индивидуальный маршрут развития личности в течение всех лет обучения в различных областях деятельности, что позволяет оценить динамику развития успехов и глубину интересов. Педагоги страны по-разному представляют портфолио учащихся в начальной школе. Мы поделимся своими находками и успехами.

В прошлом учебном году на родительском собрании мамы, папы, бабушки и дедушки на бумажных колокольчиках – символах начала учебной деятельности – написали пожелания первоклассникам и первоклассницам (рис.1).

рис. 1

рис. 1

Первые рисунки, фотографии и напутствия нашли своё место в именных папках – портфолио, название которым мы с детьми придумали сообща: “История моих достижений” и “Личные достижения”. Оформление и отбор материала для портфолио происходил с учётом мнения каждого ребёнка. С огромным удовольствием в файлы портфолио учениками и ученицами вкладывались выступления на уроках окружающего мира и чтения, творческие работы к юбилеям значимых для страны людей, знаменательным датам календаря, благодарности и грамоты, полученные как в школе, так и в центрах дополнительного образования. После анализа своих умений и навыков на уроке труда родилась страничка “Я уже умею” (рис.2).

рис. 2

рис. 2

Учащиеся ответственнее относятся к занятиям, увлечениям, свободному времени. Есть общее и, в то же время, личное дело у каждого – раскрытие способностей и самореализация. Каждый ребёнок уникален! Каждый ребёнок – “звёздочка” для родителей и педагогов. На страничке “Мой звёздный путь” разноцветные звёзды символизируют активную жизненную позицию учащихся в обучении грамоте, спорте, творчестве (рис.3).

рис. 3

рис. 3

Участие и успехи мальчиков и девочек в конкурсах и викторинах, в спортивных соревнованиях и спектаклях, делах класса и школы, разнообразную и разностороннюю информацию о раскрытии возможностей и достижениях каждого за первый год обучения в школе решили зафиксировать на итоговой страничке “Какая я?” и “Какой я?”. На классных часах ребята придумывали номинации и определяли победителей. На лучиках солнышка с портретом ученика или ученицы в центре указаны достижения за учебный год и победы в номинациях “Считай-ка”, “Смекни и реши”, “Опрятная коса”, “Правильная осанка”, “Риторик”, “Аппетит”, “Школьная библиотека”, “Каллиграф”, “Трансляция знаний”, “Спящая красавица”, “Оч. Умелые ручки”, “Фабрика звёзд”, “Энциклопедист”, “Пунктуальность”, “Улыбка друзьям”, “Скакалочка”, “Волшебные краски”, “Затейник”, “Лучший пловец”, “Футболист”, “Посещаемость”, “Моя парта”, “Золотой” голос класса”. Каждый учащийся обязательно оказался победителем в какой-либо номинации (рис.4).

рис. 4

рис. 4

В портфолио включены “палочки” и “крючочки” из первых школьных работ, как сюрприз от учителей. Странички, оформленные руками педагогов на обложках первых печатных тетрадей учеников во время летних каникул, доставили немало приятных воспоминаний детям в новом учебном году (рис.5).

рис. 5

рис. 5

На августовском собрании во втором классе родители ознакомились с папками достижений своих детей. Уже по традиции, мамы и папы, бабушки и дедушки написали на осенних листочках пожелания на будущий учебный год. Портфолио учащихся во втором классе с первых дней сентября заняли место на стеллажах. Ребята с интересом и гордостью рассматривают свои папки и папки одноклассников, показывают друзьям, дают советы и рекомендации. Теперь уже учащимися, по образцу, оформлена первая страничка портфолио за 2 класс, каждым выбран свой девиз года (рис.6).

рис. 6

рис. 6

Сочиняя задачи на уроке математики, решили создать раздел портфолио “Учебник будущего” с заданиями и иллюстрациями от второклассников. Составленные и оформленные девочками и мальчиками задания раскрывают индивидуальность ребят и способствуют осмыслению изученного материала. Папки пополняются отзывами о прочитанных книгах, впечатлениями от экскурсий, сообщениями по предметам, рисунками о школе, грамотами за участие и победы в конкурсах “Мы – дети твои, Москва!”, “Содержу в порядке книжки и тетрадки” и всем тем материалом, который сейчас ценен хозяину портфолио. В этом году вместо солнышка, по решению класса ещё в конце прошлого учебного года, девочки и мальчики “выращивают” сказочный цветок с множеством листьев, на которых виден личностный рост ребят (рис.7).

рис. 7

рис. 7

Второй класс планируем закончить презентацией портфолио.

Учителя в союзе с родителями через ситуацию успеха поддерживают мотивацию и креативность школьников, обсуждают различные варианты оформления, учат рефлексии, умению планировать и организовывать свою деятельность. За годы обучения в средней и старшей школе расширяются интересы ребят и корректируются приоритеты. Странички портфолио, собранные в начальной школе, не только память о младшем школьном возрасте, но и возможность для учителей средней и старшей школы разглядеть неповторимость воспитанников, обеспечивая преемственность в школе.