Конспект логопедического занятия во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Занятие №1

Тема: Дифференциация звуков В-Ф

Цель: учить дифференцировать звуки В-Ф, определять их положение в слогах, словах;

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки В-Ф по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков В – Ф.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Садитесь.

- Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.

- Определите количество звуков в своей фамилии.

II. Основная часть

Введение в тему

- А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую.

- По первым звукам слов-картин составить слова.

(на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода)

- Кто готов? Слушаем.

- Совершенно верно. Ваня, Фая.

- Что означают эти слова? (Имена) (Вывешиваются портреты Вани и Фаи)

- Назовите первые звуки в их именах. (Звуки В-Ф)

- Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.

- Запишите сегодняшнее число и тему занятия.

14 декабря

Вв – Фф

- А также запишите имена героев сегодняшнего занятия: ВАНЯ, ФАЯ.

- Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)

- При произнесении звуков В-Ф нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук В произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук Ф – без голоса, голосовые связки отдыхают.

- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук В. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

- А теперь произнесите звук Ф. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)

- Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?

- Итак, звук В – согласный, звонкий; звук Ф – согласный, глухой.

- А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук В мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).

(Звук Ф мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)

2. Речевая разминка

- Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:

Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи

3. Игра «Хлоп и топ»

- Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками В –Ф. На слова со звуком В – топаете, со звуком Ф – хлопаете.

( корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона)

4. Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки В-Ф. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.

(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)

- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.

5. Упражнение «Лишнее слово».

- В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,

Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?

Коро.а, с.екла, .утбол, кла.иши.

Ту. ли, .онтан, ке.ир, .аленки.

.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.

6. Графическое изображение слова.

- Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.

Образец: вок ___ ,

вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.

- Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.

7. Разгадывание кроссворда.

- Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.

В

       

В

       

В

       

В

       
   

Ф

   
   

Ф

   
   

Ф

   
   

Ф

   
  • За водой идут –
    Песни звонкие поют.
    А назад идут –
    Слезы льют. (Ведра)
  • Зазвенели ручьи,
    Прилетели грачи.
    В дом свой, улей, пчела
    Первый мед принесла.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает? (Весной)
  • По полю рыщет,
    Поет да свищет,
    Деревья ломает,
    К земле приклоняет. (Ветер)
  • Без ног и без крыльев оно,
    Быстро летит,
    Не догонишь его. (Время)
  • Знак, обозначающий число. (Цифра)
  • Обувь. (Туфли)
  • Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)
  • Водитель автомобиля. (Шофер)

8. Физминутка «Ветерок»

Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Деревцо все выше-выше,
Ветерок все тише-тише…

9. Составление слов из отдельных слогов. (на доске картинки: ворона, фазан)

- Узнали птиц? Назовите их.

- Обратите внимание, как пишется слово: ВОРОНА

- Почему у этой птицы такое название? Какая подсказка содержится в слове? Какие два слова спрятаны в слове. (Вор, он).

- Правильно, оказывается ворона ворует яйца и птенцов у чужих птиц, потому ее и прозвали «ворона».

- Прилетела ворона и принесла конверт. Конверт не простой, а с заданием. Каждый из вас получит карточку и составит слово из слогов. По цепочке будем работать у доски, остальные у себя в тетрадях.

В конверте находятся карточки со слогами на каждого ребенка:

рон, во
нуш, во, ка, ро
нё, ро, нок, во
ний, ро, во
е, ронь, во

Запись слов на доске:

Ворон, ворона, воронушка, вороненок, воронята, вороний, воронье.

- Обведите букву О в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги, выделите одинаковый корень в словах.

- Как называется такая группа слов? (Однокоренные)

- Подчеркните букву В – двумя чертами.

- Устно образуем родственные слова и со словом ФАЗАН. (прослушать)

- А теперь я диктую, а вы записываете:

фазан, фазанёнок, фазанята, фазаний (глаз), фазанье (гнездо).

- Какие называются эти слова? (однокоренные)

- Выделите общий корень, Ф – подчеркните одной чертой.

- Назовите первые звуки в словах ВОРОНА И ФАЗАН. Охарактеризуйте эти звуки. (В слове ВОРОНА, В – согласный, звонкий; в слове ФАЗАН, Ф – согласный, глухой.)

10. Работа над пословицей. (На доске записано предложение)

Ворона проворонила воронят.

- Прочитайте предложение.

- Это пословица. Давайте попытаемся объяснить значение пословицы. (Выслушать детей)

- Поупражняемся в запоминании этой пословицы. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.

- Еще раз - с закрытыми глазами.

- Обратите внимание на все слова в предложении, корень у них - одинаковый. А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.

- Во всех словах выделите общий корень. Подчеркните букву В – двумя чертами.

- Поупражняемся в быстром проговаривании этого предложения.

- Придумайте предложение со словом ФАЗАН. Слушаем.

- Чье предложение вам понравилось? Давайте его запишем. Подчеркните букву Ф- одной чертой.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Дайте характеристику этим звукам.
- Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии во 2-м классе

Занятие №2

Тема: дифференциация звуков В-Ф

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков В-Ф и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами;

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки В-Ф по глухости – звонкости в словах, словосочетаниях и предложениях;

  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;

  • активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;

  • развивать связную речь;

  • соблюдать преемственность в работе с учителем;

  • развивать зрительное внимание и память;

Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв В – Ф, графические профили звуков, текст рассказа «Птичка».

