Осень в поэзии, живописи, музыке

Разделы: Начальная школа


Цель: Раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки.

Задачи образовательные:

  • обогатить словарный запас учащихся;
  • учить детей получать радость от общения с искусством;
  • показать тесную связь, близость искусства слова, живописи и музыки;
  • учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами.

Задачи развивающие:

  • развивать чувственное восприятие, творческую фантазию и воображение;
  • развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.

Задачи воспитательные:

  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к произведениям искусства;
  • воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Литературные произведения:

А.С. Пушкин

Ф. Тютчев

Н.А. Некрасов

С. Есенин

М.Ю. Лермонтов

А.Н. Плещеев

А. Майков

А.А. Фет

А.К. Толстой

И. Бунин

“Унылая пора! Очей очарование”, “Уж небо, осенью дышало”

“Есть в осени первоначальной”

“Несжатая полоса”, “Славная осень”

“Нивы сжаты. Рощи голы”

“На севере диком стоит одиноко”

“Осень наступила, высохли цветы”

“Кроет уж лист золотой”

“Ласточки пропали”

“Осень обсыпается весь наш бедный сад”, “Осень”

“Чаща леса”

Музыкальное произведение:

  • П.И. Чайковский из цикла “Времена года” - “Октябрь. Осенняя песня”.

Репродукция картины:

  • И.И. Левитан “Золотая осень”.

Оборудование:

  • магнитофон,
  • фонохрестоматия;
  • портреты: русских поэтов, художника - И.И. Левитана, композитора - П.И. Чайковского;
  • репродукция картины;
  • мультимедийный проектор, слайды;
  • сборники стихов.

ХОД УРОКА

Орг. момент.

Учитель: Ребята, как называется тема, над которой мы работаем на уроках литературного чтения?

На протяжении нескольких уроков мы знакомились с произведениями русских поэтов и писателей, а сегодня, мы обобщим наши знания и узнаем, что не только в поэзии, но и в живописи, музыке предоставлено прекрасное время года, какое…? Отгадайте загадку:

Грачи улетели. Леса пожелтели.
Одни зеленеют лишь сосны, да ели.
Дни стали короче, длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда такое бывает? (осенью)

Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина “Цветок”.

Учитель: Русские поэты писали свои стихи о Родине, родной природе, крестьянской доле. Читая эти стихи, вы все больше и больше, будете узнавать о том, как горячо любили русские поэты свою Родину, какие прекрасные посвящали ей стихи. Свое поэтическое мастерство они отдали на служение народу.

Дорогие ребята! Я приглашаю вас в удивительное путешествие. Мы узнаем, как в произведениях русских поэтов, художников и композиторов представлено прекрасное время года – осень. А помогут нам совершить путешествие страницы устного журнала.

1 страница нашего журнала называется ОСЕНЬ В ПОЭЗИИ <Приложение 1>.

Учитель: Сегодня мы будем читать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – ОСЕНИ.

Какая бывает осень?

1 ученик: Есть две осени. Одна золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем,

любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской.

2 ученик: Вторая осень поздняя – она вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Оно кроется в уверенной надежде человека в том, что нескончаем свет солнца, что природа вечно жива, а ее увяданье – придает природе особенную красоту.

Дети читают стихи русских поэтов - Ф.Тютчева, Н.А.Некрасова, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова, А.Н.Плещеева, А.Майкова, А.А.Фета, А.К.Толстого, И.Бунина из сборников стихов и наизусть.

2 страница нашего журнала посвящена великому русскому поэту А.С. ПУШКИНУ <Приложение 2>.

Ученица рассказывает о творчестве А.С. Пушкина.

Дети читают стихи А.С. Пушкина.

Физминутка.

А теперь давайте отдохнем и представим картину осени:

“Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (машут руками).
И на землю тихо сели (приседают).
Ветер снова набежал и листочки все поднял (поднимаются).
Закружились (кружатся), полетели (машут руками)
И на землю тихо сели (садятся по местам).

3 страница нашего журнала – КРАСКИ ОСЕНИ <Приложение 3>.

