Программа работы в микросоциуме

Разделы: Социальная педагогика


Цель: Всемерное развитие активной жизненной позиции учащихся вне школы.

Задачи:

  • Преемственность и непрерывность воспитательной работы в процессе обучения в школе и во внеурочное время
  • Объединить усилия педагогического коллектива с другими государственными воспитательными учреждениями
  • Воспитание политических, нравственных и трудовых навыков

Методы исследования: метод наблюдения, анкетирование, метод интервью, тестирование, анализ документов

Ожидаемые результаты:

  • Перестройка семейных отношений и стиля семейного воспитания.
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
  • Восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи.
  • Взаимодействие родителей с педагогами в учебно-воспитательном процессе.
  • Активное включение родителей в процесс профилактики.
  • Создание экспериментальной площадки “ Школа – социокультурный центр микрорайона”.

Пояснительная записка

Единство и преемственность воспитательных воздействий в различных сферах жизнедеятельности человека: в учебной деятельности, в сфере семьи, быта, свободного времени, – важнейший принцип педагогики. Усиление внимания в современных условиях вопросам воспитания людей в семейно – бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное, основанное на ряде социально – политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание социально – экономического и идейно – политического значения свободного времени, управления им в интересах гармоничного развития личности.

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья и микросреда, в которой она находится, должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи и микросоциума.

Основные принципы работы школы в микросоциуме:

  • Принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном постоянном сотрудничестве школы со всеми социальными службами микрорайона.
  • Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся на уважении прав и свобод личности, оказании содействия в саморазвитии и социализации.
  • Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий поиск в каждой личности положительных качеств, веру в возможности и способности.
  • Принцип конфиденциальности, предусматривающий отношения открытости, надежности получаемой информации.

Раздел1
Организационные вопросы

Мероприятие Ответственные Сроки
1. Анализ воспитательных возможностей и потребностей микрорайона: материальной базы и культурно-производственного окружения; контингента населения микрорайона; воспитательных возможностей проживающих в микрорайоне семьей, родителей, общественности. Зам по ВР,

Соц. педагог,

Психолог.

сентябрь
2. Организация систематической учебы классных руководителей, учителей, организаторов по вопросам организации, содержания и методики внешкольного воспитания учащихся. Зам по ВР,

Соц. педагог,

Психолог.

В течение года
3. Оказание педагогической помощи в подборе, расстановке и обучении общественного актива микрорайона. Зам по ВР,

Соц. педагог,

Психолог.

сентябрь
4.Организация всесторонней деятельности детского школьного коллектива в микрорайоне. Парламент школы. В течение года

Раздел 2.
Педагогическое руководство воспитательной деятельностью семьи и общественности в микросоциуме.

 

Мероприятие Ответственные Сроки
1. Педагогическое влияние на воспитание школьников в семье:
  • непосредственное воздействие учителя на совершенствование семейного воспитания;
  • организация педагогического всеобуча родителей;
  • вовлечение родителей в активную общественно полезную деятельность в школе и по месту жительства (в том числе в воспитательную работу с детьми жителей микросоциума, в работу по благоустройству, озеленению территории, по охране общественного порядка);
  • педагогическое влияние на родителей через детей;
  • педагогическое влияние на семейное воспитание через общественность;
  • обобщение и распространение опыта воспитания в семье. Педагогическое влияние на воспитательную деятельность общественности в микросоциуме;
 

 

Кл. рук.
Администрация

Кл. рук.
Кл. рук.
Совет профилактики
Администрация

В течение года
2. Методическая помощь воспитателям – общественникам:
  • Организация постоянно действующего семинара: для общественного актива, ведущего воспитательную работу с жителями домов. В составе этого актива – члены территориальной депутатской группы, родительская общественность, руководители дворовых детских объединений;
  • для общественности, работающей с неблагополучными семьями.
  • создание в микросоциуме консультативных пунктов по вопросам содержания и методики воспитательной работы;
  • оказание каждодневной методической помощи в практической воспитательной работе общественности;
  • участие в создании и организации работы методического кабинета в микросоциуме по вопросам воспитания детей;
  • обобщение и распространение опыта воспитательной работы различных категорий общественности.
 

ЗАМ по ВР

Попечительский совет, Наркопост

ЗАМ по ВР
Психолог, соцпедагог
Психолог, соцпедагог
ЗАМ по ВР

В течение года

Раздел 3.
Организация и руководство деятельностью школьников в микросоциуме.

 

Мероприятие Ответственные Сроки
1. Организация и руководство деятельностью учащихся по усвоению и расширению знаний:
  • использование возможностей микросоциума в работе групп продлённого дня, осуществление руководства подготовкой домашних учебных заданий, организация товарищеской взаимопомощи в учёбе;
  • планомерное проведение массовых мероприятий в микросоциуме;
  • использование возможностей микросоциума, района, города на уроках, во внеурочной работе в школе, подбор учащимися практических домашних заданий по предметам, реализующих эти возможности;
  • организация в микросоциуме разнообразных клубов, кружков, секций учебно – познавательной направленности (предметные кружки, клубы технического творчества, научные общества школьников и молодёжи, клубы любителей природы, краеведов, книголюбов и т. д.)
  • проведение системы мер по пропаганде рабочих профессий среди школьников и молодёжи, по профессиональной ориентации, оказанию помощи в выборе жизненного пути;
  • осуществление систематической правовой пропаганды среди учащихся по месту жительства по развитию познавательных интересов школьников;
  • проведение индивидуальной работы в семье, по месту жительства по развитию познавательных интересов школьников.
 

 

Администрация


Общественность города


Педколлектив

Психолог, кл.рук.

Инспектор по правам детей
Кл. рук.

В течение года
2. Организация общественно полезной деятельности школьников по месту жительства:
  • широкое использование возможностей микросоциума, района для организации трудовой деятельности школьников; организация в микросоциуме школьной учебно -производственной практики, создание спортивно – трудового лагеря; организация общественно – полезного труда на шефских предприятиях; проведение субботников на территории микросоциума; организация деятельности учащихся по самообразованию, оборудованию и ремонту игровых и спортивных площадок, благоустройству, озеленению, оказанию помощи в домашних видах труда в своих семьях, семьях престарелых и инвалидов;
  • организация и руководство общественно – политической деятельностью школьников по месту жительства;
  • организация товарищеской взаимопомощи в учёбе;
  • организация выступлений старшеклассников с лекциями, беседами перед населением, руководство их работой по охране общественного порядка в микросоциуме;
  • создание выставок детского технического и художественного творчества в микросоциуме, проведение концертов – отчётов о деятельности клубов, кружков;
  • работа детского издательства в микросоциуме.
 

Педколлектив

 

 

 

 

Педколлектив

В течение года
3. Организация свободного времени школьников:
  • проведение культурно – массовых, спортивно – туристических мероприятий, направленных на активный здоровый отдых школьников, родителей и взрослого населения;
  • организация широкой сети кружков, секций, других объединений по интересам;
  • педагогическое руководство работой молодёжных клубов, игротек, спортивных и игровых площадок, других мест свободного времяпрепровождения учащихся;
  • руководство развитием художественного творчества детей, подростков, молодёжи (участие их в концертах художественной самодеятельности, в создании и распространении ценностей духовной культуры);
  • организация коллективных посещений кино, театров и т.д.
 

 

 

 

ЗАМ по ВР, кл.рук., соцпедагог, организатор, психолог

В течение года