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Садитесь.
- Вспомните названия дней недели по порядку. Отвечаем по цепочке.
- Какой был день позавчера? Вчера? Какой день наступит завтра? Послезавтра?
- Теперь назовем все названия дней недели по порядку.

II. Основная часть

Введение в тему

- Что видите на картинках? Назовите их. (сова, софа)

- Уточним, что они обозначают.

- Какими звуками они различаются при произнесении?

- Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.

Сообщение темы

- Да, сегодня мы продолжим работу по различению звуков В-Ф

- Запишите число, месяц, тему.

16 декабря

Вв – Фф

- А также запишите слова: сова - софа. Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной. Назовите слог с буквой В в слове СОВА, слог с буквой Ф – СОФА.

- Давайте вспомним то, о чем говорили на предыдущем занятии.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)

- Дайте краткую характеристику звукам.

(Звук В – согласный, звонкий; звук Ф – согласный, глухой.)

2. Речевая разминка

- Читаем цепочки слогов с доски – хором.

Ва – во – ве
Фо – фу- фи
Ава – ува – ыва
Уфо – афы – офу
Вафа – вофо - вуфу

3. Игра «Кто внимателен?»

- Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками В - Ф, а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой.

(коврик, телефон, самовар, повар, филин, соловей, портфель, кофе, свекла)

4. Запись слов в два столбика В - Ф.

- Я диктую слова, а вы подумайте, куда будете записывать. Подчеркиваем слоги с буквой В – двумя чертами, Ф – одной чертой. (Дети должны, опираясь на гласные, в уме разделить слова на слоги и найти слог с буквой В или Ф.)

(айва, кофта, виноград, фартук, слива, шарфик, вишня, футболка)

- Прочитаем, какие слова вы записали в первый столбик. Читаем по «цепочке», называем слог с буквой В в слове. Подумайте и скажите, как назовем эти предметы одним словом.

(Фрукты)

- Читаем слова второго столбика, называем слог.

- Назовите одним словом слова второго столбика? (Вещи, одежда)

5. Наблюдение за согласными В – Ф, при произнесении один из которых оглушается.

- Посмотрите на доску. Даны слова, некоторые из них при произнесении не соответствуют написанию. Давайте уточним, какой именно звук требует проверки: В или Ф.

торф, рукав, певцы, шкафчик

- Правильно, звонкий звук В в конце и середине слова произносится как звук Ф, поэтому звук В требует проверки. Вспомним правило о правописании парных согласных: надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

6. Игра «Один – много»

- Поиграем в игру «Один-много», с перекидыванием мяча. Измените слова, чтобы не было сомнений в правильном написании буквы. Сначала я произнесу слово в единственном числе, а вы мне отвечаете во множественном числе.

Бровь, остров, шеф, посев, лев, штраф, миф.

- А теперь наоборот, я произнесу слово во множественном, а вы – единственном.

Певцы, ловцы, пловцы, кузовки, прилавки, поплавки.

7. Упражнение на самостоятельное выполнение

- Измените слова так, чтобы после согласных В и Ф появился гласный. Напишите слова парами. Подчеркните слоги с буквой В – двумя чертами, Ф – одной чертой.

Шарф - …, клюв - …, припев - …, улов - …, остров - …, мотив - …, шкаф - …

8. Физминутка «Море волнуется»

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура – замри!

9. Составление словосочетаний, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркнуть слоги с буквой В - двумя чертами, Ф – одной чертой.

Красивый

ватрушка

Свежая

флакон

Шелковый

фабрика

Обувная

шарфик

новый

конфета

вкусная

сарафан

10. Работа у доски.

- Прочитайте незаконченные предложения и слова для справок. Выберите слова по смыслу и допишите их в предложения. Выделите слоги с буквами В и Ф. Работу выполняем только на доске, по «цепочке». Один записывает, остальные проверяем.

Вера открыла … .
Оборвался телефонный … .
Федя осветил дорогу … .
У машины не было одной … .
Фаина сварила компот из … .
В нашем доме не работает … .

Слова для справок: фонарь, форточка, фрукты, лифт, провод, фара.

11.Чтение текста.

- Перед вами текст. Рассказ называется «Птичка». Прочитаем его «цепочкой».

Птичка

Ваня и Фая услышали стук. Это птичка стучала в окно своим клювом. Ваня открыл форточку. Птичка влетела в комнату. Всю зиму дети ухаживали за птичкой. Наступила весна. Ваня открыл форточку и выпустил птичку на волю.

Ответим на вопросы:

- Как зовут мальчика и девочку?

- Кого они увидели в окно?

- Почему же птичка стучала в окно?

- Как поступили Ваня и Фая?

- Как вы думаете, кто еще нуждается в морозы и холода в человеческом внимании и помощи? - Что мы можем им предложить?

III. Итог занятия

- Какие звуки мы сегодня различали?

- Как они называются? (Парные согласные)

- Какие слова вы запомнили со звуками В – Ф? Назовите их.

- Какие задания вам понравились?

- Благодарю всех за работу, до свидания!