Учитель: Поэты пишут свои стихи словами, выражая свои чувства, любовь к Родине, природе, а художники создают свои картины красками.

Знакомство с картиной И.И. Левитана “Золотая осень” <Приложение 4>.

Учитель: Посмотрите на картину Исаака Ильича

Левитана “Золотая осень”. Это произведение может быть названо одним из самых поэтических русских пейзажей XIX века. Создавая эту картину, художник подстерег особенно трогательную минуту нашей природы – светлый канон осени.

  • К какому жанру относится эта картина? (пейзаж)
  • Какой колорит картины? (холодный или тёплый) Почему?
  • Что вы видите на картине? (мы видим на картине опавшие листья, реку, березки,  солнце, багряную траву)

Учитель: Березки с тонкими стройными стволами (на левом берегу) сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев течет тихий, прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Все предметы, вся природа пронизана ожиданием. Это состояние ожидания по-своему выражают деревья в безветренную погоду. Мы невольно слышим шелест листьев.

  • Какие краски использовал пейзажист, чтобы воссоздать осень? (желтые, красные, багряные, голубой, розовый)

Учитель: Красота осеннего дня передана с помощью цвета, цветовой гаммы. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной. Яркими красками играет красновато-розовый куст на темном фоне реки. Усиливают впечатление воздушности пейзажа и розоватые легкие облака, которые плывут по нежно-голубому небу.

  • Какие чувства она вызывает? (ответы детей)

Учитель: С помощью цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения - радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

   Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. К этому пейзажу Левитана ничего нельзя прибавить, и ничего нельзя отнять. Никогда еще прежде И.Левитан не находил в природе такой красоты. Целомудренная, нетронутая красота осени, трогательная чистота пробуждают творческое настроение. Можно часами любоваться этой картиной: от нее веет простором, покоем, любовью.

4 страница нашего журнала – ЗВУКИ ОСЕНИ <Приложение 5>.

Учитель: Свою любовь к русской природе композиторы выражают с помощью музыкальных звуков.

П.И. Чайковский – великий русский композитор. Он написал музыкальное произведение “Времена года”, в котором выразил свою любовь к русской природе. В этом произведении представлены все 4 времени года. 12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12 месяцам.

Мы сегодня с вами откроем этот альбом “Времена года” на осенней страничке, и услышим пьесу “Октябрь”, которую композитор назвал “Осенней песней”. Осень была одним из любимых времён года композитора.

Обратите внимание:

  • Какой характер музыки?
  • Какие картины осени вы представите, слушая это произведение?

Слушание музыки. П.И.Чайковский “Времена года” - “Октябрь. Осенняя песня”

  • Какой характер музыки? (лирический, напевный, грустный, спокойный, заунывный, задумчивый)
  • Какие картины осени вы представили, слушая это произведение?

Учитель: Пётр Ильич Чайковский в своем произведении передал тишину осени, задумчивость природы. Октябрь, середина осени. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая – с опадающей листвой, унылая, грустная с тихим плачем осеннего дождя.

Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на увядающую осеннюю природу.

Поэты, художники и композиторы, используя различные средства выразительности - слово, краски, звуки, воспевали красоту, выражали свою любовь к Родине, природе.

Обобщение урока.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами совершили путешествие.

  • Какие страницы журнала мы пролистали? (поэзия, А.С. Пушкин, живопись, музыка)
  • Какие стихотворения вы прочитали? Кто их написал?
  • Всегда ли стихи об осени вызывали радостное настроение? Почему?
  • Назовите художника и картину, в которой представлено время года – осень.
  • Кто написал музыкальное произведение “Времена года”? Как называется пьеса, которую мы прослушали?
  • Что объединяет произведения поэтов, художников, композиторов?
  • Что мы узнали нового на уроке?

И завершаю я наш урок словами Н. Никитина:

“Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир”. <Приложение 6>.

Литература:

  1. Репродукция картины взята на сайте "Art-каталог живопись и графика - картины - Государственная Третьяковская галерея, Москва.htm"