"Богатство и многообразие музыки разных народов мира"

Разделы: Музыка


Цель урока: Продолжать знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке.

Задачи:

Образовательные:

Учить понимать особенности музыкального языка разных стран и народов. Вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения.

Развивающие:

Развивать вокально-певческие навыки у умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Формировать музыкальный вкус учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать через музыку разных стран и народов дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности. Воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.

Музыкальный материал:

  1. Джордж Гершвин, “Колыбельная” из оперы “Порги и Бесс”, - слушание
  2. Болгарская народная песня “Посадил полынь я”, – слушание.
  3. Музыка В.Мурадели. Слова С.Островского. “Мы будем петь о мире”, – исполнение песни.
  4. Музыка Б. Савельева. Слова Л. Жигалкиной и А. Хайта. “Большой хоровод”,- исполнение песни.
  5. Чешская народная песня “Полька” - слушание, (разучивание 1 куплета для разминки).
  6. Зольтан Кодай. “Чардаш”.

Использование ИКТ:

1. Видеофрагмент: “Музыкальная культура Венгрии”.

ТСО: Магнитофон, аудиозаписи.

Музыкальный инструмент: фортепиано.

Ход урока.

Организационная часть урока.

1. Музыкальное приветствие “Добрый день”, (по ступеням звукоряда).

2. Учитель сообщает тему урока: “Богатство и многообразие музыки разных народов мира” (Приложение) и читает эпиграф. (Приложение).

“Так давайте устроим большой хоровод,
Пусть все люди земли с нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех”.

3. Вступительная беседа об особенностях музыкальной культуры разных стран и народов.

- Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

- Да, это язык музыки.

- Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?

- У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

- Народы разных стран имеют свою собственную национальную музыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века в век. О музыке некоторых народов мира мы с вами сейчас узнаем. Небольшой материал об этом подготовили учащиеся класса. (Приложение).

1. Китай.

-Китайская Пекинская опера сочетает в себе акробатику, пантомиму, песни и танцы. Музыканты играют на гонгах, колокольчиках, барабанах, струнных инструментах и своеобразных органах – шэн.

2. Индия.

-При сочинении музыки индийские музыканты пользуются специальными ритмическими и мелодическими схемами. Здесь очень популярны барабаны табла и струнные инструменты – ситары.

3. Африка.

-Во многих районах Африки распространён щипковый инструмент, сделанный из тонких стальных язычков, закреплённых в половинке вычищенной и высушенной тыквы. Разные язычки издают разные ноты. Вдобавок при этом бренчат ракушки, прикреплённые к корке тыквы.

4. Австралия.

- Австралийские аборигены исполняют сложные ритмы при помощи палочек и погремушек. Кроме того, они играют на длинных духовых инструментах - диджериду.

5. Япония.

- В Японии существует особый музыкальный стиль, называемый “театром но”, сочетающий музыку, танец, поэзию и своеобразные костюмы. Актёры нараспев читают слова под барабанные ритмы. Музыканты аккомпанируют танцам игрой на флейтах, барабанах и струнных инструментах – сямисенах.

6. Индонезия.

- Индонезийский национальный оркестр называется “гамелан”. Он состоит из инструментов, похожих на ксилофоны и металлофоны. Каждый музыкант в нём исполняет свою партию одной и той же мелодии.

- В США музыка много лет вбирала в себя черты самых разных стилей. Сейчас они играют на скрипках, аккордеонах.

- В европейских странах существует много разных видов народной музыки. Во всём мире символом русской музыки стала балалайка. В швейцарских горах пастухи играют на длинных трубах, называемых альпийскими рогами.

- На островах Карибского моря очень популярны металлические барабаны. Существуют целые ансамбли, играющие на таких барабанах.

- Ближний Восток. Во многих районах Ближнего Востока во время праздников играют на громких духовых инструментах, похожих на гобой. Играя на них, музыканты сильно раздувают щёки.

- Южная Америка. Музыканты Перу и Боливии часто поют и танцуют под аккомпанемент Колокольцев, барабанов и флейт Пана. Флейта Пана – набор деревянных трубок разной длинны, связанных вместе.

Итак, мы увидели, что музыкальная культура каждого народа очень богата и разнообразна.

Основная часть урока.

1. -На предыдущих уроках мы уже знакомились с музыкой некоторых стран и народов. Сейчас послушайте музыкальный фрагмент и вспомните название этого произведения. (дети по звучанию называют уже знакомое им произведение)

Слушание фрагмента “Колыбельная”

- Вспомните и назовите композитора, который сочинил это произведение.

- Джордж Гершвин, американский композитор.

(Приложение).

- Послушайте ещё один фрагмент музыкального произведения и также назовите его, и кто является его автором.

Слушание фрагмента болгарская народная песня “Посадил полынь я”.

- Скажите, язык, на котором звучали эти песни вам понятен?

- Нет?

- А можем ли мы, не зная языка определить характер этих песен?

- Да. “Колыбельная” плавная и протяжная, мелодичная, а болгарская песня быстрая, энергичная, шуточная, в ней использован приём скороговорки.

- Это ещё это говорит о том, что музыкальный язык понятен всем людям земного шара.

2 . -Ребята отгадайте сейчас загадку:

Я - ваша подруга,
Я – ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я?
Ну, конечно же, … (песня)

3. - Конечно же, ребята мы с вами уже знаем, что каждый народ имеет свои песни, народные и композиторские. Что песня это неотъемлемая часть в жизни человека. Она помогает, когда нам тяжело, радует нас на праздниках, сплачивает людей единой волей. Давайте и мы с вами споём уже известную песню в защиту мира на всей земле.

Учитель играет мелодию песни, (дети по звучанию называют её).

Звучит фрагмент песни “Мы будем петь о мире”.

Этапы вокально-хоровой работы:

А). Работа над певческой постановкой корпуса.
Б). Расспевка.
В). Повторение текста всей песни.
Г). Концертное хоровое исполнение песни.

4. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с музыкальной культурой разных стран и народов. Давайте мы отправимся в путешествие в Венгрию.

(Используется диск “Энциклопедия классической музыки”, раздел экскурсии).

5. Одним из известных композиторов Венгрии является Золтан Кодай. (Приложение). Его творчество тесно связанно с жизнью, историей, культурой венгерского народа, отмечено красочностью музыкального языка, высоким профессиональным мастерством.

“Его произведения – откровение венгерской души”

(Бела Барток) – венгерский композитор.

-Сегодня на уроке я познакомлю вас с популярным венгерским танцем Чардаш. Композитор З Кодай использовал этот танец в своей опере про весёлого, умного, хитрого и находчивого парня Яноша.

Слушаем фрагмент “Чардаш” из оперы “Хари Янош” З. Кодая.

6. -Одним из известных народных танцев в Венгрии является также и полька.

Слушание фрагмента чешской народной песни “Полька”.

-Сейчас ребята мы с вами разучим один куплет этой песни и с его помощью проведём разминку.

Руки сами хлопают, хлопают,
Ноги сами топают, топают.
Дружит танец с песенкой, песенкой,
Всем ребятам весело, весело.

7. Закрепление материала.

Проводится игра. “Исправьте мои ошибки”. (Подготовить плакат, на котором дети стрелками указывают правильные ответы)

Джорш Гершвин “Посадил полынь я”
Зольтан Кодай “Полька”
Болгарская народная песня “Чардаш”
Чешская народная песня “Колыбельная”

Итог урока.

1. Совместные выводы учителя и учащихся.

- Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения на основе народной музыки. И самое главное - мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара.

2. Исполняется песня “Большой хоровод”. (Приложение).

И урок я бы хотела закончить стихотворением.

“В каком бы краю вы, ребята, не жили,
Вас голуби крепкою дружбой сдружили.
Как вестники мира пускай пролетают
Над каждой страной голубиные стаи”.

(А.Митяев)

Или

“Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной”.